Путешествие на Соловецкие острова

 
Наше путешествие на Соловки подхлестнула сложившаяся неожиданно ситуация. Людмила, которая входит в нашу творческую группу как музыкант и композитор, стала разыскивать близких родственников. Она знала, что они живут в Кеми, но несколько десятилетий не общалась с ними потому, что никаких контактов не было. Когда-то они сами приезжали отдыхать в Ленинград - Петербург, а потом перестали, да и Люда поменяла жильё. Фамилия у дочки тёти, Аллы, поменялась, так как она вышла замуж.
К счастью, нам удалось купить экскурсионную путёвку на Соловки на август, где поездка начинается как раз в Кеми. Как оказалось позже, этот месяц отличается штормами на Белом море, по которому приходится плыть от Рабочеостровска на старом разбитом советском пароме. Путёвки достать достаточно сложно, так как мест для проживания в гостинице на Соловках очень мало и они распределяются между агентствами. Выручил интернет, с помощью местного Петрозаводского агентства и его сайта мы смогли приобрести эти путёвки.
  Как найти родственников в Кеми никто не знал. Все советовали лишь одно – приехать в Кемь и пойти в отделение полиции. Как идти в полицию, не зная фамилию родственников, было непонятно. Оставалось искать только по фамилии умершей уже давно тёти Маруси, сестры Людмилиного отца Суло. Разыскивать пытались через разные службы, посылали запросы, расспрашивали пожилых людей, которые могли их знать, даже ездили в деревню, где они жили, ходили в гости к старожилам – финнам. Некоторые перебрались в город, а летом приезжают в свой дом как на дачу. Одна 90-летняя финка  приехала из Финляндии, и мы случайно попали к ней в гости. Она боялась открывать дверь чужим, но так как была на веранде и увидела нас в окно, поняла, что нам можно доверять. Она больше всех рассказала о Людмилиных родственниках и знакомых, о традициях тех лет, о жителях, которые были ровесниками родителей или знали их, спела ингерманландские песни. Адресов и телефонов она не знала. Редкая для города фамилия Сойкка оказалась известной финнам, так как принадлежала некоторым семействам, жившим в южных районах пригорода Ленинграда.
Людмила стала наводить справки об адресах полиции, а потом вспомнила про церковь. Мы сходили в церковь Ингрии в Петербурге, «вконтакте» нашли всех с фамилией Сойкка и написали им, также написали письмо в Кемь настоятелю храма в Рабочеостровске. Ответов не было. Тогда к нашему путешествию на Соловки добавился ещё один пункт – поиск родственников в Кеми с помощью посещения полиции. Пришлось планировать маршрут так, чтобы приехать в Кемь ранним утром понедельника и успеть сделать всё до отплытия парома. Единственным вариантом стал поезд из Петрозаводска, где пришлось остановиться с ночёвкой, чтобы сесть ночью и приехать в 5 утра. Вследствие этого наше путешествие оказалось насыщенным, в Петрозаводске нашлось много интересных исторических и живописных мест. Именно в Петрозаводске на трубку Людмиле позвонили родственники и сообщили, что по радио было объявление о поисках с сообщением  Людмилиных сведений, которые подал священник. Когда мы приехали, то встречали нас не только родственники, но и их знакомые. Оказалось, что город небольшой, они работают на железной дороге и их знают многие. Все бурно переживали такую новость, радовались тому, что нашлись родственники и смогут встретиться. Жители Кеми и всё семейство Лихачёвых провожало нас в путь!
    На пароме мы ехали около трёх часов. Ещё издалека мы заметили купола церкви– даже в пасмурном небе они блестели. Причал оказался внутри небольшой бухты. Везде велись усиленные строительные работы, но в отдельных частях результат уже был виден. Создавалось впечатление, что этот край был заброшен и только теперь стал подниматься и просыпаться. Годы забвения прошли, настаёт оживлённый этап. Здания всего комплекса были настолько продуманы, что удивили нас не только своим видом, но и размещением, мудрым использованием каждого метра земли с учётом удобства и открывающегося с него вида для каждого обитателя: беседки, часовенки, башенки, терема, церкви и соборы, склады и галереи.

