Особенности национального часть 53

Особенности национального часть 53


Готланд — сокровищница Швеции
Очередной клад в тысячу арабских серебряных монет был найден на шведском острове Готланд при весьма любопытных и даже смешных обстоятельствах.
Героем события стал обычный серый кролик. В окрестностях небольшого городка Бюрс он хотел отрыть себе норку. Когда длинноухий углубился на некоторое расстояние под землю, на него неожиданно обрушился поток сверкающих кругляшек. Раздражённый зверёк стал с силой выталкивать монеты задними лапами из норы на поверхность.
Специалисты-археологи, а их обычно много бывает на острове, по достоинству оценили находку. В Стокгольме в историческом музее была открыта экспозиция, посвящённая этому кладу. Среди монет есть не только арабские, но также бухарские и персидские. Как монеты из экзотических восточных земель оказались на скандинавском островке?
Готланд, расположенный в Балтийском море, давно завоевал репутацию главной археологической сокровищницы Швеции. То тут, то там на острове попадаются «каменные корабли» — торчащие из земли и тесно врытые друг к другу большие продолговатые камни, образующие форму лодки (если на неё смотреть сверху). Считается, что оставили их древние поселенцы бронзового века (1500-500 гг. до н.э.).
О тех долетописных временах сохранились предания. Они рассказывают о заселении острова: «Готланд первым нашёл человек, которого звали Тьелваром. Тогда Готланд был таким заколдованным, что днём опускался под воду, а ночью всплывал. Тот человек первым принёс огонь на остров, и с тех пор он никогда не опускался. У этого Тьелвара был сын, которого звали Хавди, а жену Хавди звали Белая Звезда. Они первыми жили на Готланде...» У них было три сына, которые поделили остров: «Граип получил северную треть, Гути — среднюю, Гуннфьяун — южную».
Когда появилась письменность, рунами в первой половине XIII века был записан готландский судебник, Гуталаг. По Гуталагу можно судить о местном обществе, которому была присуща своя специфика. Высшей группой общества были свободные землевладельцы, бонды, с семьями. Были также арендаторы, безземельные люди, наёмные работники и рабы (до XIV века). Особенностью готландского общества было отсутствие знати как особой социальной группы. Верховной властью обладал альтинг — народное собрание.
В XI-XIII вв. на Готланде процветала деловая активность свободных жителей острова. Они заняли ведущие позиции в посреднической торговле на Балтике между Западной и Восточной Европой. О широкой географии поездок готландцев можно судить по руническим надписям на камнях. На востоке они доплывали до Чёрного моря, на западе — до Англии.
Перед богатством и влиянием Готланда снимали шапки купцы многих стран Европы. Шведские историки полагают, что в те далёкие дни остров обладал доходом, по крайней мере, в сто миллионов серебряных монет!
На побережье острова существовала система гаваней, известная по русским летописям как Готский берег, где велась активная торговля. На месте одной из таких гаваней вырос город Висбю. Католический священник Иоганн Магнус в книге о шведских племенах гётов и свеев в тридцатых годах XVI века писал о столице острова Висбю: «Этот город был в старину торговым центром гётов и многих других народов. Он был так наполнен дорогими вещами и товарами, что в Европе вряд ли найдётся другой подобный город. Туда стекались гёты, свеи, русские, датчане, пруссаки, англичане, шотландцы, фламандцы, французы, финны, венецианцы, саксы, испанцы. Каждая нация имела в городе свои собственные кварталы и улицы...»
Возвышение Готланда, его слава и богатство были связаны не в последнюю очередь с развитием торговых отношений Западной Европы с Русью, в частности с Новгородом. Через этот балтийский остров на мировые рынки поступали русские меха, мёд, смола, воск, соль и другие дорогие товары. За право торговли ими и конкурировали обосновавшиеся на Готланде иностранные купцы. Важнейшим направлением их деятельности была торговля с Великим Новгородом, где уже в конце XI века существовал Готский двор, рядом с которым была построена готландская церковь Святого Олафа.
Из Руси путь на Готланд шёл через Ладожское озеро, Неву и Финский залив. Садко, новгородский купец, плавал именно по этому маршруту. Новгородцы поселились в Висбю, где одна из городских улиц до сих пор называется Новгородской. В Висбю была устроена русская церковь для приезжавших, а русские иконописные мастера расписывали стены не только своего храма, но и других, находившихся в столице торговой республики. С конца XII века на острове началось массовое строительство каменных церквей, которых всего насчитывалось до ста. В саге об Олафе Святом говорится, что Олаф останавливался на острове, так как туда «отовсюду стекались новости».
