Мальчик к губам приложил осторожно свирель

В. Н.
рукопись

Школьное

Мечта :)))

Я любила его украдкой,
И об этом никто не знал.
В благодарность, в моей тетрадке,
Он мне «чёртиков» рисовал! ;)
…………

Юношеское

***

прекапризные денёчки,
препаршивая погода! ;)

Такой морозец! – Надо понимать…
Ах, Ленинград! Скупишься на погоду!
За столько лет пора бы перестать
Всё время лить с небес на землю воду!..
1984 г.

*

Весна на нашей улице
Играет с ручейком!
Всё сбудется, всё сбудется!.. –
Внушает нам тайком.

Зеркал овальных лужицы
Лучей бросают горсти,
Как будто наша улица
Нас приглашает в гости…

И, засмотревшись в зеркало
(В оправе старых льдов),
Зачем-то набок съехал
Парик из облаков. :))

Встрепав седые бороды
Морозцев-босяков,
Весна кружит по городу
С Зимою (босиком!)

Под сине-чёрной мантией
Невы и снега талого
Зима с Весной-обманщицей
Пошепчутся (лукаво!) ;)

А улица народом
Доверчивым полна…

Хорошая погода!
Весна! Весна! Весна!

1983 г.


***

Будильник, заведённый на рассвет.
Костюм спортивный брошен на кровати.
Вот, вроде бы, знакомы тыщу лет,
А я её пока не видел в платье.

Нет, видел! Это было так давно…
Любительница опер и симфоний,
Она не успевала на кино,
А я не доходил до филармоний.

Мы выбрали классический (балет).
О, как смотрелась леди в тёмном платье!
Мне не хватало блеска (эполет)
И лёгкого её рукопожатья.

…А я на сцену не смотрю, почти.

…рука вдруг становилась нежной-нежной,
Она шептала тихо: «отпусти!»
И хлопала в ладоши безмятежно.

1984 г.

Мелькнул вдали знакомый силуэт,
Автобус тормознул у остановки…
Я собирал по буквам слово «НЕТ».
Прости!.. ЛЮБОВЬ – не блиц для стометровки.

1984 г.

***

Лёгкость в теле, в сердце… удары
Какие-то гулкие-быстрые бестии!
Опять прошлой ночью снились кошмары –
привыкли являться в начале сессии.

Хотя, прикинуть… программу ВУЗа
За сто ночей пройти можно запросто!
 …а что бы подумала Инженерная Муза, столкнувшись с заспанными ночными асами?

1983 г.

***

Дождь моросит…
Летим без остановок.
Аэропорт затянут влажной пеленой.
Отложен рейс с шести – на восемь сорок,
а я… я чересчур сегодня робок
и вот…
Один бреду по грязной мостовой.

Дрожат скупые слёзы на ресницах…а может это капельки дождя?
Моя любовь, как дальних странствий птица
Перед отлётом, смотрит – на бродя...
гу
 -
Дождик стих и весело умчался. Небо отражается в окне. Парню грустно, парень попрощался… Перед ним – …рисунок на стекле.

1981 г.

Под Вертинского

Что Вы плачете здесь,
Одинокая бедная девочка?
Скрылся поезд вдали,
Попрощавшись коротким гудком…
Утешая Вас, яблони
Белая тонкая веточка
(Осыпая цветы),
Вас укутала лёгким платком.
Лепестки собирая
Холодными нежными пальцами,
Вы роняете слёзы,
Как яблоня в мае – цветы.
Ваш любимый сегодня уехал с друзьями-скитальцами…
От мечты.

1982 г.

***

Над тобой склонилась ласково
И сомкнулась сон-трава,
Убаюкивая сказками,
Шепчет нежные слова.

И в рассказ травы (волнующий)
Я вплетаю голос свой:
Я хочу, чтоб в царстве будущем
Ты всегда была со мной!