 
   
Сразу почувствовался особый суровый климат этих мест. Запахи же сосен и трав отличались какой-то особенной свежестью. По нашим предположениям при предварительном изучении карты остров не должен был быть большим, но оказалось, что он огромен. За один день его не обойти и не объехать. Кто это знал, уже приехал самостоятельно, взяв билеты на поезд и на паром. Люди останавливались в квартирах у жителей в малоэтажных домах и привозили с собой основной транспорт – велосипеды. Дни пребывания на острове были бурными, разнообразными и впечатляющими: экскурсии касались самых разных областей, а не только истории, спортивные поездки и прогулки были разного уровня сложности, с каждым днём возникало всё больше вопросов, которые появлялись пропорционально информации и увиденному. Научные изобретения, открытия и их использование даже в быту, книги и записи исследований показывают, что жизнь на острове была прогрессивной, хотя большую часть года люди были оторваны от цивилизации, что сохраняется и сейчас. 
Многие экскурсоводы могли рассказывать о Соловках бесконечно. Когда мы  встречали их во время прогулок, то они с увлечением отвечали на все вопросы. Оказывается, столь обширна тематика сведений об этом удивительном острове и его истории, что в результате мы решили: во время путешествий по нему будем записывать все появляющиеся у нас вопросы и, по возможности, ответы местных жителей на них. Вот так и представляем наш рассказ о Соловках в вопросах и ответах.

1. Каких веков сохранились здесь постройки?

История Соловецкой обители начинается с 1429 года, когда на остров прибыли преподобные Савватий и Герман и поставили в северной части Большого Соловецкого острова на берегу Белого моря келью и крест. При Германе и монахе Зосиме в бухте Благополучия стал строиться монастырь. Первый деревянный ансамбль сформировался в 50-х годах XV века и размещался на территории нынешнего Спасо-Преображенского собора. На месте деревянных зданий в XVI веке появилась каменная обитель. Она была построена за 14 лет. По сей день она имеет форму вытянутого пятиугольника и схожа с кораблём, что напоминает о том, что монастырь – это корабль спасения в житейском море.
С тех времён постоянно велось строительство, поэтому на острове можно увидеть здания всех веков, начиная с 16-го.
Каменное строительство началось с возведения Успенского Трапезного комплекса в 1552-1557 годах.  В 1601 году на месте сгоревшей деревянной водяной мельницы построена каменная, она считается древнейшей в России. Келейное каменное строительство велось с XVI века постоянно. Главный храм, Спасо-Преображенский собор (на фотографии), был построен в 1558-1566 годах.

 


Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная над аркой Святых ворот, перестраивалась неоднократно в XVII веке, это единственный храм в монастыре, где сохранились конструкция иконостаса и почти вся настенная живопись. В XVII веке были построены иконописная палата и кожевенный склад, сохранившиеся до наших дней. Колокольня, которая расположена рядом с Никольским храмом, возведена в 1777 году на месте старой звонницы. В 1798-1799 годах построена церковь во имя святителя Филиппа. В 1834 году построен Никольский храм. Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор сооружён в 1859 году. В 1906 году на территории Соловецкого монастыря было 8 храмов с 10 приделами.

2. Какие важные принципы используются в деревянном и каменном строительстве?

Так как характерной особенностью монастыря является быстрая смена природных явлений, неожиданность и непредсказуемость возникновения шторма, метели, ливня, тумана, то для выживания в таких сложных условиях необходимы глубокие знания физики. В элементах храмов и зданиях прослеживаются принципы «фокусировки в капле» и «зеркала».
Например, «принцип фокусировки» – купол, крытый крупно рубленым лемехом, даёт богатое отражение как прямого, так и отражённого света, многообразие рефлексов. План крепости в виде пятиугольника имеет сходство с каплей, в фокусе которой оказывается центр Спасо-Преображенского собора.

