Жертвенность Из романа Сказ о Волкодавах

              «ЖЕРТВЕННОСТЬ»


              РОМАН «СКАЗ О ВОЛКОДАВАХ-ВОЛКОБИНСКИХ»


              Том III «ПЯТИСОТЛЕТНИЙ СТАЖ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ»


                Комментарий автора к Иконе Священномученников, прославленых 26 декабря 2003 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви: «Имена пресвитеров Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Григория Троицкого и Иоанна Яковлева были включены в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и прославлены в лике священномучеников.
                Священномученник Григорий Троицкий во втором ряду справа».


                12.44. Священномученник Григорий Троицкий (01.10.1870 – 28.09.1921 гг.) педагогический стаж: 27 лет

                Моя троюродная сестра Лариса Александровна Бакланова, в девичестве Троицкая, 1941 г.р., внучка Священномученника Григория Троицкого, сообщила о трагической судьбе своего дедушки:

                «...Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий Иоси­фо­вич Тро­иц­кий ро­дил­ся 1 ок­тяб­ря 1870 го­да. В се­ле Гро­мок Мор­шан­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии (ныне Баш­ма­ков­ский рай­он Пен­зен­ской об­ла­сти) в се­мье в семье диакона Иосифа Николаевича и Евдокии Васильевны Троицких.

                По окон­ча­нии Став­ро­поль­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии 22 июля 1892 го­да опре­де­лен пса­лом­щи­ком к Вве­ден­ской церк­ви в ста­ни­це Паш­ков­ской Ку­бан­ской об­ла­сти.
Комментарий автора к снимку из Интернета: «Ученики Пашковской Вознесенской церковно-приходской школы с заведующим – священником о. Григорием Троицким, 1913 год».

                Вскоре после вступления в брак с Антониной Кирилловной будущий Священномученик 20 августа 1895 года епископом Ставропольским и Екатеринодарским Агафодором (Преображенским) был рукоположен в сан диакона и назначен в Троицкий храм станицы Должанской.

                С 1894 по 1896 год – учи­тель в цер­ков­ной шко­ле в ста­ни­це Дол­жан­ской той же об­ла­сти. 20 ав­гу­ста 1895 го­да ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, 22 июля 1896 го­да – во иерея к По­кров­ской церк­ви се­ла Сан­да­та Мед­ве­жен­ско­го уез­да Став­ро­поль­ской гу­бер­нии.

                Так­же за­ни­мал долж­но­сти за­ве­ду­ю­ще­го и за­ко­но­учи­те­ля цер­ков­ных школ это­го се­ла, а с 1897 го­да – про­ти­во­сек­тант­ско­го и про­ти­во­буд­дий­ско­го (1898-1901) мис­си­о­не­ра в 4-м бла­го­чин­ни­че­ском окру­ге Став­ро­поль­ской гу­бер­нии. Через два года 18.01.1898 г. у Троицких родился первенец Максим, а 11.05.1902 г. родился сын Николай.

                С 28 ав­гу­ста 1903 го­да – свя­щен­ник Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ской церк­ви се­ла Алек­сан­дров­ское Став­ро­поль­ской гу­бер­нии, од­новре­мен­но за­ни­мал долж­но­сти за­ко­но­учи­те­ля ми­ни­стер­ских учи­лищ, чле­на и де­ло­про­из­во­ди­те­ля Алек­сан­дров­ско­го от­де­ле­ния Став­ро­поль­ско­го епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та.

                19 ап­ре­ля 1904 го­да вновь пе­ре­ве­дён в Ку­бан­скую об­ласть свя­щен­ни­ком в Тро­иц­кую цер­ковь в ста­ни­це Дол­жан­ской, слу­жил там за­ко­но­учи­те­лем мест­но­го ми­ни­стер­ско­го учи­ли­ща для ино­го­род­них, за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем муж­ской и жен­ской цер­ков­ных школ (до 1909).

                13.11.1904 г. в семье родился сын Иван, а 19.03.1907 г. –  сын Василий.

                С 1906 го­да за­ни­мал долж­ность ду­хов­но­го сле­до­ва­те­ля в 5-м бла­го­чин­ни­че­ском окру­ге Ку­бан­ской об­ла­сти. В 1911-1913 го­дах был де­пу­та­том от бе­ло­го ду­хо­вен­ства на окруж­ных и епар­хи­аль­ных съез­дах.


                Комментарий автора к снимку из Интернета: «Портрет Священномученника Григория Троицкого (01.10.1870 – 28.09.1921 гг.), родного дедушки Ларисы Александровны Баклановой (Троицкой), 1941 г.р., моей троюродной сестры.
                Она по линии своей мамы Клавдии Саввичны Вакуленко является внучкой Пелагеи Григорьевны Волкодав (1869-1942 гг.) нашей Родословной линии Александра Григорьевича Волкодава».


                30 мая 1913 го­да пе­ре­ве­дён свя­щен­ни­ком в Воз­не­сен­скую цер­ковь в ста­ни­це Паш­ков­ской. Слу­жил там в долж­но­стях за­ве­ду­ю­ще­го цер­ков­ной шко­лой (до 1914), за­ко­но­учи­те­ля 3-го 2-класс­но­го муж­ско­го и од­но­класс­но­го жен­ско­го учи­лищ.

