А. Волог. Всё, что я роздал, оно остаётся моим...

Александр Волог: «ВСЁ, ЧТО Я РОЗДАЛ – ОНО ОСТАЁТСЯ МОИМ…»
(10 сентября 1939 – 20 мая 2021)
http://stihi.ru/avtor/aleksandrvolog

Неисповедимы пути в литературу. Иногда пишущий человек выбирает совсем другой профессиональный путь, который в какой-то момент более требовательно стучит в сердце. Но когда душа – умный и чистый, точный и безукоризненно настроенный камертон, наверное, всё-таки невозможно не стать проводником поэзии... Впрочем, литератор, имеющий в жизни надёжную профессию, а также различные параллельные хобби, невероятно тем самым расширяет собственные горизонты знаний и чувств, эмоциональных отношений с миром. А стихи, безусловно, отражают и душевный диапазон самого автора, и тот исторический момент, в котором он находится, и те связи и при этом возникающую синергию, которыми он в этой жизни обрастает и наполняется.
Александр Волог – доцент кафедры теоретической физики в МГОУ, человек сложной судьбы, с очень насыщенным и плотным графиком работы и творчества, с высокими и мощными устремлениями, чаяниями, запросами, привязанностями, интересами, планами, надеждами, открытиями. Такой человек и после ухода своего оставляет на земле большой след и свет, благодарных учеников и последователей, опечаленных друзей и верных соратников, читателей и поклонников творчества. Люди пассионарного склада, умеющие брать из происходящего вокруг впечатлений и энергии больше, чем другие, люди, живущие, творящие и работающие с максимальной самоотдачей и вовлекающие в круг своих интересов и взаимодействий с миром и других людей, не только сами обладают удивительной судьбой, но и наполняют новыми смыслами и эмоциями жизнь окружающих, воодушевляют и вдохновляют их, и саму эту жизнь делают несколько иной – более осмысленной и одухотворённой, окрашивая её в неповторимые цвета своей яркой, плещущей щедрыми красками индивидуальности.
Родился Александр Николаевич Голов (Волог – это творческий псевдоним) в Москве за два года до начала Великой Отечественной войны. И, конечно, как практически всем людям того поколения, война задала тон не только детству Саши, но и дальнейшей его судьбе, впечаталась в душу и сознание. Его мама, микробиолог, после рождения сына устроилась на химико-фармацевтический завод им. Н. А. Семашко и всю жизнь проработала там в лаборатории. Отец, до войны – геолог, прошёл всю войну, затем трудился на аэродромах ВМФ, составляя карты погоды. Маленький Саша пережил военное время в эвакуации в Костроме вместе со своими бабушками. Далее – окончил школу, поступил в МОПИ им. Крупской, где и остался после аспирантуры, успев ещё и отслужить в ракетных войсках. Всю дальнейшую жизнь Волог занимался преподавательской деятельностью в том же вузе (работал до 77 лет!). В первом браке в 1962 году у него родилась дочь Мария, ставшая впоследствии учителем математики. Со своей второй женой, студенткой Анной, он познакомился там же, в пединституте, в 70-х, когда уже преподавал. Они были счастливы вместе более сорока лет – до самой кончины Александра Николаевича, вырастили замечательного сына, являлись настоящими единомышленниками, людьми, близкими по духу и жизненным приоритетам, и пронесли сквозь годы большое уважение друг к другу, любовь, верность, нежность и заботу.
Натура многосторонняя, Александр Волог страстно увлекался рыбалкой, любил ходить в походы, где стремился остаться наедине с природой, чувствуя с ней полное слияние (стихотворение «Извинение»), будучи человеком энциклопедических знаний, в кругу друзей и коллег слыл блестящим рассказчиком и интереснейшим собеседником, а ещё всерьёз изучал российскую историю – был настоящим исследователем в этой области. Памятью он обладал феноменальной и всегда обо всём имел своё суждение, подкреплённое первоисточниками, ради чего мог перелопатить груду летописей и трудов корифеев от науки и литературы. К тому же, помимо всего прочего, всю сознательную жизнь Александр Волог писал стихи и прозу: после выхода на пенсию он занялся изданием своих книг и успел выпустить в интернет-издательстве Ridero шесть замечательных сборников – книгу стихов и рассказов о войне «Эта долгая война», сборники стихов «Дар», «Остров верности», «Берегиня», «Лицом к воде», а также большой труд по истории России – книгу «Ранняя Русь», над которой работал в течение десяти лет, поставив своей целью найти наиболее достоверные факты по становлению Российского государства ради возвращения соотечественникам истинной истории Руси – без путаницы, упущений и ложных представлений, породивших множество мифов. Его как истинного патриота очень беспокоило сегодняшнее положение дел в освещении российской истории, поскольку он считал, что искажение начальных этапов зарождения нашего государства неизбежно отразится на точности изложения всех её последующих периодов. И хотя сам он не считал этот колоссальный труд монографией (книга состоит из ряда отдельных материалов), тем не менее масштаб проделанной работы впечатляет – в книге объёмом в 650 страниц в двенадцати главах помещено более двухсот статей!
Александр Волог был плоть от плоти своего времени – времени искренних надежд и романтических воззваний, времени нежных чувств и возвышенного отношения к женщине, времени героев и покорителей космоса. Поэтому, конечно, в соответствии с лучшими, передовыми идеалами и представлениями советского общества он сформировался как большой мечтатель и романтик, человек с открытым сердцем, а ещё настоящий философ, идеалист и бессребреник. Бытовая неприхотливость, равнодушие ко всему внешнему, показному и одновременно высокая требовательность в нравственной и духовной сфере – вот, пожалуй, главные отличительные черты этого неординарного человека, подлинного интеллигента и интеллектуала. И жизнью своей, и творчеством он исповедовал любовь к людям, любование родной природой, веру в будущее России, проявляя неподдельную щедрость своей чуткой, распахнутой души и бесконечную доброту сердца.
Одно из его программных стихотворений так и называется – «Всё раздарю»:

Всё раздарю и себя в Твои руки предам –
Настежь в душе неимущей распахнуты двери.
Стены прозрачного горя проходит беда,
В окна страдания дуют сквозные потери.

Всё раздарю и себя в Твои руки предам,
Светом наполню души неимущей пространства,
Ясности люстры развешу по тёмным углам
И освещу катакомбы свечой постоянства.

Всё раздарю и себя в Твои руки предам.
Видишь, я весь – как открытая светлая пустошь!
Что же, бери и суди, коли стоят труда
Свет, и простор, и открытость души неимущей.

Буду ль Тобою я взят, и судим, и казним,
Или ж отвержен, и даже и память избыта?..
Всё, что я роздал – оно остаётся моим,
А сверх того ещё – свет, и простор, и открытость.

Подкупает глубокая и естественная интонация стихотворения, словно автор не просто говорит, но дышит словом. Вне всякого сомнения, это самобытный поэтический язык, глубоко перекликающийся с тем лучшим, что было создано в русской поэзии XX века. Для меня это – голос самой эпохи, звучавшей в поэте и заставлявшей звучать его струны.
При всём при том Александр Николаевич был человеком скромным, углублённым в себя, непубличным. Какое-то время он посещал литературное объединение «Родники» под руководством Юрия Полякова, который работал в тот период редактором «Московского литератора» и нередко бывал у него дома в гостях вместе с другом и учеником Волога – журналистом и писателем Александром Кормашовым. Собрания литовцев проходили в корпусе литфака московского института, что в своё время окончил и Поляков.
Тем не менее вся эта суета, весь стиль общения между авторами были чужды нашему герою и малоинтересны, и он так и остался одиночкой, годы и годы пишущим в стол. Скорее всего, стихотворчество было для него процессом крайне сокровенным, и он оберегал свой мир от посторонних глаз и ушей. Отношение к этой среде, кстати, как нельзя лучше отражено в стихотворении «Мы были наблюдательны, писаки…»
Вообще стихи Александра Волога тоже, как и он сам, плод советского времени: раннее творчество формообразованием и ритмикой частично выходит из поэтики Маяковского, развивается и разветвляется, то споря, то во многом пересекаясь с передовой поэзией шестидесятых. Однако постепенно голос автора начинает обретать собственную интонацию хотя и в традициях классического стихосложения, но вместе с тем и в русле современных тенденций – с использованием как точных, так и ассонансных, а также бедных и приблизительных рифм, с абсолютным предпочтением содержания – форме, с введением в тексты, особенно в диалоги, просторечной и диалектной лексики, делающей стихи подлинно русскими, достоверными и объёмными, с нежным, пристальным, крайне внимательным и трепетным отношением к каждой детали, каждому человечьему слову или жесту, каждой травинке и краске природы, с художественным своеобразием сюжетов и тематических ракурсов. Выкристаллизовываются и основные темы творчества – война, история, нравственно-философская, пейзажная и любовная лирика, гражданские и социальные мотивы, а помимо всего огромное количество портретов современников – портретов, с удивительным теплом и психологизмом воссозданных в слове. Обладая несомненной эмпатией, Волог очень тонко чувствовал и понимал людей, о чём свидетельствует и вот такое воспоминание Александра Кормашова: «Он умел фантастически дружить. И это было даже больше, чем обыкновенная дружба – это было полное и абсолютное приятие человека. Такого в жизни у меня больше никогда не случалось».