XIV век стал веком бедствий для Готланда.
Частые неурожаи, оскудение земли, чума привели к значительному ухудшению жизни, сокращению населения. В 1361 году остров захватил датский король Вальдемар Аттердаг. С этих пор Готланд стал игрушкой в руках могущественных людей. На острове закрепились пираты, с помощью которых датчане терроризировали шведское побережье.
Пиратство долго оставалось бедствием для мирной торговли в Балтийском море. Особую роль в конце XIV столетия играли морские «Братья на всю жизнь». Вначале «братва» служила датчанам, но позднее под девизом «друзья бога, враги всего мира» выступила против богатой знати и купечества. В конце концов пираты настолько усилились, что захватили Готланд и сделали порт Висбю своей столицей на Балтике. Они начали нападать в Северном море на ганзейские суда и получать хорошую добычу.
От пиратов остров был очищен Тевтонским орденом. У немецких рыцарей остров выкупил король Эрик Померанский. Его правление принесло новые тяготы жителям, т. к. он заставил их платить большие налоги и участвовать в постройке замка. Ещё долго остров страдал от амбиций монархов, алчных наместников, авантюристов, пока в XVI веке не был окончательно возвращён Швецией.
Несмотря на оживлённые контакты, культура Готланда была довольно консервативной и отличалась своеобразием даже по отношению к другим скандинавским регионам. Жители острова говорят на местном диалекте и по-прежнему любят носить традиционную одежду: мужчины одеты в малиновые кафтаны со стоячими воротниками, а женщины предпочитают длинные юбки с белыми расшитыми передниками и красные жилеты.
Городок Висбю приютился на берегу у мощных стен белых, совсем необычных для Скандинавии, известняковых скал, обрывающихся в море. На фоне красной черепицы крыш, зелени и голубого неба эти белые «стены» с высоченными сторожевыми башнями старинной крепости и реющими над ними жёлто-голубыми шведскими флагами смотрятся как-то особенно красиво.
Ныне Готланд — заурядная провинция Швеции. Население в основном занято сельским хозяйством и туризмом. Но не исключено, что Готланд заявит о себе ещё не раз, ведь недра острова, пережившего столь бурные события, хранят ещё немало ценного для науки. Говорят, что одних кладов на Готланде таится видимо-невидимо.
Уникальными памятниками остаются готландские стелы, поставленные на полях погребений. В верхней части стелы, которая может достигать трёх метров в высоту, изображён солярный символ, вокруг него располагаются фигурки животных, внизу — гребное судно, обычно парусное, со щитами по борту и бородатыми воинами — древними обитателями острова.
Греческие пирамиды: сенсация наших дней
Мы привыкли считать родиной пирамид Древний Египет, Центральную Америку и Китай. Но, оказывается, пирамиды строили и в других странах, в том числе – в Древней Греции. На ее территории обнаружено как минимум восемь пирамид.
 Наиболее известны три из них. Одна расположена примерно в четырех километрах от Аргоса, близ деревушки Хелленико; вторая – неподалеку от деревни Лигурия, поблизости от Эпидавра; третья – гробница Амфиона – находится в Фивах.
Забытые гробницы
Дотоле преданные забвению, греческие пирамиды оказались в центре внимания историков и археологов в середине девяностых годов XX века. Зато едва начались их исследования, как целый ряд научных работников поспешил объявить их прототипами египетских построек. Афинская академия и Эдинбургский университет даже заявили о том, что идея пирамид вообще пришла в Египет из Греции.
 Пирамида в Хелленико хоть и оцеплена оградой, но ее ворота всегда раскрыты нараспашку, а какая-либо охрана отсутствует. Так что желающие познакомиться с ней вплотную всегда имеют возможность подойти к ней и даже проникнуть внутрь, ибо, в отличие от египетских пирамид, она полая.
 Вход в пирамиду выполнен в микенском, конусном стиле и находится на восточной стороне, как и у всех античных храмов, включая знаменитый Парфенон.
 На фоне египетских и американских пирамид сооружение в Хелленико выглядит весьма скромным по размерам.
 Из историков античности эту пирамиду упоминал Павсаний (II век до нашей эры). Он утверждал, что ее построили Акрисий и его брат Пройт, согласно преданию, враждовавшие еще в чреве матери.