 

Острые коньки щипцовой кровли и вылеты водостоков вызывают природные ассоциации с краями льдин, выброшенных на поверхность «ледяной пустыни»,  или с крылом птицы во время полёта, одновременно летящей и неподвижной. Перья гонта (клинообразные пластинки) деревянной кровли отражают состояние природы в данный момент, например, мокрой, потемневшей во время дождя. При этом под воздействием влаги подобно чешуйкам еловой шишки пластинки растягиваются и вся поверхность кровли плотно смыкается, а после дождя, высыхая, изгибаются, поднимаются куполом, что обеспечивает проветривание.



 

«Принцип зеркала» предполагает устройство больших отражающих плоскостей, традиционно белых. Этот принцип использован в строительстве стен, не отягощённых декоративными элементами или росписью, где повёрнутые к небу плоскости вызывают эффект движения световых потоков у стороннего наблюдателя. Купол главного Спасо-Преображенского собора с крупными арками окон и гранёной шатровой формой основания (барабана) помогает использовать игру света: даже при лёгком движении облаков глаза смотрящего видят бег света по основанию (барабану), что создаёт чувство невесомости или полёта купола. С помощью сочетания отражений света от неба и моря стенами, куполом, окнами, «полётности» элементов кровли создаётся образ «града небесного», то есть необходимый психологический эффект и соответствующее возвышенное настроение у верующего.



3. Каким образом монахи подсказывают направления и безопасный путь
путешественникам?

На Секирной горе в 1862 году на куполе церкви Вознесения Господнего был установлен в виде башенки маяк, который является самым высоким на Белом море, так как его высота составляет 98 метров над уровнем моря. Его так и называют – храм-маяк. Это главный каменный трёхъярусный храм Свято-Вознесенского скита (на фотографии). На первом ярусе церковь Михаила Архангела, на втором – церковь Вознесения. На третьем же ярусе находится колокольня с 4 колоколами. Свет, идущий от креста и указывающий странникам путь к обители, приобретал в те времена особое символическое значение. В настоящее время дальность видимости маяка составляет 10 миль.
 

4. Есть ли люди, в паспорте которых стоит место регистрации – Соловки?

Жители посёлка Соловецкий Приморского района Архангельской области имеют соответствующую запись в паспорте. На острове действует так называемый «паспортный стол».

5. Что такое скит и по каким правилам там живут?

Скит – малый монастырь или уединённые жилища отшельников. В общем случае, место жительства монахов. Некоторые скиты жили по более строгому, чем монастырский, уставу. Количество иноков в скитах не превышало 10-15 человек. 
Всего в монастыре было 10 скитов, некоторые из которых названы пустынью. На Большом Соловецком острове находятся Свято-Вознесенский и Савватиевский скит, а также Филипповская, Макариевская и Исааковская пустыни. На Большой Муксалме располагается Сергиевский скит. В центре острова Анзер, наверху горы, где селились отшельники, возник Голгофо-Распятский скит. На берегу длинного узкого морского залива острова Анзер был основан Свято-Троицкий скит.
На Заяцком острове с многочисленными лабиринтами и природной тропой для прогулок расположен Андреевский скит. В этот скит возят туристов для знакомства с лабиринтами и природой этих мест. Добродушный монах проводит экскурсию и отвечает на вопросы. Единственно, что строго требуют выполнять во время экскурсии – это не выходить за пределы троп, ничего не рвать и не фотографировать монахов. 