Вопросы совести и морали, вопросы нашей культуры и верности долгу, чести, земле своих предков волновали Александра Николаевича всю его жизнь, и, конечно, мучительные поиски ответов не могли не найти своего воплощения в его творчестве. Сохранение наших национальных традиций, возвращение Отечеству нравственных идеалов и подлинных духовных ценностей были для Волога не только задачей первостепенной важности, но и делом всей его жизни. Одно из стихотворений, названное «Ночные попутчики», заканчивается так:

…И как будто за ними двинулось
Молчаливейших елей воинство,
Выходя из рассвета серого.
А слова звучат по-старинному –
Так, как некогда:
Честь,
Достоинство,
Право-судие,
Мило-сердие…

Где-то совсем недавно прочитала, что важно не то, сколько прожил человек, а то, как он использовал отпущенное ему время. Надо сказать, что Александр Николаевич в полной мере распорядился дарованными ему годами, сумев вместить в них столько, что диву даёшься: как можно было всё это успеть? Такое плотное, концентрированное проживание каждой единицы времени характерно, конечно, только для людей с высокой степенью духовности, невероятно развитым интеллектом и богатейшим внутренним миром. А это – настоящая редкость, единичный человеческий экземпляр. И для меня большая честь, что на сайте Стихи.ру, где Александр Николаевич размещал свои стихи и общался с почитателями своего творчества, он выделил меня как автора и собеседника, тем самым предоставив мне счастливую возможность окунуться в его космос, открыть его уникальную вселенную и для себя, и для новых читателей.
А самое главное то, что в стихах Алексадра Волога неостановимо, безудержно бьётся сама жизнь – со всеми её радостями и горестями, с её бешеными ритмами и тихими, потаёнными минутами нежности, с её островками любви и полями сражений, с её дарами и потерями, с её неистовым размахом, беспокойством и неукротимостью. Вот это искреннее, безоговорочное и благодарное упоение жизнью и покоряет, и подкупает, и завораживает в стихах Волога, пожалуй, сильнее всего.
И очень хочется сегодня познакомить читателя с несколькими знаменательными стихотворениями поэта.
__________________
ИЗВИНЕНИЕ

Я всё ещё там, я на том берегу,
Застывшем над самой рекой на бегу
Под полупрозрачной луной.
Вечерней пичуге в ответ я свищу,
Тяжёлую, тёплую рыбу тащу
И в салки играю с волной.

И если вам кажется: я суховат,
Не слушаю вас, говорю невпопад,
Что в узких зрачках – пустота, –
Судить не спешите...
                Я просто стою
Над Волгой, на круче, на самом краю...
Простите, я всё ещё там.

СПАСИБО, ЖИЗНЬ!

