Афоризм услышанного праведника
первый из мудрецов, упомянутых в Мишне (древнейшем после Библии сборнике законов).
Cогласно преданию, встретил Александра Македонского на подходе к Иерусалиму
(в 318 г. до н.э.) и предотвратил его разрушение и разграбление.
Ему принадлежит утверждение, подробно рассмотренное в 7-м и 8-м радиоуроках Цили
Клепфиш: "На трех вещах мир стоит: на Торе, на труде и на совершении добрых дел".
Во 2-м уроке звучит идентичный по структуре афоризм Шимъона бэн Гамлиэля II-го:
"На трёх вещах Вселенная стоит: на правосудии, на правде и на мире".
Мы установили, что правосудию соответствует время (которое всех рассудит),
правде – движение (потому что, в отличие от слов, оно всегда истинно),
а миру – пространство (поскольку оно статично и весьма миролюбиво).
Осталось выяснить, чему соответствуют Тора, труд и совершение добрых дел,
поскольку всё в мире соткано лишь из трёх вещей: движения, пространства и времени,
которым в одномерном случае соответствуют скорость v=S/t, перемещение S и время t.
Труд мы соотнесём с движением (поскольку он предполагает наличие пространства и
времени). Тору – со статичным пространством (в данном случае – смыслов и знаков).
Совершение добрых дел – со временем, поскольку в нём есть оттенок правосудия,
которое мы уже соотнесли со временем.
* * *
"На трех вещах мир стоит: на Торе, на труде и на совершении добрых дел".
Или: "На трех вещах мир стоит: на пространстве, на движении и на времени".
Поставив на первое место пространство, с которым также соотносится Вишну
("проникающий во всё, всеобъемлющий"), Шимъон аЦадик на секунду стал вайшнавом.
"На трёх вещах Вселенная стоит: на правосудии, на правде и на мире".
Или: "На трёх вещах Вселенная стоит: на времени, на движении и на пространстве".
Поставив на первое место время, с которым также соотносится Шива ("благой,
милостивый") и благодеяния, Шимъон бэн Гамлиэль II-й на секунду стал шиваитом.
Более полная таблица соответствий здесь:
http://stihi.ru/2021/12/23/6225
(2021)
Свидетельство о публикации №121122306048