Жаворонок

                Хлеб есть плоть моя – гласит писание. Кланяются ему от посевного зернышка до спелого колоса. Аромат хлеба ассоциируют с дымом отечества – он нам так же сладок и приятен. Историки до сих пор в поиске родины произрастания насущного злака. Но считают, что впервые человек употребил в пищу зерна диких злаков пятнадцать тысяч лет тому назад. С тех пор вкусы мало изменились. Неспроста хлебный злак содержит в себе силушку богатырскую. В начале XIX века во время Наполеоновских войн в Испании один Канарский полк, который высадился в Кадиксе и должен был пересечь весь полуостров, ни разу не получил хлеба, а довольствовался все время привезенной  с собой зерновой кашей – «goffio». В сутки выдавали по 150 граммов крупы на человека. При этом полк каждый день совершал 20-верстовые переходы, не имея ни одного отставшего. Это доказывает, что поджаренная и толченая пшеница, сохраняя все свои питательные вещества, отлично усваивается человеческим организмом.
                Хлебная корочка – как победный символ в битве за урожай. Испокон века нелегко достается зернышко пахарю. Недаром краюхе хлеба посвящены не только песни и стихи. Во славу хлебу писались картины и ваялись скульптуры. Музыкант, играя на флейте, задает ритм движения булочницам, вымешивающим тесто для хлеба - это маленькая глиняная фигурка из Боэтии (Греция) датируется концом VI века до н.э. Возможно, мелодия, является немаловажным компонентом при замесе теста. Стряпухи уверяют, что даже фаза Луны влияет на выпечку – не всегда у справной хозяйки калачи удаются. В пекарском деле нужны теплые руки и хорошее настроение. Характерной особенностью было и то, что в древности на хлебе ставили различные знаки-символы: крестик, розу, знак семьи или рода; на булочных изделиях для детей – петуха, белку, котенка, индюка и пр. Египтяне отпечатывали на нем свои пальцы, римляне – делали насечки, китайцы – рисовали круг – иероглиф, обозначающий солнце. На тесте изображали также боевой лук, зерно и стрелы, чтобы подчеркнуть, что хлеб защищен от врагов (берите на заметку, креативщики!). Наши пекари тоже на выдумку горазды. Из года в год ассортимент формируется исключительно из вкусов покупателей. Правда, в погоне за прибылью, некоторые хлебопеки забывают про совесть – основной компонент имиджа фирмы. Иной буханочкой хочется шлепнуть по «болваночке» – непропеченным тестом из завалявшейся муки с привкусом плесени, от пуза бы накормила бесстыжего поваренка, чтобы у него из всех щелей тесто повылазило. Да пустить по городу в таком виде, как это делали в Германии вплоть до XVIII века – провинившегося булочника привязывали к позорному столбу и оставляли на растерзание толпы. Впрочем, на Руси, согласно царскому Указу, в течение восьми лет до 1733 года недобросовестных булочников били батогами в тех местах, где они торговали. Петр I мог и на кол посадить!
                Рост цен на хлебобулочные изделия огорчает и сегодня. Работники зерновых хранилищ жалуются на ухудшение качества собранного зерна. Фирмы терпят огромные убытки из-за вредителей и насекомых, заражающих злаки. Без надлежащего оборудования зерно гниет, что приводит к заметному ухудшению качества муки и её потребительским способностям. Доходная база землепашца и хлебного магната в нашей стране несопоставима. Позорна для государства. Неудовлетворительное решение хлебного вопроса на самом «верху» во многих государствах было одной из главных причин народных возмущений, о которых столько написано в классической литературе. Король Франции в 1595 году отменил все налоги на зерно, что сразу урегулировало цены на хлеб по всей стране, и народ был очень доволен. Но сменивший его Людовик по совету Ришелье опять ввел прежние налоги на хлеб. Северные департаменты особенно пострадали от этого. Чтобы избежать уплаты чрезмерно высокого налога на пшеницу, крестьяне во Франции стали сеять овес. Из овса изготовляли недоброкачественный продукт, названный там «хлебом для голодающих». Положение улучшила отмена в 1774 году всех налогов на хлеб. Не усвоили уроки прошлого нынешние правители. Беспомощны и структуры, занимающиеся урегулированием цен.
