41-й конкурс Бодрого Духа. Гипердактилический

Случилось продолженье всё же!
И вновь участник в тяжких латах:
Созвучья новые похожи
На… головастиков хвостатых,
На длиннохвостые кометы…
Вам проще (их не так уж много!),
Чем тем, которые гаметы.
А в хвостике четыре слога.

Довольно длинный хвостик-хлястик,
Недаром здесь приставка «гипер».
Пусть будет звучным головастик,
И чтобы смысл его не выпер.
Вам проще: цель – не яйцеклетка,
А чтобы каждый был при деле.
В стихах такие встретишь редко.
Пусть ваши все дойдут до цели!

--
Гипердактилическими принято называть рифмы четырёхсложные и пятисложные. Рифма, которая идёт дальше (шестисложная и длиннее), в стихосложении не используется. Не считая разве что экспериментальных стихов Брюсова, но это единичные случаи.

Большинство слов с такими окончаниями не имеет рифм. Скажем, жаворонок, иконопись, инокиня, набережная. Имеются в виду точные и близкие к ним, хорошо звучащие рифмы, а не ассонансы наподобие «жаворонок – жалуешься» (из песни на слова Н. Зиновьева). И хотя в данном ассонансе совпал предударный звук «ж», требующий к себе уважения, рифма слабая. «Жанровая – жалуешься» (встречал у Дм. Быкова) звучит лучше, т. к. совпал и концевой звук, однако и этого недостаточно, чтобы подобная рифма была принята на конкурс.

Как и в случае с дактилическими рифмами (см. предыдущий конкурс), «классических» (точных и близких к точным) гипердактилических рифм гораздо меньше. И почти все они грамматические, где пережёвываются (повторяются) суффиксы и окончания, что в гипердактилической рифме особенно заметно. «Единственная – таинственная – воинственная» и т. д.

Как и в предыдущем конкурсе, мы не будем искать лёгких путей: в рифме задействуем разные части речи. Причём на протяжении всего стихотворения. То есть разнородными будут все рифмы. В этом фишка конкурсного задания.

Рифму вроде «догадываюсь – оглядываясь», где глагол и отглагольная часть речи (деепричастие или причастие) не будем считать разнородной.

Составную рифму не применяем. «Ласковая – скалолазка моя» (В. Высоцкий) и т. п.

Также в запрете Архаическая рифма (название для такой рифмы придумал сам). Это когда в рифме как минимум два слова имеют окончания -ою или -ею, и её (рифму) можно сократить на один слог без ущерба для смысла. Например, гипердактилическая рифма «маленькою – аленькою – удаленькою» превращается в дактилическую «маленькой – аленькой – удаленькой». Архаическая рифма менее ценна. А вот если в рифме только одно слово с устарелым окончанием, применять такую рифму в конкурсной работе допустимо.

Сделаю и послабление. В этом конкурсе не стану требовать от вас точных рифм, что, как показал «Дактилический», было главной сложностью для участников. Достаточно совпадения четырёх звуков (чтоб лучше запомнить: как минимальное количество слогов в гипердактилической рифме). Четыре – без учёта ударного. То есть с ударным звуком – минимум пять.

Согласно общепринятой практике, допустима рифмовка ударных: а–я, э–е, и–ы, о–ё, у–ю.

Так как я разрешил неточную рифму, концевой звук (не путать с буквой) должен совпадать. Чтобы рифма была более-менее звучной. Это обязательное условие.

Однако если кто-то ухитрится написать стихотворение, где все рифмы «классические» и близкие к ним, удивит Бодрого Духа.

Важно: при подсчёте минимального количества совпадающих звуков, не считаем звуки, стоящие до опорного предударного согласного. Если после ударения совпало три звука, обязательно должен совпасть и предударный согласный. Если в рифме совпало только два заударных звука, такая рифма не в формате.

Примечание: для удобства при подсчёте такие звуки как ё, ю, я считаем за один звук.

Как уже сказал в стихотворной заставке, в конкурсных рифмах будет по четыре слога. То есть пятисложные не используем.

Мой пример (четырёхстопный хорей):

Что даёт, в стихе наличествуя,
Рифма гипердактилическая?

