Афористика. Бунин Иван
2) Склад средней дворянской жизни...имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей домовитости и сельскому старосветскому благополучию. (=, 2)
3) ...Одно поддерживало угасающий дух помещиков - охота. (=, 3)
4) ...Я совершаю в эту минуту великий грех - лишаю тебя счастья, радости... ("Цифры", 2)
5) Где мой дитятко лежит?
Где постелюшка его?
Он в высоком терему,
В колыбельке расписной.
Не ходите к нам никто,
Не стучите в терему!
Он уснул, започивал,
Тёмным пологом покрыт,
Расцвеченною тафтой...
("Деревня", 1) - /старинная колыбельная песня; любопытный тип песни: нечто похожее есть в упоминаниях у Горького./
6) Какие страшные оброки
Смерть собирает от людей!
(=, = ) - /редкая эпитафия/
7) Все говорят - революция, революция, а вокруг - всё прежнее, будничное... Непонятен был в своём молчании, в своих уклончивых речах народ. (=, =, Тихон Ильич)
8) - Не хвалитесь вы, за ради бога, что вы - русские. Дикий мы народ! (=, =, Кузьма Красов)
9) ...И чего стоит этот хамский язык, это презрение к чужим колпакам! (=, 2)
10) (Купец Мозжухин)... Сонно насмешливый, похожий лицом на отражение в самоваре. (=, 2) - /великолепно-колоритнейшая характеристика. - от сост./
11) ...Под сельцом Басовым катилось в сумерки тележное колесо - ведьма, а один мужик. не будь дурак, взял да и поймал это колесо, всунул во втулок подпояску и завязал её. ...Проснулась эта ведьма на-рани. глядь а у ней подпояска из рота и из заду торчит, на животе завязана... (=, 3) - /Выдуман ли сей фрагмент (из рассказов Бунинского героя Кошеля самим Буниным, или всё же это нечто запечатленное из сказок-побасенок сельского фолка, - как то, к прим.. чем столь особенно полнятся страницы трудов Я. Шпренгера? Так или иначе, и однако забавно. - сост. М. Гюбрис/
12) Предание да песня - отрава для славянской души! ("Суходол", 1)
13) У господ было в характере то же, что у холопов: или властвовать, или бояться. (=, 6)
14) Дни потянулись потом мерно, скучно, как те богомолки, что шли и шли по шоссе... (=, 7) - /С чем можно сравнить ход нынешних лет? именно, с каким из людских образов? - от сост./
15) Пришли определенные слухи о воле - и вызвали даже тревогу и на дворне и в деревне: что-то будет впереди, не хуже ли? (=, 9)
16) ...Не быт, не жизнь, а лишь воспоминания о них, полудикая простота существования. ...И называйся они рыцарями, родись мы западнее, мы бы твёрдо говорили о них, как долго ещё держались бы!... (=, 10)
17) С каждым днём всё труднее становится нам воображать даже то, что было полвека тому назад! (=, =)
18) Солнце, заходя, переходит в ветер; а во что переходит умерший?... ("Братья")
19) Девушки все слабы, как все реки извилисты. (=)
20) Квартирант, пожилой холостяк, учитель прогимназии..., усердно работавший над...сочинением: "Тип скованного Прометея в мировой литературе". ("Старуха") - /недурно, что он, Брюсов, выделяет сей образ Шелли в своих вещах. - от сост./
21) Не пекитесь о равенстве в обыденности, в её зависти, ненависти, злом состязании.
Там равенства не может быть, никогда не было и не будет. ("Слепой")
22) ...Была вся чужая, публичная. ("Митина любовь", 3)
23) Конец, прощай Москва и все, что пережито в ней! (=, 6) - /эпиграф в одном из контекстов. - от сост./
24) ...В мире смерть! (=, 10)
25) ...Пестрели среди яблонь две девки. (=, 14) - /некая такая, по-чеховски забавная фраза. - от сост./
26) ...Тяжёлый ком револьвера... (=, 29) - /Действие, изображаемое в одних только качественных определениях предмета, предмета квентиссенциально-многомерной сути, - этакий метод весьма отличительно удаётся Бунину, зачастую удаётся; сей пример наиболее показателен. (Писал ли об этом со всей неповерхностью Лотман?) ...О самом же сим Бунинском моменте изображаемого самоубийства: - кажется, никто в сравнение столь особенно, по меньшей мере из Русских авторов, не выразил этакого характера движения сего предмета под названием "пистолет" - ком этот, "пойманный", скомканный в руку суетно, нервно и ни чуть не преподано, без всякого пафоса, или импозантности, некоего бесформенного веса тёмно-металлический комок, - это очень художественно и очень реалистично: это художественно потому, что реалистично, и реалистично потому, что художественно... - сост. М. Гюбрис/
27) ...Зачем доказать? Зачем убедить? ("Солнечный удар")
28) Бог сотворил людей разумно, но, увы, люди пустились в большую затейливость. ("Ночь")
29) ..."понимаю моё непонимание" ("Ночь") - /сие как раз-таки в свойствах Негативной Способности. - от сост./
30) День есть час делания, час неволи. День во времени, в пространстве. ("Ночь")
31) У меня их нет, - ни начала, ни конца. ("Ночь") - /это, кстати, в немалой степени вполне самопризнательно-честно и о самой Бунинской прозе. - от сост./
32) ...Те, которых называют поэтами, художниками. Чем они должны обладать? ...Способностью перевоплощения и, кроме того, особенно живой и особенно образной (чувственной) Памятью... ("Ночь")
33) ...Люди "умствования"... Эти люди райски чувственные в своём мироощущении. но рая уже лишенные. ("Ночь")
34) Венец каждой человеческой жизни есть память о ней. ("Ночь")
35) Монастырская улица - ...одним из города домой, в деревню, другим - в город мертвых. (Тёмные аллеи, "Поздний час") - /колоритное описание и, также, в чём-то аж и более архитипично в аллегории к одному из случаев. - от сост./
36) Qui se marie par amour a bonne nuits et mavais jours. - Кто женится по любви, тот имеет хорошие ночи и плохие дни. (=, "В Париже") - /это ли фраза самого Бунина, или кого-то ещё? Я не знаю... - от сост./
37) - Разве самая скорбная в мире музыка не даёт счастья? (=, "Натали", 7, слова Натали)
38) Бог всякому из нас даёт вместе с жизнью тот или иной талант и возлагает на нас священный долг не зарывать его в землю. (=, "Бернар")
Свидетельство о публикации №121121107291