 


Монахи – люди сильные духом и телом. Многих людей, неудовлетворённых светской жизнью, привлекает возможность приехать на Соловки и поселиться в монастыре. Однако, монахи объясняют всем приезжим, что если человек несчастен в жизни, то при уходе в монастырь его проблемы могут усугубиться.
Главной целью подвижнической жизни служит спасение души. Подвиги на этом поприще большей частью остаются неизвестными людям. Монахи соблюдают все правила монастырской жизни и предписания Устава. Подчинённый строгому уставу относительно пищи и беспрекословного повиновения настоятелю, помимо ежедневных послушаний, инок совершает молитвы и поклоны. Всякое богослужение совершается с должным благоговением и без малейшей поспешности, поэтому даже в обычные дни на это приходится 7-8 часов. Некоторые из подвижников брали на себя обязанность соблюдения строгого поста, совершали предстояние престолу Божию во время богослужений «с умилением», стяжали дух «смиренномудрия, терпения и любви», таким образом, являлись носителями многих добродетелей. Например, аскетический образ жизни, молитвы и богомыслие развили у отца Зосима дар прозорливости. Ещё до первой мировой войны он говорил о грядущем кровопролитии, о низложении царя и скорбях России.
В великую схиму чаще всего подстригались пожилые монахи, так как принятие схимы предусматривает полный отказ человека от «мира» и всего с ним связанного, но это не подразумевало отшельнический образ жизни.  Отшельничество, то есть полное уединение, официально было запрещено, но всё же упоминается в рукописях.

6. Как связывают прохождение лабиринта юношей с важным этапом его жизни?

Выполненные специально для гостей на острове Заяцкий лабиринты в соответствии со схемами древних лабиринтов предназначены для особых моментов духовной жизни и имеют культовое значение. Они не имеют высоких стен, а выложены из камней и растительности, среди которых вьются дорожки. Как объясняют сами монахи, прохождение лабиринта первый раз происходит в важный момент становления юноши как личности – начало взрослой жизни. Это похоже на ритуал, проверку внутренней готовности, как, например, посвящение в рыцари. В таком понятии лабиринт воспринимается как символ земного и духовного пути человека.

 


7. Как менялись функции монахов в различные эпохи?

