Великий рапсод. Решение пастуха

Начало поэмы  http://stihi.ru/2021/11/08/1254
 
Предыдущая глава  http://stihi.ru/2021/12/31/1214

                164
Дивное яблоко взял козопас осторожно,
Будто пред ним раскалённый на горне металл,
И вопросил он Гермеса: «А это возможно?
Кто из красавиц прелестней, подай мне сигнал!»
Бог улыбнулся: «Ты выбери сам, без совета!»
«Я не могу, я ослеп от тройной красоты!»
«Юноша, ты подчиняйся закону сюжета — 
Пусть не дрожат обхватившие надпись персты!»

                165
«Это не шутки! — Ответил бедняга посланцу. —
Разве Фемида покинула ваш пантеон,
Коль обратиться решили к простому троянцу,
Кто красотою богинь был рассудка лишён?»
«Ты не похож на безумца! — Промолвила Гера. —
Ум твой пока не загружен великой мечтой,
Так как живёшь ты сегодня и скучно, и серо,
Хоть и достоин на троне сиять красотой!

                166
Плод мне вручив, ты получишь прекрасное царство,
Множество слуг под рукой и роскошный дворец,
Ты самолично прославишь собой государство.
Вдаль загляни, сделай правильный выбор, юнец!»
Глядя на Геру, задумался юноша сразу:
«Кажется мне, этот выбор не очень хорош —
Царство разбить может враг, как хрустальную вазу,
А властелин получить в сердце вражеский нож…»

                167
Мысли его перебила богиня Афина:
«Царство легко потерять в неизбежной войне,
Но побеждать без проблем будешь в ней властелина,
Если вручишь это дивное яблоко мне!»
«Ах, до чего же красива богиня Паллада!
Яблоко ей бы отдал за её красоту,
Только войны и геройства мне вовсе не надо —
Кровь вызывала всегда у меня тошноту…»

                168
Юный пастух был растерян и очень встревожен:
Страх подавить не хватало у юноши сил,
Словно узрил, как Танат вынул меч свой из ножен,
Жизнь показалась бедняге кислей, чем кизил.
…Глядя на пастбище, думал Гомер: «Незадача!
Я бы не смог сделать правильный выбор тогда.
Вон как в испуге пастух держит плод, чуть не плача,
Разве такой козопас сможет брать города?»

                169
«Будет ли третья богиня со мной щедровита?» —
Про обещанья подумал, волнуясь, пастух.
«Слушай, красавец! — Сказала ему Афродита. —
И не теряй, удивляясь, ни  зренье, ни  слух!
Трон и победы — всё это для смертного ценно,
Только любовь для огромной Вселенной ценней,
Ибо её проявленье сильно; и нетленно —
Плод мне отдай, и тебя познакомлю я с ней.

                170
Что ты здесь видишь? — Пастьбу и со стадом рассветы:
Мне ты доверься и станешь счастливее всех:
С самой прекраснейшей женщиной этой планеты
Будет в любви у тебя непременный успех!
Ради него я открою и тайну рожденья:
Ты не пастух, а потомок седого царя,
В Трое найдёшь ты божественных слов подтвержденье.
Время не трать в неуместных сомнениях зря!»

                171
У пастуха загорелись огнями зеницы:
«Я не хочу быть богатого трона рабом,
Вместо геройства ценнее мне прелесть девицы,
Страстные чувства её при раскладе любом!»
«Славно! — Сказала Киприда, подставив ладони.
Юноша тут же вложил в них сияющий плод. —
Скоро ты юным царевичем станешь в законе,
Быстро достигнешь, Парис, небывалых высот!»

                172
Фыркнула Гера: «Противны слащавые речи,
У Афродиты совсем не осталось стыда,
Видно, богиня оставила совесть далече
И обещанья любые даёт без труда!»
И согласилась с царицей Олимпа Афина:
«Гера, я вижу, что ты, несомненно, права!
Жаль, пострадает троянский царевич безвинно,
Если купился сейчас на такие слова.»

                173
Эти богини уже не скрывали обиду:
«Не наберётся Парис с Афродитой ума!
Да, он не будет гнать скот на зелёную Иду,
Но не получится счастье обресть задарма!»
… «О, как богини Олимпа бывают опасны! —
Думал Гомер, видя сцену с плодом с высоты. —
Все одинаково злы и безмерно прекрасны,
Есть и у смертных красавиц такие черты!»

                174
… «В этом году, козопас, ты окажешься в Трое. —
Произнесла Афродита с улыбкой юнцу. —
Выведет бык белоснежный тебя там в герои,
А прорицатель поведает правду отцу.
Ты не противься судьбе, как осёл на дороге,
Следуй всегда и во всём верным знакам моим,
Реже веди сам с собой о мечте диалоги,
Будешь тогда лучшей женщиной в мире любим!»