                Од­новре­мен­но со­сто­ял участ­ко­вым по­пе­чи­те­лем Ека­те­ри­но­дар­ско­го ко­ми­те­та по­пе­чи­тель­ства о на­род­ной трез­во­сти и чле­ном ре­ви­зи­он­но­го ко­ми­те­та Ека­те­ри­но­дар­ско­го епар­хи­аль­но­го жен­ско­го учи­ли­ща.

                На­граж­дён ме­да­лью Крас­но­го Кре­ста в па­мять уча­стия в де­я­тель­но­сти Рос­сий­ско­го об­ще­ства Крас­но­го Кре­ста во вре­мя рус­ско-япон­ской вой­ны 1904-1905 гг.

                С ян­ва­ря 1921 го­да в свя­зи с аре­стом пред­се­да­те­ля прав­ле­ния епар­хи­аль­но­го свеч­но­го за­во­да ис­пол­нял обя­зан­но­сти чле­на прав­ле­ния, в июле Ку­бан­ский епи­скоп Сер­гий (Лав­ров) офи­ци­аль­но по­ру­чил ему управ­ле­ние за­во­дом.

                15 сен­тяб­ря вы­зван в Ку­ба­но-Чер­но­мор­скую ЧК и аре­сто­ван по об­ви­не­нию в пе­ре­пис­ке с ре­прес­си­ро­ван­ны­ми свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми и в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции». Ви­нов­ным се­бя не при­знал, но не скры­вал, что в про­по­ве­дях осуж­дал до­но­сы на тех, кто пря­чут хлеб или не вы­пол­ня­ют прод­на­ло­га.

                22 сен­тяб­ря по­мощ­ник упол­но­мо­чен­но­го по ду­хо­вен­ству Ку­ба­но-Чер­но­мор­ской ЧК со­ста­вил за­клю­че­ние, в ко­то­ром пред­ло­жил вы­слать от­ца Гри­го­рия в Ар­хан­гель­скую гу­бер­нию, по­сколь­ку «пре­бы­ва­ние его в пре­де­лах Ку­ба­но-Чер­но­мор­ской об­ла­сти не до­пу­сти­мо в ин­те­ре­сах стро­и­тель­ства Со­ввла­сти на Ку­ба­ни».

                23 сен­тяб­ря при­го­во­рен Кол­ле­ги­ей Ку­ба­но-Чер­но­мор­ской ЧК к рас­стре­лу как «враг тру­до­во­го на­ро­да».

                Каз­нен 28 сен­тяб­ря 1921 го­да вме­сте со свя­щен­ни­ка­ми свя­щен­но­му­че­ни­ка­ми Ан­дре­ем Ко­валё­вым, Гри­го­ри­ем Ко­но­ко­ти­ным и Иоан­ном Яко­вле­вым.

                Имя свя­щен­но­му­че­ни­ка Гри­го­рия (Тро­иц­ко­го) вклю­че­но в Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 26 де­каб­ря 2003 го­да.
                (Источник: Статья игу­мена Да­мас­кина (Ор­лов­ского) в Православном церковном календаре. https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-troickij)


                12.44.1. Как врагов советской власти – расстрелять

                Предлагаем вниманию читателей статью Никиты Кияшко от 11 октября 2018 года на сайте «Православие.ру»:

                «...Поздней ночью 28 сентября 1921 года группа чекистов во главе с членом коллегии Кубано-Черноморской ЧК вывела во двор пятерых священников.
Вскоре раздались выстрелы, и осуждённые «враги строительства соввласти» стали падать, разжимая сложенные для крестного знамения пальцы рук. Так завершилась земная жизнь мучеников Христовых кубанских священников, 15-летие прославления которых отмечается в этом году.