В  XV веке деятельность Соловецкого монастыря способствовала притоку русского населения в район Белого моря. В течение короткого времени он стал «духовной, культурной, политической и экономической столицей» Севера России. Трудами монахов христианская вера распространилась по многих местам Приполярья.
В первые годы подвижники вели уединённую молитвенную жизнь. После того, как  слава о них распространилась по окрестностям, сюда стали стекаться те, кто хотел учиться иноческой жизни. Образовалась монашеская община. Монахам приходилось много трудиться, чтобы обеспечить своё существование. При Зосиме «трудились постом и молитвой и ручным деланием»: построили кельи, заготавливали деревья и строили монастырь, устроили огород, стали заниматься ловлей рыбы, разными промыслами,  стали добывать морскую соль и продавать. После получения грамоты от Новгорода о признании Соловецкого монастыря стали выбирать настоятеля. Знатные люди стали приезжать к старцам в надежде на духовную помощь и мудрый совет. С тех времён община стала выделять монахов, которым разрешено общаться с населением. В уставе были прописаны правила, похожие на Иерусалимский типикон. Не разрешалось иметь свой доход. Необходимо было питаться всем вместе в трапезной и одинаково, не выносить еду из неё. Одежду стали выдавать от обители.
В XVI веке при игумене Филиппе, который был родом из бояр, обитель превратилась в монастырь – вотчинник. Сам он трудился сначала в пекарне, затем в кузнице. При нём, пока он не был призван в 1566 году в Москву царём Иваном Грозным, чтобы стать митрополитом Московским и Всея Руси, велись хозяйственные улучшения: проведена вода из Данилова в Святое озеро, сооружены каменная гавань на Заяцком острове, дамба, каналами соединены озёра, проложены дороги, усовершенствовано изготовление кваса. В кельях появились стекольные окна разных цветов. Строительство монастыря продолжалось, были построены заводы (судоремонтные, кожевенные, кирпичные, гончарные, лесопильные, смолокуренные и т.д.), организованы мастерские (канатные, санные, слесарные, сапожные, портняжные, свечные и т.д.), прачечная, построены мельницы,  где были сооружены особые телеги, которые сами заезжали на мельницу, высыпали рожь на сушило. Были завезены лапландские олени, лошади, волы, коровы. К работам уже привлекались монастырские крестьяне. В дальнейшем началось строительство каменного монастыря-крепости. Монахи приобрели опыт управления вотчинами, освоили новые промыслы. Сложная система хозяйствования требовала организованности, инициативы и сметливости.
В XVII веке старцем Иоасафом Сороцким была привезена собственная обширная библиотека. Он стал учителем для выдающихся соловецких книжников. В это время была построена иконописная мастерская. Это был «золотой век» культурного и духовного расцвета Соловецкого монастыря. Обилие замечательных личностей, собравшихся единовременно, составляло несколько десятков. Многие монахи теперь имели слуг и учеников. Большинство старцев были выходцами из богатых семей и привыкли к роскошной жизни. Они стали нарушать прежний устав монастыря, что привело к трагедии. После разгрома Соловецкого восстания в XVIII веке в монастырь перевели монахов, не знакомых с традициями и промыслами Соловецкой обители. Только Пётр I снял опалу и сделал щедрые вклады в монастырь.
В ходе реформ Петра I монахов предполагалось занять разными ремёслами и земледелием, а монахинь – рукоделием, также организовать больницы, богадельни и воспитательные дома для младенцев. Государственной казне отошли соляные, железоделательные заводы и слюдяные промыслы.  В результате солеварение пришло в упадок. При Елизавете Петровне новыми монахами становились отставные военные чины, и в монастырь после отмены крепостного права стекались крестьяне. Изменение состава братии вело к отступлению от устава, данного Зосимой. Свидетельством сложной ситуации является и прекращение строительства. В 1793 году архимандрит Герасим попытался возродить строгий устав, но это вызвало конфликт. Он был отправлен в отставку. Конфликты продолжались вплоть до закрытия монастыря в 1920 году. За столетие была построена одна колокольня, храмы и кельи ветшали.
При Екатерине II монастырь лешился вотчин, были изъяты в казну рыболовные и зверобойные промыслы на материке. В результате в течение столетия монахи перестраивали своё хозяйство. Теперь хозяйственными центрами становились скиты и пустыни. В скитах занимались рукоделием, возделывали небольшой огород, держали коров и лошадей. Скиты являлись молитвенными центрами. В XIX веке они стали центрами и экономическими, обслуживая потребности в животноводстве. Появился молочный двор, было развито сенокошение и рыболовство. Крестьяне, составляющие большинство монахов, были менее образованы, но трудолюбивы, практичны и изобретательны. Каждый приносил с собою знание по хозяйству и механике. Ручной труд стал заменяться машиной местного изобретения. Увеличился поток богомольцев, среди которых можно было выделить два направления: «трудники» приезжали поработать на монастырь, а «паломники» помолиться.
В XX веке основную массу населения составляли трудники. Они трудились не за деньги, а по усердию. Мальчики 12-16 лет присылались местным населением летом для работ в живописной, сапожной, портной, косторезной мастерских, для огородных и сенокосных работ, поработать возничими, для участия в хоре. Монастырь давал им необходимое образование. Для учебных целей появилось училище для трудников. Была построена гидроэлектростанция, которая использовала напор вод Святого озера. Использовалась радиостанция. Их обслуживали сами монахи. Позже Соловки стали исследовательской базой и для российских университетов.
 
8. По сколько человек селились монахи и чем это было вызвано?