Понеслись слова заветные
Над притихшею Землёй…
Дуют ветры, а за ветрами:
– Будь всегда!!.. – всегда со мной!!!

1982 г.


 P. S.

Отпирая древние глаголы,
На строку короткую дыша,
Пусть в ногах святителя Николы
Примостится кроткая душа.


Рецензии
По-русски, с поклоном

-

Смерти нет, а жизнь (настоящая) у каждого человека, у каждого народа начинается здесь…

-

Фундамент

-

«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».

Господь И. Х.

———

Юлия Друнина

Это было в Руси былинной.
В домотканый сермяжный век:
Новорожденного Дружиной
Светлоглазый отец нарек.
В этом имени – звон кольчуги,
В этом имени – храп коня,
В этом имени слышно:
– Други!
Я вас вынесу из огня!..

-

По-русски – это хорошо.

Наши предки слышали Бога; умели рушить, умели и созидать.
Без гордости, просто.
Все народы наши любимы по-настоящему.
Каждый призван…

Будьте!

———

Александр Блок

-

Дитя Гоголя

Если бы сейчас среди нас жил Гоголь, мы относились бы к нему так же, как большинство его современников: с жутью, с беспокойством и, вероятно, с неприязнью: непобедимой внутренней тревогой заражает этот, единственный в своем роде, человек: угрюмый, востроносый, с пронзительными глазами, больной и мнительный.

Источник этой тревоги — творческая мука, которою была жизнь Гоголя. Отрекшийся от прелести мира и от женской любви, человек этот сам, как женщина, носил под сердцем плод: существо, мрачно сосредоточенное и безучастное ко всему, кроме одного; не существо, не человек почти, а как бы один обнаженный слух, отверстый лишь для того, чтобы слышать медленные движения, потягивания ребенка.

Едва ли встреча с Гоголем могла быть милой, приятельской встречей: в нем можно было легко почувствовать старого врага; душа его гляделась в другую душу мутными очами старого мира; отшатнуться от него было легко.
Только способный к восприятию нового в высшей мере мог различить в нем новый, нерожденный мир, который надлежало Гоголю явить людям.
Заглянувшему в новый мир Гоголя, верно надолго «становился как-то скучным разумный возраст человека».

Когда Гоголь говорил в «Портрете» о какой-то черте, до которой художника «доводит высшее познание искусства и, через которую шагнув, он уже похищает несоздаваемое трудом человека, вырывает что-то живое из жизни»; когда Гоголь мучился, бессильный создать желаемое, и годами переписывал свои творения, безжалостно уничтожая гениальное, бросая на середине то, что для нас неоцененно и лишь для его художнической воли сомнительно; когда Гоголь мечтал о «великих трудах» и звал «пободрствовать своего гения»; когда он слушал все одну, отдаленную и разрастающуюся, музыку души своей — бубенцы тройки и вопли скрипок на фоне однообразно звенящей струны (об этой музыке — и в «Портрете», и в «Сорочинской ярмарке», и в «Записках сумасшедшего», и в «Мертвых душах»); когда, замышляя какую-то несозданную драму, мечтал Гоголь «осветить ее всю минувшим… обвить разгулом, казачком и всем раздольем воли… и в поток речей неугасимой страсти, и в беспечность забубённых веков»; — тогда уже знал Гоголь сквозь все тревоги, что радость и раздирающая мука творчества суждены ему неизбежно.

Так женщина знает с неизбежностью, что ребенок родится, но что она будет кричать от боли, дорогой ценою платя за радость рождения нового существа.

Перед неизбежностью родов, перед появлением нового существа содрогался Гоголь; как у русалки, чернела в его душе «черная точка». Он знал, что сам он — ничто, сравнительно со своим творением; что он — только несчастный сумасшедший рядом с тем величием, которое ему снится. — «Спасите меня! Возьмите меня!» — кричит замученный Поприщин; это крик самого Гоголя, которого схватила творческая мука.