                175
Быстро умчались с зелёной горы Олимпийцы,
Юноша долго глядел небожителям вслед,
В чувства его привели комары-кровопийцы,
Молвил пастух: «Это правда иль мо;рок и бред?»
…Жизнь потекла, как обычно — бурливым Скамандром,
Стал забывать эту встречу красивый пастух.
Звали друзья-пастухи молодца Александром —
Странное имя «Парис» явно резало слух!

                176
«О, как запутано всё в том загадочном мире! —
Тихо Гомер произнёс, посмотрев старину. —
Вижу я те времена и яснее, и шире,
И не даёт мне виденье вернуться ко сну!
Кажется мне, превратились те годы в мгновенья,
И виртуозно обходится с временем Крон,
Коль возвращает былое в наш мир из забвенья
Так, что узрил я прошедшее с разных сторон!»

                177
… Шло на заре к водопою мычащее стадо,
Царский гонец наблюдал, как шагали быки,
И объявил пастуху: «Нужен бык, как награда,
Вымой до снежного блеска его у реки!»
«А для кого нужен бык государя Приама?» —
Сразу спросил у посланца царя волопас.
«В город его отведи к стенам крепости прямо,
Это не праздный каприз, а тирана приказ!»

                178
«Эй, Александр, слышал ты повелителя волю?
Выбери срочно красавца средь тучных быков,
Быстро к Скамандру гони по зелёному полю,
Там и отмой поскорей от копыт до зрачков!
В город быка отведи по тропе каменистой,
Чтоб сохранить чистоту до Троянских ворот.
Сам понимаешь, награда вручается чистой —
Это оценят суровый тиран и народ!»

                179
…Видел как в дымке Гомер все пастушьи деянья:
Выбор быка и помывку его у реки,
Вскоре отмытый в прозрачной воде до сиянья
Бык стал белей, чем в высоких горах ледники.
Юный пастух обходился учтиво с животным:
Думал, что в жертву его принесёт властелин,
И потому путь до  города был неохотным —
Жалко быка, что прощался с простором долин.

                180
Лишь у ворот он узнал, что пройдут состязанья,
А белоснежный бугай — это приз от царя.
Тут и решил Александр проявить притязанья
На соучастие в играх, отвагой горя.
И не ошибся в решенье любимец Киприды —
Ведь победителем стал неожиданно он,
А на победу имели царевичи виды,
Только простым пастухом каждый был побеждён!

                181
…Вновь, как в тумане увидел Гомер результаты:
Эту пастушью победу и яростный гнев
Разных атлетов, что были сильны и богаты —
Ринулись все к пастуху, от стыда покраснев!
Вдруг прозвучал над толпой громкий голос пророка —
Тот прокричал, выходя из-за царской спины:
«Это царевич!  С ним царь обошёлся жестоко,
Бросив в пелёнках младенца под крону сосны!

                182
Остановитесь, эфебы из царского рода!
Честно вас всех победил неизвестный вам брат,
Это отец сотворил из него скотовода,
Волей богов дан ему этот славный возврат!»
Вдруг закричала Гекуба, вбегая на поле:
«Сын мой пропавший, я сердцем узнала тебя!
Зевс милосерден к несчастным в божественной воле —
Мне  возвращён тот, о ком я скорбела, любя!»

                183
Зрители замерли сразу, услышав такое,
И нападавшие стали послушней овец,
Крикнул тут царь: «Эй, оставьте эфеба в покое —
Зависть свою проявлять может только глупец!»
...  Далее видел Гомер, чудеса наблюдая,
Как поспешил к обретённому сыну Приам,
Как обнимала Париса Гекуба, рыдая,
Как дали волю они покаянным словам…

                184
Вдруг наблюдатель почувствовал прикосновенье —
Это незримо к нему подошёл Аполлон:
«Ты посмотрел, мой Гомер, древних лет представленье,
Именно так сделал к гибели шаг Илион…
Эос проснулась, открыла для брата ворота,
Гонят на пастбище люди ухоженный скот,
Ночью узришь продолженье, коль очень охота,
Вновь возвратишься в Троаду в тот памятный год!»…

     Глоссарий к главе:

