Сколько точек ставить в хокку?

- Какое тебе дело,- сказала она,- сколько точек ставит автор?
- Но это же трехстишие, хокку,- только и сказала я.

Оказывается вопрос «точек» касается философии и психологии. И еще педагогики, если говорить о точках в заглавиях статей или стихов. До 1933 такие точки в заглавиях ставили. И скорее для того, чтобы школьники не забывали ставить точку в конце предложения. Попробуйте  некоторым, я не скажу дилетантам, но авторам дать совет не ставить точки в заглавиях, и вы получите самые разные высказывания, но, возможно, вы найдете друзей. Кто не рискует, тот не пьет шампанское.


Рецензии
Главными понятиями в философии Анри Бергсона* были «жизнь», «творчество», «свобода» и «интуиция». Реальна не движущая вещь, а само движение. Мир творит сам себя. Подлинное творчество непредсказуемо, поэтому у космической эволюции нет никакой цели, никакого плана. «Космическая жизнь» абсолютно свободна в своем развитии.

Искусство, по мнению Бергсона, основывается на «бескорыстном созерцании» действительности. Поэтому оно ближе к реальности, чем наука. Однако художественное творчество сталкивается в непреодолимой трудностью. Реальность представляет собой нечто непрерывное, поток жизни. Любое ее представление в словах, образах будет неадекватным, потому что при этом расчленяется нерасчленимое.

Обойти эту трудность можно, лишь отказавшись от попытки выразить содержание интуиции непосредственно – в каких-то образах и понятиях. Цель произведения искусства, по мнению Бергсона, заключается том, чтобы «загипнотизировать» слушателя (зрителя) и «внушить» ему звуками, красками, ритмом, красками ту эмоцию, которую переживает автор.

Философия Бергсона послужила теоретическим основанием для ряда художественных экспериментов. Стремление передать непрерывность психической жизни привело французского поэта Г.Аполлинера к отказу от знаков препинания. Заключительная глава романа ирландского писателя Дж.Джойса представляет собой внутренний монолог, в котором воспроизводится « поток сознания» персонажа.
*Наиболее известным представителем философии жизни был французский философ Анри-Луи Бергсон (1859 — 1941), профессор Коллеж де Франс член Французской академии. Ключевые работы: «Творческая эволюция» (1907) и «Два источника морали и религии» (1932).
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1927 года «в знак признания его богатых и жизнеутверждающих идей и выдающегося мастерства, с которым они представлены».

Валентина Томашевская   10.09.2023 11:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.