Здесь, в суровых условиях, монахи проживали по двое. В каждую келью вёл отдельный вход. Каменные кельи, которые были выстроены после пожара, сохранились до сих пор, они имеют размер 8-9 квадратных метров. Одна печь на две смежные кельи. Печи имели толстые стенки и большой объём. Так как топить их приходилось большим количеством дров, то осуществлялась топка раз в неделю. Из экономии тепла и древесины монахи и селились по двое.

9. Как монастырь получал воду?

Для доставки воды из Святого озера в крепость была построена система водопроводных каналов. Один из каналов, Мельничный, для нужд мельницы, другой для прачечной, бани. Сами каналы построены из кирпича и валунов. Сначала стены зданий стояли на сваях, а под ними протекал водоток. Потом это был ров, обложенный камнем. Только с 1790 года канал становится подземным сооружением. Сейчас все каналы находятся на глубине двух метров. Под мельницей проходит забор воды, а дальше вода идёт через южную стену крепости и выходит в водораспределительный бассейн, откуда попадает в сухой док.

 

К месту солеварения использовался водопровод, состоящий из водозаборов, трубопроводов, каналов и колодцев. Он назывался Поваренный.
Для подпитки Святого озера были прорыты наземные каналы от других озёр. К XX веку система из 65 озёр была соединена 69 каналами. Так как уровень Белого (ныне Красного) озера был намного ниже, были выстроены 2 подпорные дамбы. Был и питьевой канал.
Канал «Вешняк» подводил воду к лесопилке и гидростанции. Сегодня это единственный действующий водосброс.

10. Что можно увидеть с Секирной горы на смотровой площадке?

Считается, что в районе горы Секирной высадились и обосновались Герман и Савватий. Это самая высокая гора Большого Соловецкого острова в 74 метра. Здесь была построена церковь Вознесения Господнего с маяком наверху, которая является главным храмом Свято-Вознесенского скита.  В 20-40 годы прошлого века здесь был устроен штрафной изолятор с суровым режимом содержания заключённых  СЛОН – Соловецкого лагеря особого назначения. От площадки начинается тропа, которая ведёт к месту массовых расстрелов. К храму идёт деревянная лестница, насчитывающая около 300 ступеней.  Со смотровой площадки открывается вид на северную часть острова. В ясный день видно даже Белое море. Виден и расположенный в трёх километрах Савватиевский скит. Во время войны в этом ските располагалась школа юнг.

 

11. Почему слово «комарики» вызывает здесь неприятные ассоциации?

«Комариками» называлось мучительное наказание в годы расположения здесь лагеря заключённых. Заключалось оно в том, что оголённого человека привязывали к дереву, и его облепляли мошки и комары. Через некоторое время он задыхался и погибал.

12. Чем питались осуждённые и как часто получали они питьё и еду?

Заключённым выдавался паёк: одна картофелина на завтрак, картофельные очистки на обед, одна картофелина на ужин. В 1937 году в некоторых письмах встречалось описание еды более разнообразное: ежедневным блюдом была серая склизкая варёная квашеная капуста, суп из голов селёдки и чёрная мокрая масса в виде хлеба. Ни мяса, ни белого хлеба не давали. Иногда давали заключённым картофельные брусочки для лосей (комбикорм), т.е. «сухой картофель». От цинги давали настойку на сосновой хвое.

13. Самые главные транспортные пути – каналы. По ним доставлялись грузы даже
в недоступные для путника места острова. Мы решили отправиться в небольшое
лодочное путешествие. Нам выдали два больших весла и одно маленькое. Почему
это так важно для продвижения?

Сначала мы думали, что маленькое весло дано для управления в качестве руля. Оказалось иначе. Некоторые каналы между озёрами очень узкие и для продвижения по ним не получается грести двумя вёслами. Чтобы плыть, необходимо отталкиваться от берегов маленьким веслом, грести одним длинным веслом, почти отвесно направляя его вниз в воду и отталкиваясь от дна. 

 

14. Какая традиция заведена в местном ботаническом саду?

