Несколько слов по поводу музыки в поэзии Рубцова

Несколько слов о музыке в поэзии Рубцова

  Странные закономерности обнаруживаешь, размышляя о музыке в поэзии Рубцова. Не будем говорить сейчас о музыкальности её: факт неоспоримый и очевидный. Но…
  Во-первых, при всём множестве касания к сфере музыки она изымается душой поэта из прошлого прежде всего! Она связана с воспоминаниями, обращена к лучшему в них:
- давно ли гармонь оглашала окрестность…
- не слыхать говорливой гармошки…
- замолкли весёлые трубы…
- плач радиолы я вспомню…
  Во-вторых, если мелодия, звуки мыслятся как настоящие, сейчас, то и они развёрнуты к истории, прошедшему:
- как будто вновь поёт на поле жница…
- звон скорбный, гневный, державный…
- поёт она таинственные мифы (о реке Катунь)
  В-третьих (и это третье одна из волнующих составляющих музыки Рубцова), поэт, как А. Блок, «ухо приложил к земле». Его душа резонансно рождает «звуки, которых не слышит никто». Музыка воображаемая, чудящаяся звучит в нём самом, питаясь радостными и горькими воспоминаниями, сельскими холмами, лесами, болотами и омутами, порой «осеннего распада», «снегом освещённым»… Это согласное его душе хоровое пение самой России – так кажется мне без всякого преувеличения. Поэт «вслушивается в звуки». Ловит реликтовые излучения музыки Родины, Руси, России. Слышит их; и он сам себе режиссёр и оркестр, он сам руководит светлым и печальным детским хором в сосновом бору. Это внутренние вибрации. Они не могут оформиться в нечто устойчиво-музыкальное, они – как стоны и плачи – «отражают душу России». Поэтому так хороши и уместны здесь хоры и звоны как что-то всеобщее, соборное, притягательное, пронзительное, но не различимое в отдельных звуках… Хоры-призраки, печальные русские «лакримозы», выдуваемые из пространств, где «много серой воды, много серого неба…»
  Внешне, по атрибутике музыкальной, поэзия Рубцова, как и её метафорика, сильно проветрены от всего изысканного. Никакого фетовского рояля. Музыка от сохи – пение да гармонь – слышна прежде всего со страниц его сборников. Но не матрешечному, не лубочному внимаем мы. Чувственная, смысловая оркестровка рубцовских стихотворений аранжирована всякий раз по-новому. Память о «говорливой гармошке» оттеняет, углубляя, глухоту ночи, «певучие бутончики» – безлюдство северных дорог, пространств, песня «про горькую рябину» - одиночество среди людей, «одинокое пенье» – семейную драму… А из других стихотворений прольётся на нас волшебное «детское пенье в багряном лесу», обогреет теплом «певучий самовар», почудится «пение детского хора», гармонь, книги, огонь в печи согреют одиночество, ведьмы «чаруют, кружа, своим пением», «песней сладкою»… Иногда волшебство рубцовской простоты напоминает мне русскую лаковую миниатюру, в которой есть для меня что-то бесконечно красивое и глубокое, тоска по идеальному, детская чистота.
  К излюбленному пению у Рубцова примыкает плач. Он даже соседствует с песней. Его девочка из «Осенних этюдов» роняет печальное: «Я не пою, я плачу». А что соединяется в стихе «плач раздавался колыбельный»? И песня из радиолы слышится плачем… Близкими фольклорному плачу мерещатся мне его слёзы героини в «Полночном пении»…
(продолжение следует)


Рецензии
Здравствуйте, Николай! Готовый открытый урок по литературе. Вот бы поучиться молодым учителям. Но они, наверно, предпочитают сайт знакомств))) Тоже дело важное))) спасибо, Николай! Вы, наверно, делитесь опытом на методических встречах? С уважением, Елена

Елена Вайс   13.05.2022 07:10     Заявить о нарушении
Раньше делился чаще, пока работал. Потом три года был на пенсии. Сейчас вернулся.
В 2006 году у меня было выпущено пособие по изучению лирики Рубцова в школе. Знаю, что оно пользовалось спросом.

Учитель Николай   13.05.2022 12:50   Заявить о нарушении
Здорово, что поделились своим опытом. С глубокой признательностью, Елена

Елена Вайс   13.05.2022 16:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.