Вертинский в Латвии

Некоторые секреты мастерства Вертинского

Главным сценическим образом Вертинского долгое время был грустный клоун — «русский Пьеро» с печальными глазами.
И этот образ был тепло встречен во всех странах, где он жил и выступал: в Европе, Азии, Америке.Повсюду Вертинский завоевывал успех, особенно среди русскоязычной публики.

Я училась заочно в Рижском университете на журфаке. Хотелось бы добрым словом вспомнить преподавателя и журналиста Абрама Клецкина. Он принимал ступительные экзамены и проводил собеседование.
Знакомилась в читальном зале библиотеки с латвийскими русскими литературными журналами, а их было немало! Стихи Есенина, Блока, Мережковского...
Также листала  газеты начала и первой половины 20 века : "Сегодня", "Сегодня вечером", "Слово"…
Александр Вертинский выступал на Рижском взморье дважды летом 1928 года. Концерты состоялись на Рижском взморье в Эдинбурге (нынешнем Дзинтари).
 
18 июля. «Зрительный зал переполнен, - пишет журналист газеты «Сегодня вечером» Сергей Алмазов. – Преобладает женский пол. Атмосфера нервно-выжидательная. Выход Вертинского встречается аплодисментами. На лице Вертинского обычная расслабленная улыбка. Криво извивающийся поклон – он начинает… «Баллада о седой госпоже». Вертинский поёт почти шёпотом, лишь изредка повышая голос. Руки по обыкновению секундируют пению каждая в отдельности и эта асимметрия в движениях рук тоже создаёт настроение… Чем больше смотришь и слушаешь, тем больше поддаёшься этому наркотизирующему действию… Успех невероятный. Аплодисменты усиливаются с каждым номером, под конец превращаясь в стихийный оркан…»

Слово журналисту:"Его пение, вернее, мелодекламация, захватывает и увлекает слушателя. Странная, своеобразная манера передачи стихов, высокая странная фигура, одухотворенное лицо  — все это настраивает слушателей на мистический лад…  А. Вертинский выступил с новыми песенками. "Ваша песнь", "О всех усталых", "Китайская акварель", "У высокого берега"…"

23 июля – второе выступление. "Тихая грусть, порой безысходная печаль, отчаянье – вот основные мотивы Вертинского, которые он передаёт так нежно и с таким тонким чувством…"

Успех колоссальный: на обоих концертах Вертинский "принужден был петь на бис". Сам певец скромно замечал, что успехом во многом обязан прекрасному аккомпаниатору — Александру Блоху, который с ним на всех гастролях.

Латвийская публика вновь увидела певца лишь в конце 1940–х. Вертинский ехал в Юрмалу и работать и отдыхать. Вместе с ним была жена и  дочери Анасасия и Марианна.

На концерте "...Вертинский вышел уверенной походкой, не очень быстро, но и без возрастной замедленности, в ослепительно черном костюме, худой, сосредоточенный, без улыбки, седой, коротко подстриженный, легким кивком головы ответил на аплодисменты зрителей. Он сделал несколько шагов по сцене, приближаясь к публике, оставляя в тылу пианиста, человека средних лет в очках, в таком же черном костюме".

..."Вертинский начал медленную ноту, которая постепенно, как волна, накатывалась к берегу сердца, все повышая эмоциональные удары. Сначала показалось, что у него нет голоса, что это певческий монолог, сопровождаемый жестикуляцией. Его руки "пели". Они выражали душевное состояние исполнителя, в движениях рук был определенный рисунок, они имели свой "текст", связанный с содержанием песни. Казалось, что руки мыслили…"

Все ему помогало: и установка:  главное - искусство, и видение, и искренность,
и встречи, и репертуар, и судьба, и сама история с ее катаклизмами, и приятие ее. Создал собственный стиль выступлений, даже с грассированием он смог виртуозно создавать образы не только сентиментальным речитативом - пением , но и играть...руками! И музыка помогала, аккомпаниаторы у него были талантливые.
Игра М. Б. Брохеса отличалась тонким вкусом, яркой эмоциональностью и виртуозностью исполнения.

И опыт сьемок в кинофильмах. Фильмография: 28 работ в 28 проектах (выборочно):

1912 — Чем люди живы — ангел
1913 — Обрыв — кадет
1915 — Медовый месяц — художник
1915 — Неврастеники — актёр Аржевский
(...)
1950 — Заговор обречённых — кардинал Бирнч
1953 — Великий воин Албании Скандербег — дож Венеции
1954 — Анна на шее — князь
1955 — Пламя гнева — Пан Беневский.
1957 - Алеко Дундич...

*Александр Николаевич Вертинский (9 (21) марта 1889, Киев, Российская империя — 21 мая 1957, Ленинград, СССР, 68 лет) — русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века. Википедия.­

Фото из инета.


Рецензии
Спасибо за воодушевление и вдохновение, вызванные творчеством Вертинского и фильмом о нём!
Я тоже с удовольствием посмотрела фильм, интервью с дочерьми певца, а также частично - концерт, составленный из его песен. Запомнилась Ваенга с песней "Матросы", она тоже играла руками, как и сам Вертинский.

Пробудился интерес к творчеству неординарного артиста, захотелось слушать его песни. А попасть бы на машине времени в прошлое и побывать на концерте Ветринского в Юрмале!

С теплом
~*

Монголка   15.12.2021 15:57     Заявить о нарушении
Концерт, составленный из песен Вертинского повторили еще раз, тогда я глубже вникла и записала имена певцов. Можно будет прослушать еще раз.
У меня есть книга "Кто есть кто в русском шансоне (люди, факты, диско). Есть и биография Вертинского, а также Елена Ваенга (Хрулева), род. 28.О1.1977. Автор и исполнитель русского шансона.
Подумала о тебе, о твоем муже Александре Бумане, о вашем с мужем дуэте.
Здоровья и успехов вам.

Валентина Томашевская   15.12.2021 16:08   Заявить о нарушении
Михаил Дюков "Кто есть кто в русском шансоне (люди, факты, диско)".

Валентина Томашевская   15.12.2021 16:12   Заявить о нарушении
Благодарю за добрые пожелания! Два года не выступали, пора готовиться к выходу в свет.

Монголка   16.12.2021 14:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.