Спасибо, ночь, за трудных дум подарок,
За чуткий мир из бесконечных струн,
За то, что свет в тебе особо ярок,
За новость лун.

Спасибо, день, за щедрую работу,
За крепкий берег, сильное весло,
За дальней песни молодую ноту –
Мне повезло.

Мне повезло, что я прошёл по полю
И распахал ненужные межи.
За цельный клин неразделённой доли
Спасибо, жизнь!

* * *
Какой сентябрь я нынче приобрёл!
Совсем задаром – за какой-то месяц
негромкой жизни у спокойных сёл,
за тридцать дней брусничного Залесья.
Вот он, сентябрь – величиной как раз
в ладонь – такой кленовый, лёгкий, щедрый…
Всё убрано. И отдыхает глаз.
И отдыхают от работы недра
родной земли. Намятая рука
так нежно держит золотое чудо,
и в ней оно колеблется слегка
и между пальцев утекает будто,
и остаётся в лицезренье гордость,
мгновенная, как солнечная рябь…

Из-за спины поспешный, хваткий голос:
– Почём сентябрь?
               – Не продаю сентябрь.

* * *
Мы были наблюдательны, писаки,
и совершенно ставили ни в грош
тех, кто не видел, как зимуют раки,
не замечал различности галош.
И наши легкодумные собранья
порою превращались в похвальбу:
– Я видел облако!.. – Я – рот у зданья!
– Я – труп, обросший бородой в гробу!
– Я – женщину, ужеобразно-тонкую!
...Тут кто-то, искривляя бледный рот,
спросил:
          – Вы видели глаза ребёнка,
который знает, что на днях умрёт?

В СТРАНЕ НЕЛЮБОПЫТНЫХ

– Эй, на том берегу! Глубока ли вода?
– Да издревле не ведаем броду...
– Есть ли близко мосты? – Да отсель не видать...
– Можно ль вплавь? – Не в такую погоду...

– Но хоть лодка-то есть? Так прислали б сюда!
– Отродясь мы лодей не держали...
– Ну, а как же вы сами за реку тогда?
– А чего мы за ней не видали?..

ПРОЩАНИЕ СО СНЕГОМ

Весна. Прощание со снегом,
покорно тающим в горсти.
Прощанье с необжитым небом,
зимы последнее прости.
Она, спастись уже не чая,
мне лижет пальцы и ладонь.
Я всё прощаю, всё прощаю
за песенку на семь ладов
ручья, капели, ветра, почек,
грача и быстрых облаков,
и вдруг проклюнувшихся строчек,
за звон распавшихся оков.
Я жил вперегонки с зимою –
и обогнал, и пережил,
и талою водою смою
усталость памятливых жил.
И всё же летом раз я вспомню:
зима, и я – бок о бок с ней…

…За то, что я хоть что-то понял,
прощай меня, последний снег!

* * *
Не хочу тебя завоёвывать,
Не хочу тебя покорять.
Ведь любой стране покорённой
Наступает время восстать.
Не хочу воевать с тобою,
За тебя же ведя войну.
Я не рушу – я только строю.
Если хочешь – в артель возьму.
Будешь ты свободной и сильной,
А устанешь – помочь готов.
Не хочу я иметь рабыню:
Не бывает
       верных
               рабов.

ДЕРЕВЬЯ НА БЕРЕГУ

Случается, я во спасенье лгу,
Смиряюсь со стыдом, душой дряхлея…
Я помню, высились на берегу
Большие бородатые деревья.

Вели свой счёт по распусканьям почек
И по приходам листопадных дней.
И ветер выдувал сухую почву
Из-под мохнатой бороды корней.

Над ними хладно плыли облака,
Роняя вниз дожди и снегопады,
В опавших листьях шелестели гады,
Подтачивала крутояр река.

Свой кус урвали бешеные струи.
Под хруст выламываемых ветвей
Вы рухнули – со всей землёй своей,
Не убежав, не отступив, не струсив,

В свой берег вросшие бородачи…
Среди разноголосий многолюдства
Мы забываем берег, мы молчим
О стойкости природных правдолюбцев;

О той, что не в почёте, а в загоне…
Я помню корни, корни над рекой!
И я смиряю спесь и прячу гонор
Пред стойкостью и правдой стариков.