«Спасите меня! Возьмите меня! Дайте мне тройку быстрых, как вихорь, коней! Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света! Далее, далее, чтобы не видно было ничего, ничего! Вон небо клубится передо мною; звездочка сверкает вдали; лес несется с темными деревьями и месяцем; сизый туман стелется под ногами; струна звенит в тумане… вон и русские избы виднеются. Дом ли то мой синеет вдали? Мать ли моя сидит перед окном? Матушка, спаси твоего бедного сына!»

Так влечет к себе Гоголя новая родина, синяя даль, в бреду рождения снящаяся Россия.

«Русь! Русь!.. Какая непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается неумолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? — Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?»

Чего она хочет? — Родиться, быть. Какая связь между ним и ею? — Связь творца с творением, матери с ребенком.

Та самая Русь, о которой кричали и пели кругом славянофилы, как корибанты, заглушая крики Матери Бога; она-то сверкнула Гоголю, как ослепительное видение, в кратком творческом сне. Она далась ему в красоте и музыке, в свисте ветра и в полете бешеной тройки. «У, какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль!.. Русь! куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух».
Что изменило ослепительное видение Гоголя в действительной жизни? Ничего. Здесь — осталась прежняя, хомяковская, «недостойная избранья» Россия:
В судах черна неправдой черной
И игом рабства клеймена.
Там сверкнуло чудесное видение. Как перед весною разрываются иногда влажные тучи, открывая особенно крупные, точно новорожденные и омытые звезды, так разорвалась перед Гоголем непроницаемая завеса дней его мученической жизни; а с нею вместе — завеса вековых российских буден; открылась, омытая весенней влагой, синяя бездна, «незнакомая земле даль», будущая Россия. Точь-в-точь как в «Страшной мести»: «За Киевом показалось неслыханное чудо: вдруг стало видимо далеко во все концы света. Вдали засинел Лиман, за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые люди узнали и Крым, горою подымавшийся из моря, и болотный Сиваш. По левую руку видна была земля Галичская». Еще дальше — Карпаты, «с которых век не сходит снег, а тучи пристают и ночуют там».

Такая Россия явилась только в красоте, как в сказке, зримая духовным очам. Вслед за Гоголем снится она и нам. Он же, первый приподнявший завесу, за дерзкое свое прозрение изведал все унижение тоски и серую всероссийскую мразь; не выдержав «очерствения жизни», глухой «могилы повсюду», Гоголь сломился. Перед смертью он кричал что-то о «лестнице»; до того вещественно было у него представление о какой-то спасительной лестнице, выбрасываемой из небесного окна, по которой можно «взлететь» в синюю бездну, виденную когда-то в творческом сне.

В полете на воссоединение с целым, в музыке мирового оркестра, в звоне струн и бубенцов, в свисте ветра, в визге скрипок — родилось дитя Гоголя. Этого ребенка назвал он Россией. Она глядит на нас из синей бездны будущего и зовет туда. Во что она вырастет, — не знаем; как назовем ее, — не знаем.

Чем безлюдней, чем зеленее кладбище, тем громче песня соловья в березовых ветвях над могилами. Все кончается, только музыка не умирает. «Если же и музыка нас покинет, что будет тогда с нашим миром?» — спрашивал «украинский соловей» Гоголь. Нет, музыка нас не покинет.

Март 1909

-

Власть Господа и покров Матери всех.

Марина Сергеева-Новоскольцева   18.10.2023 20:13     Заявить о нарушении
Лестница в небо

-

Лествица или Скрижали духовные

-

Сочинение преп. Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.

Сочинение относится к аскетической литературе.

Марина Сергеева-Новоскольцева   18.10.2023 20:04   Заявить о нарушении
Отпирая древние глаголы,
На строку короткую дыша,
Пусть в ногах святителя Николы
Примостится кроткая душа.

ВН

Марина Сергеева-Новоскольцева   18.10.2023 20:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.