   Александр — имя, которым пастухи нарекли Париса за храбрость, когда он один отогнал от стад целую стаю свирепых волков. Имя Александр произошло от древнегреческого имени Александрос, которое состоит из двух частей – «алексо» (букв. «защищать») и «андрос» (букв. «мужчина»),  и  толкуется, как «защищающий людей», «оберегающий муж». Является одним из наиболее популярных имён в мире.
   Афина — дочь Зевса,  вышедшая из его  головы,  богиня  справедливой войны, военной стратегии и мудрости. Кроме того, Афина — богиня знаний, искусств и ремёсел, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. Афина одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции. По ее имени названа столица Греции — Афины.
   Афродита — богиня красоты и любви, входящая в число двенадцати великих олимпийских богов. Высший дар от Афродиты людям, это любовь. Богиня жестоко наказывает тех, кто отвергает этот дар.
  Гекуба (Гекаба) — жена царя Трои Приама. Родила Приаму 9 сыновей, в том числе Гектора, Деифоба и других. Потом Гекуба увидела во сне, что родила факел, от которого сгорела Троя, и вокруг него — множество ползущих ядовитых змей. Прорицателями сон был истолкован в смысле рождения сына, который принесёт гибель Трое. Этим сыном был Парис. Из ее дочерей наиболее известна Кассандра. Судьба была незаслуженно сурова к Гекубе. Она пережила всех своих сыновей, погибших во время троянской войны, а мужа убил на ее глазах юный Неоптолем, сын Ахилла. После падения Трои она досталась в рабыни царю Одиссею.
   Гера — царица богов, законная жена верховного бога Эллады Зевса. Считается  богиней-хранительницей семьи и брака.
   Герме;с —  сын Зевса и Майи, самый юный и быстрый из Олимпийских богов, служивший вестником, посланником, прежде всего своего отца Зевса, волю которого он сообщал людям. Он — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, обладающий многими знаниями о мирах. Как Психопомп (проводник душ) провожает души в царство Аида.
   Гомер — бессмертное имя автора великих поэм « Илиада» и «Одиссея». Есть разные версии того, что оно означает, но, наиболее часто предлагается  значение «Слагатель». Хотя, некоторые современники были склонны считать, что это имя означает «Ведущий».
   Елена — прекрасная дочь Зевса и спартанской царицы Леды, супруга  царя Менелая. Считалась самой прекрасной женщиной в мире. Именно её побег с  троянским царевичем Парисом стал причиной Троянской войны.
   Ида — гора около города Троя.
   Илион ( второе название Трои)– это знаменитый древний город-крепость в Малой Азии на полуострове Троада у побережья Эгейского моря, на берегу лагуны у входа в Дарданеллы.
   Киприда  (это другое имя Афродиты) — богиня красоты и любви, входящая в число двенадцати великих олимпийских богов. Богиня родилась из морской пены и капель крови титана Урана у острова Кифера, но была отнесена ветром на морской раковине к острову Кипр, где и вышла на берег.
   Крон (Кронос)— бог  времени, титан, младший сын первого бога Урана-Неба и богини Геи-Земли. Крон — отец Зевса и старших олимпийских богов. Имя «Крон» происходит от греческого слова «хронос» — время, и сам он — олицетворение всепоглощающего времени.
    Морок — это наважденье, измененное состояние сознания. В зависимости от оморочки, человек под ее воздействием может видеть и чувствовать не то, что происходит на самом деле.
   Паллада (в переводе с греческого языка «дева») — эпитет, другое имя, богини Афины, дочери  Зевса.
   Парис (называемый иначе Александром) — сын троянской царской четы — Приама и Гекубы, похититель жены царя Менелая Елены и главный виновник развязывания Троянской войны.
   Приам — (греч. «выкупленный») — отец Париса, муж  Гекубы, последний царь Трои, младший сын Лаомедонта, от рождения носивший имя Подарк.
   Скамандр —  река  на троянской равнине.   Бог реки Скамандр, связанный с царским родом Приама, известен также под именем Ксанф. 
   Танат (Танатос)  — бог смерти, уносящий души в Аид, брат-близнец бога сна Гипноса.
   Троада — полуостров  у побережья Эгейского моря, на берегу лагуны.
   Троя (Илион) — знаменитый древний город-крепость в Малой Азии на полуострове Троада у побережья Эгейского моря, на берегу лагуны у входа в Дарданеллы. Он известен человечеству по Троянской войне, подробно описанной Гомером в эпических поэмах «Илиаде» и «Одиссее».
   Фемида — дочь Урана и Геи,титанида,богиня правосудия. Её изображают с повязкой на глазах, что символизирует беспристрастие, с весами в одной руке и  обоюдоострым мечом в другой.
   Эфебы — греческие юноши от 18 до 20 лет.

                Продолжение следует


Рецензии
Как и прежние поэмы Алексей, повествование великолепно, сцены картин яркие, зримые! На сей раз путешествуя я посетила Акрополь в Афинах, Колизей в Риме и раскопки в Эфесе, получила огромное удовольствие именно от Эфеса турки очень бережно проводят их, город даже разрушенный - великолепен, еще нам очень повезло с водителем который вез нас из Кушадасы, а в Эфесе провез еще и к столбу сохранившемуся от храма Афины, и к усыпальницы семи эфесских отроков.
По возвращению домой меня ждала книга А.И Немировского - "Древняя Греция" изданная в 2006 году в Москве издательством Мир книги (от неизвестного читателя-почитателя) из серии Мифы и легенды народов мира. Открылось и прочувствовалось много нового и интересного. Окунувшись в мир древней Греции, некой закономерности войн, мысленно смиряешься с происходящим и в мире и в стране. Мирного неба и благополучия вам.
Ваши произведения дарят радость, поражая переданной реальностью, словно всё действо не только проходило перед вашим взором, но и вы сами были активным участником происходившего! Вдохновения! С уважением Татьяна

Татьяна Турбина   23.01.2024 01:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.