ВОЗЛЕ НИРВАНЫ

Наивность младенчества! Жажда желаний
И выкрик «хочу!» – как пароль и девиз,
Как вешняя скачка стремительной лани –
Лишь мелкие камешки сыплются вниз.

Ущелья и пропасти – детские сказки,
Есть гребень – реальность, вершина – мечта...
Напрыгался я, стал и кроток, и ласков.
Равнина. Река. Никакого моста.

Ни брода, ни лодки.
                Ни зов переправы,
Ни плаванья прихоть не бродят во мне...
Неужто буддисты немножечко правы?
Неужто в бесстрастье я счастлив вполне?

В постах усыхает хотений утроба.
Свобода приходит по смерти раба.
И всё, что мне надо: удобная обувь,
Река да травиночка строчки в губах...

ВИДЕНИЕ ПЕЛГУСИЯ

           Был в Ижорской земле воин Пелгусий…
                «Житие Александра Невского»

И прожил жизнь, и вышел в сад.
Был сон нелеп.
Плывёт по Ладоге насад –
Борис и Глеб.

Калитка вспомнит, расскрипясь,
Про время врат.
И князю тихо молвит князь:
– Поможем, брат!

И отомкнул тугой засов –
Пора посметь.
Не Биргер, не гроссмейстер псов –
Противник – смерть.

Ночной росой напитан лён,
И стонет выпь.
Там, за Ижорскою землёй, –
Черта Невы.

Зовут высокие лады
Сквозь черноту
На сходни вражеской ладьи –
Как на черту.

И пусть не прогудит Боян
Хвалу и честь,
Но эта ночь была твоя –
Была и есть!

Когда – судьба, когда – вдвоём,
Когда странна,
В туман, в озёрный окоём
Ушла страна,

Где тёмный кормчий у руля
Извечно прав,
Где есть Ижорская земля
Как грань и край;

Где плыл медлительный насад
В еловый брег…
Но вот пришёл в последний сад
От первых рек,

От ведьминых грибных кругов,
Сквозь боль и быль –
До откровенья: вот кого
Всю жизнь любил!

ОГОНЬ МЕРЦАЮЩИЙ

             А если это так, то что есть красота
             И почему её обожествляют люди?
             Сосуд она, в котором пустота,
             Или огонь, мерцающий в сосуде?
                Николай Заболоцкий, «Некрасивая девочка»

Мерцает – до поры, до срока…
Но – ограниченный объём.
Но – недостаток кислорода.
Но – жизнь снаружи, за стеклом…

И вот – взвился язык бесспорный,
Взрывая вспышкой светотень,
Как содержанья против формы
Непредсказуемый мятеж,
Обидой за таких же многих,
Когда глядят, раззявив рты,
Те, что и отличить не могут
Горения – от пустоты,
Светильник – от бутылки винной
И жар – от мании блестеть…

За это всё – из горловины
Фонтаном факела взлететь,
Явить себя в трескучем гуде,
Осколков брызгами звеня,
Как отрицание сосуда
И утверждение огня!


Рецензии
"Высокоствольный снег,
Хранитель хрупкой лиры,
Пускай под эту сень
Как загнанный олень
Приходит человек
За добротой и миром.
Мой белый березняк,
Переживи меня."

Мой белый березняк
Александр Волог

Спасибо, Валерия! Честное, искреннее, чистое, изумительной проникновенности творчество Александра Волога не меркнет...

пришли вот такие строки.

Просто как, открыл страничку...
вот ты птичка...птицелов
видит время пограничья.
больше дела, меньше слов.

Надежда

Яцевич Надежда   08.11.2023 23:46     Заявить о нарушении
Надежда, благодарю Вас за прочтение! А ещё больше за то, что читаете и помните поэзию А. Волога. Его стихи, несмотря на их чёткий социальный временной посыл, вне времени.

Валерия Салтанова   09.11.2023 21:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.