Яспис

ЯСПИС


О многом сказано туманно иль двояко,
О чём-то лишь намёком – так и яспис.
Тот камень видим средь двенадцати других
В наперснике священном Аарона.
Ряд четвёртый, номер третий. Числа
Ведь тоже символы – но как их понимать,
Коль смыслы позапрятаны в Писаньях?
Езекиилю, Божию гонцу, он странно явлен был
В словах ко князю Тира: на его одеждах (вспомни!)
Горели камни самоцветные. То ж яспис,
Когда князь «въ сла;дости рая; Бо;жiя бы;лъ еси;».
Но вновь мы чуем яспис в Откровенье:
Сидящий на престоле видом был, как он,
А также «как сардис» - двойное зренье!
А вот ещё узрел Светило, что над Градом,
Там яспис обозначен как кристалл. Ну как же
Понять все символы на древних языках?
Сегодня все науки говорят нам: камни разны,
Что обозначены под именем таким – неясно.
Лишь в тонком сне иль чудом (как иначе?),
Быть может, кто поймёт загадки дивных слов?
Сиянье в тайнах – но посланье не напрасно.
Знать, срок придёт и отворятся окна.
Пока же мы (признаться!) все слепы…
Пока нам лишь в терпенье изощряться,
Да в изумленье буквы созерцать,
Не мудрствуя напрасно. Вы согласны?


25 декабря 2021 года – Яспис, яшма – один из драгоценных камней, упоминаемый как в Ветхом, так и в Новом Завете. Он занимал третье место в 4-м ряду наперсника Аарона (Исх.;XXVIII,;20). Иезекииль упоминает о нём в числе прочих драгоценных камней города Тира (Иез.XXVIII,;13).

Несколько раз он упоминается в Откровении Иоанна Богослова. И сей сидящий, говорится в означенной книге, видом был подобен камню яспису и сардису... (Откр.IV,;3). Свет Нового Иерусалима является подобным свету драгоценнейшего камня, как бы камню яспису кристалловидному (Откр.XXI,;11). Стена его построена из ясписа (ст. 18) и первое основание оного был яспис (ст. 19).

Толкователи Священного Писания не утверждают, наш ли (известный современной науке) яспис помянут в Библии, или здесь разумеется другой какой-либо драгоценный камень, но вполне соглашаются с тем, что еврейское и греческое название Jashpeh и Iaspis одного и того же происхождения, как и наш яспис.

«Езекиилю, Божию гонцу, он странно явлен был…» - Иезекииль это пророк («наби» на иврите – вестник, посланник от Бога). В стихотворении взяты образы из церковнославянского перевода: Иез 28: 12-13 – «Сы;не челов;;чь, возми; пла;чь на кня;зя ти;рска и рцы; ему;: сiя; глаго;летъ Адонаи; Госпо;дь: ты; еси; печа;ть уподобле;нiя, испо;лненъ прему;дрости и в;не;цъ добро;ты, въ сла;дости рая; Бо;жiя бы;лъ еси;, вся;кимъ ка;менiемъ драги;мъ украси;лся еси;, Са;рдiемъ и топа;зiемъ, и смара;гдомъ и иаки;н;омъ, и Ан;ра;ксомъ и сапфи;ромъ, и Иа;списомъ (…)»

«Но вновь мы чуем яспис в Откровенье…» - взяты образы из книги Откровения Иоанна Богослова. Откр 4: 3 – «и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду». Откр 21: 10-11 – «И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному».


Рецензии