 Акрисий был царем Аргоса и дедом знаменитого героя Персея. А вот что, собственно, сообщал Павсаний: «На пути из Аргоса в Эпидавр по правую сторону имеется здание, очень похожее на пирамиду… Здесь состоялась битва за трон между Пройтом и Акрисием; говорят, что их спор завершился вничью… Для тех, кто погиб в этом сражении, была построена общая усыпальница».
О древнегреческой усыпальнице упоминал писатель и географ Павсаний во II веке до нашей эры
Так что же должно было случиться, чтобы эта маленькая пирамида-усыпальница вдруг оказалась в центре внимания ученых? Дело в том, что в феврале 1995 года возглавлявший в то время Афинскую академию наук Перикл Теохарис объявил результаты двухлетних исследований. Выяснилось, что пирамида в Хелленико была сооружена примерно в 2720 году до нашей эры. То есть она на сто лет старше египетской ступенчатой пирамиды Джосера, долгое время считавшейся древнейшей в мире.
 Однако согласно недавно открытому методу определения хронологии древних объектов по следам воздействия солнца на каменные блоки в тех частях, где сохранились следы вырубки из породы, пирамида в Хелленико еще старше. Этот метод определяет дату ее возведения примерно 3000 годом до нашей эры.
 Лигурийская пирамида датируется приблизительно 2100 годом до нашей эры с погрешностью в ту или иную сторону в 600 лет. Первоначально размеры этого сооружения составляли 14х12 метров, но сейчас от него мало что осталось.
 Еще одна древнегреческая пирамида – гробница Амфиона, которая сооружена из холма, превращенного в ступенчатую пирамиду. Холм этот напрямую связан с историей основания города Фивы. Основателем Фив считается Амфион, сын Зевса и Антиопы, воспитанный простым пастухом вместе с братом-близнецом Зетом.
 Согласно легенде, Амфион прославился как музыкант. Научившись музыке у лидийцев, он к четырем струнам лиры добавил еще три. Во время строительства Фив камни сами двигались под звуки лиры Амфиона, которую ему подарил Гермес.
 История братьев оставалась простой легендой, пока археологи не обнаружили в недрах холма широко разветвленную систему туннелей и подземных помещений, одно из которых вполне могло быть могилой Амфиона и Зета.
 Раскопки проводились в 1971-1973 годах под руководством известного археолога Теодороса Спиропулоса. Он пришел к заключению, что гробница Амфиона представляет собой единственное в греческой культуре строение в форме ступенчатой пирамиды, то есть является явной аномалией для этой цивилизации.
 Спиропулос определил и время постройки гробницы Амфиона – 2500-2000 годы до нашей эры. Мало того, в пирамиде были найдены четыре золотые подвески в форме лилий, увенчанные растениями, напоминающими папирус, а это можно классифицировать как типично египетский мотив.
Египтяне – первопроходцы в строительстве пирамид
Надо сказать, что связи Древней Греции и Египта были весьма тесными.
 Критяне вели с Египтом обширную морскую торговлю, выменивая слоновую кость на керамику и ювелирные изделия.
 На Крите часто находят египетские изделия и заимствования некоторых художественных идей, например мотивы цветка лотоса.
 Спиропулос убежден, что строители ступенчатой пирамиды близ Фив были как-то связаны с Египтом. Пирамиду соорудили в те времена, когда греки не строили подобных гробниц, и для них типичным было сожжение умерших с помещением праха в погребальную урну, над которой насыпался небольшой могильный холм.
 Археолог предположил, что и сами Зет и Амфион были египетскими колонистами. Но когда в 1972 году он впервые выдвинул это предположение в статье «Египетская колонизация в Беотии», то подвергся осмеянию.
 Однако Спиропулос настоял на том, что гробница Амфиона представляет собой сооружение уникальное, и одновременно доказал, что она не является каким-то изолированным историческим феноменом. Она, напротив, была органической частью загадочной забытой цивилизации, достигшей расцвета в Греции между 2800 и 1700 годами до нашей эры. Он назвал ее минойской цивилизацией и был убежден, что правящая элита в ней состояла из египтян, охотно вступавших в Южной Греции и на Крите в межнациональные браки с минойцами.
 Захоронения того времени были коллективными и размещались в узких колодцевидных, высеченных в скале могилах. Так что пирамида в Хелленико вполне вписывается в концепцию коллективного захоронения.


Рецензии