Очень интересным оказался ботанический сад. Здесь выращивают даже такие редкие для этих мест растения как сибирские кедры, лиственницы, а также арбузы, дыни, абрикосы, 125 видов лекарственных растений. Традицией является каждый год выращивать новое неожиданное для этих мест растение. Летом монахам в работах помогают волонтёры. Коллекция растений преумножена и составляет 800 видов.


15. Есть ли у местных коров и коз пастухи?

В первые годы строительства монастыря не разрешалось разводить скот. В дальнейшем были завезены коровы, волы, козы, лошади. Появились коровники, конюшни, скотный и птичий двор, ферма, молочный завод. Летом все животные бродят по острову без пастухов и находят себе пропитание. Конечно, все чистые и ухоженные. Монахи заготавливают сено и в чистоте содержат помещения для животных.

16. Почему уха здесь вкусная?

Одним из важных промыслов населения Соловецкого посёлка было рыболовство. В кафе и столовых подаются рыбные блюда, которые сделаны из свежей рыбы, только недавно выловленной в Белом море. Рыба эта вкусная. Прежде всего сельдь, сёмга, треска, зубатка.

17. Какие сувениры можно привезти с Соловков?

Сувенирами могут стать обереги в виде лошадок, глиняных фигурок, берестяных погремушек, различные магниты, календари, тарелки. Можно приобрести религиозные предметы: иконы, книги, молитвенники, крестики и т.д. Ценится местная косметика, пищевые добавки из водорослей, которые добывают в Белом море. Вкусен чай из местных трав. Самый изысканный по составу чай предлагают в Ботаническом саду. Очень интересна карта Соловецкого архипелага.

18. Что такое «козуля»?

Очень вкусны соловецкие пряники. Они разной формы: корабли, олени, птицы, кони и т.д. Их здесь называют «козулями».

19. За сколько дней можно осмотреть Соловецкий монастырь?

Такой вопрос возникает у людей потому, что путёвки в Соловецкий монастырь дорогие. На острове действует 3 гостиницы, а желающих достаточно много. И это не случайно. Люди приезжают повторно, так как необычна и интересна жизнь на Соловках, многие направления для изучения открываются перед пытливым путешественником. За один или два дня не успеть даже поверхностно познакомиться с островом и понять что-то о жизни людей этих мест. За пять дней можно начать изучение: съездить на гору Секирную, посмотреть Ботанический сад, сходить в водное путешествие по каналам, выехать на остров Заяцкий для знакомства с лабиринтами, посетить Спасо-Преображенский монастырь, послушать церковный хор. Это самое минимальное мы и смогли сделать.

20. Почему крепость являлась важным стратегическим объектом?

Многие монастыри были крепостями не только духовными, но и военными. О важном значении говорит расположение обители на острове в Белом море у северных рубежей и морского пути. Крепость на острове начинает возводиться во время Ливонской войны по приказу царя Ивана (Иоанна) Грозного в 1578-1582 годах. Работы велись 14 лет, и в результате монастырь оказался окружённым 11-метровыми стенами из гладких валунов. Крупнейшие валуны расположены снизу, а по мере уменьшения вышестоящих камней стена утончается. В верхней части стен обустроены крытые галереи, из которых через бойницы вёлся обстрел наступающего врага. Все конусообразные башни крепости завершаются высокими шатрами с дозорными площадками, несколько ярусов перекрытий башен раньше использовались под артиллерию. Дважды крепости приходилось отражать нападения неприятеля.
К середине XIX века монастырь превратился в хорошо укреплённую крепость, защищавшую Поморье от набегов шведов, финнов и немцев.
 Характеристику крепости дала архитектор О.Д. Савицкая: «Высочайшее техническое мастерство, непревзойдённый художественный вкус, изобретательность, свобода и независимость творческого мышления, вылившееся в предельно ясную, простую композицию с чётко отработанной функциональной схемой, выдвигают это сооружение в число величайших творений инженерного искусства и архитектуры».


Рецензии