Что такое разум. Первое определение

Определение разума

Для начала, следует признать, что исчерпывающее определение разума нам не доступно по своей сути. И закончим на этом.
Однако, само понятие разума существует, и чтобы оперировать им в дальнейшем, его надо как-то обозначить. Все о чем я далее собираюсь писать будет касаться этого понятия и читателям дальнейшего текста, если таковые найдутся, будет не вредно знать, что же я имею в виду, говоря о разуме.
Итак, я имею в виду некую абстрактную сущность, которая объединяет в себе:

    способность к коммуникации и потребность в ней 1),
    способность к восприятию, хранению, сортировке и оценке информации,
    способность к абстрагированию, моделированию и представлению явлений и событий, а также их последовательности во времени (воображение, самосознание, логическое и образное мышление) и потребность в этом.


Более менее несомненной, при этом, является способность и потребность разума в развитии, то есть в накоплении и обработке новой информации, а также создании новых методов и приемов необходимых для этого. 2

Смысл этого определения сводится к тому, что сущности, не обладающие подобным качествами, хотя бы одним из них, не могу считаться разумными. Таким образом их можно назвать фундаментальными качествами разума. В то же время, стоит задуматься о том, насколько все эти способности связаны между собой и не могут существовать друг без друга.

Внимательный читатель заметит, что из всех характеристик разума, которые первоначально приходят в голову, я оставил только три. И это как раз потому, что все остальные возможности и способности разума вытекают из этих трех.


В частности, пункт 2 и 3 не имеют смысла и не возможны без пункта 1. В то же время вторая способность разума является следствием и развитием первой на принципиально ином уровне. Третья способность абсолютно не возможна без второй.

Также внимательный читатель может возмутиться незначительным местом, которое в этом списке качеств занимает самосознание. В то время, как именно оно традиционно воспринимается как главное отличие разумных существ от не разумных.

На мой же взгляд, самосознание ничто иное, как абстрагирование себя от понятия мира. Другой вопрос, как это получается. Ведь, по сути, возникновение самосознания и есть самое главное, удивительное и необъяснимое чудо. Самосознание это именно то, что позволяет говорить о личности, как таковой.

Тут мне приходит в голову одна гипотеза. Возможно, первоначально речь идет о накоплении некоторых индивидуальных предпочтений, которые со временем осознаются как я.

И далее, размышляя о взаимодействии трех фундаментальных качеств разума, можно заметить определенную иерархию в их последовательности. Первое качество присуще, в частности, примитивным видам, вроде пчел или муравьев. Второе – уже вполне доступно искусственному интеллекту, и только третье, собственно говорит нам о присутствии настоящего разума. Но, тем не менее, без первого нельзя говорить и о третьем.

Так не позволяет ли это нам свести определение к последнему пункту:
То есть разум – это сущность способная к абстрагированию, моделированию и представлению явлений и событий, а также их последовательности во времени (воображение, самосознание, логическое и образное мышление) и испытывающая потребность в этом.

Вытекает ли способность разума к саморазвитию из этого определения?

Предположим, мы уже создали некое существо, наделенное упомянутыми качествами. Слепили из глины и вдохнули дух. Будет ли оно развиваться? Если оно, скажем, бессмертно, и существует в неизменной среде (в Раю). Кажется, даже в этом маловероятном случае, да. Ведь разум испытывает потребность в той деятельности, к которой способен. Эта потребность в него заложена. Не важно, как. В результате эволюции, или волей Создателя. Этот разум будет стремиться к познанию. То есть к мифическому древу познания добра и зла. И, обязательно, сорвет с него яблоко, разрушив тем самым равновесие.
О метафизической природе Разума.
Из приведенного выше рассуждения видно, что даже, созданный искусственно разум, будет развиваться. Это будет происходить в соответствии с заложенными в него принципами. Эти принципы позволят ему развиваться самостоятельно, по своим собственным законам, следовательно и возникнуть из ничего он мог бы только по тем же самым законам.

Таким образом, в изначальном Создателе теряется необходимость. Если же он только создает первичные законы, по которым всё, в дальнейшем, развивается само, то в нем теряется необходимость уже после этого.

В итоге, можно считать доказанным, что:

    Разум имеет естественное происхождение настолько, насколько мы в силах его отследить.
    Искусственный разум, может существовать только, если он создан на тех же принципах и существует по ним. В противном случае, он просто не будет удовлетворять определению разума.

___________________________


Примечание 1 Отсутствие возможности общения оказывает на него губительное действие. Частным проявлением этой способности является стремление к сохранению результатов своей деятельности в виде культурных объектов.

Примечание 2 По сути, последнее является следствием адаптивности, которая в конечном счете и породила разум. Возможно, это покажется самоочевидным, но как будет видно в дальнейшем, это не так уж и очевидно.

Нормальная версия здесь http://litname.ru/avt_93798086&pbl-5723.htm


Рецензии
Искусственный разум.
Он нужен пролазам

Зус Вайман   02.07.2023 21:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.