                Без румяного каравая ни одно торжество не обходится. Слюнки текут,  когда вспоминаю мамины жаворонки, мешанные на дрожжах, с надрезами на хвостиках и с глазами-изюминками. В русской обрядовой кухне принято печь «жаворонки» накануне Благовещения. С годами их рецепт изменился – пресное ржаное тесто заменила пшеничная мука высшего сорта. Бурятхлебпром давно выпускает булочки наподобие таких жаворонков, но продавцы почему-то называют их фигушками. Головку поджарых птичек раньше украшали изюмины. Видно, приходится экономить, да и глазки при транспортировке теряются. С домашней выпечкой не сравнить, но цена и качество вполне конкурируют с ассортиментом других пекарен. На славу трудятся технологи и пекари данного предприятия. Практически все городские новинки распробованы. У «Хлебушка» хорошо получается кругленький карапуз «Докторский». «Титан» с «Абсолютом» стараются. Но их изделия вкусны с пылу с жару. На завтра хлебная продукция уже не так аппетитна, да и срок хранения выдает себя плесневелыми пятнами по горбушкам. Чувствуется, что быстрые ингредиенты не совсем полезны нашему гипердинамическому организму. Взрывной эффект для толстушек. Поэтому Бурятхлебпром не случайно в лидерах. С появлением у них новых рецептов выпечки хлеба можно и вовсе от булочек отказаться, а заодно избавиться от целлюлита. Достойное место в нашем рационе теперь занимают овсяный и гречишный хлеб. Попробовав раз, я отказалась от многих сладостей в пользу «энергетических носителей». Догадываюсь, отчего появилась на свет некрасовская строчка – коня на скаку остановит…Не в пример французской выпечке «для голодающих» наш овсяный хлебушек  - язык проглотишь. Но его вес и цена как-то не гармонируют по соотношению друг к другу. Дороговато. Хотя здоровье не менее ценная вещь.
                Еще не все поле деятельности перепахано. Пока живы наши бабушки – будут служить их рецепты. Вкус незатейливой домашней выпечки вполне по силам добросовестному производителю. Вспоминаю мамины розочки. Во рту таяли хрустящие пышные булочки, мешанные на добром масле и сырых дрожжах. Даже на простой воде. С сахарком. Несладкую лепешку из дрожжевого теста, щедро смазанную сливочным маслом и посыпанную сахаром, скручивали в трубочку, зажимали концы. С выпуклой стороны делали надрез. Развернув «губки», складывали на противень зажимом вниз и поливали сформировавшийся бутон растопленным сливочным маслом, еще раз посыпав сахаром. Во время выпечки раза в три увеличивалась форма цветка. Булочка была легкой как воздушный шарик. Румяной, как смущенная девочка. Кавалеры специально на «букетики роз» приходили. Под «Лунную сонату» Бетховена эти булочки были особенно аппетитны.
                О хлебе можно писать бесконечно. Он символ народного благополучия и богатства. Благодаря нежному колоску появились народные приметы. О том, каким родится хлеб, судили, к примеру, по весу первого яйца, которое курица снесет по весне. Обращали внимание на речной ледоход: лед на реке становится грудами, так и хлеба будут груды, а тонет лед – к бесхлебью. Бросали на крышу избы полотенце: если не скатится, то жди хлебород. Жалко, что поля наши стоят пустые. Мается земля от сорняка да конопли. Как дитя без материнского молока. Между тем, у христиан в самой главной, Господней молитве первое слово – о хлебе: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Насущный – значит необходимый для существования, обязательный для жизни. Верующие индийцы ежедневную утреннюю молитву начинают словами: «Все есть пища, но хлеб есть ее великая мать». Русское поле …Иногда кажется, что мы на нем сироты. Как жаворонки без зернышек и изюминок.




         Людмила Просвирина2


Рецензии