Рифмуются деепричастие и прилагательное. Рифма неточная, но хорошая, т. к. совпадают: 1) предударное «л», 2) три звука, идущие сразу после ударного, 3) конечный гласный.

Такая рифма для конкурсных работ вполне подходит.
(Использовать именно эту рифму нельзя, ищите свои!)


Пишу и спрашиваю себя: «Для кого?» Если участники не читают… Затем мучают ведущего на приёме. Больше не буду никого учить в личных переписках, объясняя по двадцать раз. Это не входит в обязанности ведущего. Конкурсы Бодрого Духа для продвинутых стихотворцев. А если вы не знаете даже азов и ленитесь прочитать условия и свой опус хотя бы десять раз, нам не по пути! Настоятельно прошу слабых, ленивых и неадекватных не портить моё зрение, не отнимать мои силы и время.
Двести оповещений в этот раз не отправляю. Следите, пожалуйста, сами! Ведь это нужно не мне, а вам.

Прекрасно понимаю, что, несмотря на послабление в рифме (необязательно точная), для очень многих участие в таком конкурсе – невыполнимая задача, и всё же торжественно объявлю:

Стартовал конкурс Бодрого Духа «Гипердактилический»!

--
Задание и условия:

1. Написать стихотворение серьёзного содержания, где все рифмы
а) четырёхсложные,
б) разнородные.

2. Дополнительные требования к рифме:
а) совпадение как минимум пяти звуков (считать, начиная с опорного согласного),
б) совпадение последнего звука,
в) без составной рифмы,
г) без архаической рифмы,
д) без повторяющейся рифмы,
е) без однокоренной рифмы,
ж) без имён собственных,
з) не пример из конкурса.

3. Метр и размер:
а) хорей, ямб – до пяти стоп,
б) дактиль, амфибрахий, анапест – до четырёх стоп,
в) логаэд в запрете.

4. Объём: 16 строк.
Знаю, что принятых работ будет очень мало, поэтому допускается превышение объёма, но в разумных пределах!
Наличие одинаковой структуры строф обязательно.

5. Тематика: любая.
В строгом запрете:
а) политика,
б) бессмыслица,
в) стёб, юмор и т. п.

6. Конкурс анонимный. Запрещается публиковать стихотворения раньше подведения итогов и явно «засвечивать» своё участие.
Если кто-то не участвует, но пишет по заданию, при публикации ссылка на конкурс обязательна!

7. Конкурсную работу, соответствующую условиям, нужно отправить на эл. адрес: andrejmedvedev@lenta.ru
В теле письма, а не в виде файла.

8. В заявке следует дать:
а) недлинное название,
б) конкурсный текст (без эпиграфов и сносок),
в) ссылку на авторскую страницу,
г) в теме письма указать: «Гипердактилический».

Просьба к авторам: до отправки как минимум внимательно прочитайте задание ещё раз, проверьте свою работу, все ли требования соблюдены, и исправьте недочёты.

9. Приём работ до 15 января 2022.

Прости, участник мой инертный…
Ведущий не Кощей Бессмертный!

От автора – одно произведение. Никаких внеконкурсных!

10. Если принятых работ будет больше двух, объявлю голосование.
Голосование с комментированием и обсуждением, для участника – обязательно.

11. К участию не допускаются стихи не соответствующие условиям конкурса, откровенно слабые, с элементами плагиата, явная абракадабра. Также – шуточного, политического, антирелигиозного, чернушного, оскорбительного, пошлого, провокационного содержания, нарушающие правила Стихи.ру и законы РФ.

12. Ведущий вправе отказать в участии пользователям, которые занимаются плагиатом, пропускают голосования, отказываются участвовать в рецензировании и обсуждении, удаляют рецензии и комментарии, нарушают правила сетевого этикета и т. д.
 
13. Изъявляя желание поучаствовать, автор автоматически соглашается с тем, что его сочинение (в случае принятия) будет размещено на втором этапе конкурса вместе с другими работами.

--
© Андрей Медведев (автор стихотворной заставки, обучающей заметки, задания, условий конкурса и ведущий)


Рецензии