                Комментарий автора к снимку из Интернета: «Церковь Введения Во Храм Пресвятой Богородицы, станица Пашковская Кубанской области.
                В 1798 г. в Пашковском курене была построена Введенская церковь. Церковь стояла на месте, где сейчас – пашковский сквер на остановке «Площадь». Первым священником в ней стал отец Иоанн Петрович Стринский, приехавший с Украины из Херсонской епархии. Диакона в храме поначалу не было. В 1802 г. старостой Введенской церкви был назначен Тимофей Бойко из местных казаков.
                До 2-й половины XIX века священники и диаконы считались у казаков лучшими учителями. Образовательный ценз духовенства был одной из целей деятельности известного войскового священника, образованнейшего человека своего времени, собирателя первых библиотек на Кубани, протоиерея Кирилла Россинского.
                Приходские священники часто вели летописи своих куреней, были писарями. Так было и в Пашковском курене. Казаки Пашковского куреня часто отдавали своих детей на учебу в Семинарии.
                После переезда в Пашковску переселенцев из Черниговской губернии население станицы возросло и появилась необходимость в новом, более просторном храме. 19 октября 1825 г. в Святейший Синод поступило ходатайство пашковчан о благословении строительства храма. Синодальным указом Екатеринодарскому протоиерею Димитрию Груздеву позволялось начать строительство новой церкви по плану, утверждённому Астраханской духовной консисторией. В 1828 г. была построена новая деревянная церковь Введения.
                С 1834 по 1854 г. священником в ней служил отец Карп Гливенко. Его сын, а потом и внук были священниками в станице Елизаветинской. С 1854 г. священником в Пашковке стал отец Иоанн Калайтан. В этом же году церковь разобрали, и деревянный фундамент заменили каменным. В 1890 г. в храме Введения мы встречаем уже двух священников: отцов Феодора Калайтана и Александра Махровского.
                В 1892 г. церковь Введения за ветхостью была окончательно разобрана, дерево купили предприимчивые казаки станицы Елизаветинской, а на месте храма мещанин Усанов воздвиг памятник с крестом.
                В 1906 г. рядом с этим местом заложили уже каменный храм в честь Введения. Проект принадлежал известному екатеринодарскому архитектору Касякину. В 1909 г. строительство было завершено. Храм поражал величиной, грациозностью и благолепием, был одним из самых величественных храмов на Северном Кавказе. Он вмещал 3 тысячи человек. Храм имел придел Иоанна Крестителя.
                На территории храма функционировали две церковно-приходских школы: мужская и женская. Казаки вложили в строительство храма 104 тысячи золотых рублей. Иконостас был мраморным. Малый колокол регулярно звонил и сообщал казакам точное время. На 1910 г. приход храма насчитывал 7063 человека, казначеем храма был Савва Сирота, прапрадедушка нынешнего диакона Вознесенского храма о. Аркадия Шилова.
                В 1936 г. храм был разрушен безбожниками, а колокол, возвещавший время, разбит. В период перед разрушением старостой Введенской церкви был Исидор Ильич Сирота.
                В 1909 г. при пашковской гимназии была устроена и освящена церковь во имя святого Архангела Михаила, закрытая в годы революции».


                Репрессивная кампания против кубанских священников началась с февраля 1921 года: проведение в крае продразверстки предоставило власти множество возможностей для расправы с православным духовенством.


                Комментарий автора к снимку из Интернета: «Портрет Священномученника Григория Троицкого (01.10.1870 – 28.09.1921 гг.)».


                Видя вражду и предательство, укоренившиеся в человеческих сердцах, многие пастыри в проповедях призывали людей жить по-христиански, в любви и согласии, прекратив ненависть. Священномученик Григорий Троицкий, настоятель храма в станице Пашковской, неоднократно говорил с церковного амвона о страшной человеческой вражде, доносах и о том, «что если так будет дальше, то никогда люди не смогут зажить мирно и по-христиански».

                Но власти нужны были только свои, лояльные священнослужители, с невысоким авторитетом и без особых пастырских талантов. А что следовало делать с пастырями, проповеди которых передавались из уст в уста, и их имена знали в каждой кубанской станице? Высылать или расстреливать: таким было решение победившего пролетариата.

                С целью учета и контроля количества духовенства и монашествующих Кубано-Черноморской областной чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности было начато масштабное анкетирование священнослужителей. Поскольку в те годы отношения Церкви с властью осложнялись антирелигиозными законами, то открытое признание и содействие религиозной политике со стороны духовенства воспринималось как отступничество. Для служения на приходах священникам требовалось огромное мужество и бесстрашие, необходимые для отстаивания интересов Церкви перед государством.

                Как свидетельствуют документы, таких священников знала вся Кубань: благочинных отца Григория Троицкого, Василия Судницкого, Андрея Ковалева, Иоанна Бойко, Иоанна Яковлева, Иоанна Говядовского, Александра Пурлевского, Александра Макова, Василия Жогина, Леонида Дмитриевского.

                Как писал агент-осведомитель Кубанской ЧК, «все указанные священники известные как определенные и злостные контрреволюционеры, могущие иметь громадное контрреволюционное влияние на массы, способные при удобном случае с крестом в руках повести народ против соввласти… это были видные люди церковной жизни на Кубани». Уже одно это свидетельство сотрудничающего с властью говорит об очевидном и для безбожников масштабе личностей священномучеников.

                Народная любовь к выдающимся пастырям была настолько сильной, что при переводах на другие приходы люди шли к архиерею с просьбами оставить своих священников на прежних местах. В августе 1921 года служившие в Екатерининском кафедральном соборе г. Краснодара протоиереи Иоанн Говядовский и Александр Пурлевский ожидали перевода в другой храм. Они оба были выпускниками духовных академий, имели опыт преподавания и живого богословия – уже только это располагало и привлекало каждого приходящего к ним.

                Многочисленные прихожане, обеспокоенные новостью о переводе, обратились к епископу Кубано-Черноморскому Иоанну с прошением, в котором ходатайствовали оставить «на своих местах таких выдающихся просвещённых пастырей-проповедников», поскольку «в наше печальное время оскудения веры духовное просвещение и творчество, академическое образование и ораторский талант среди духовных пастырей слишком редкие явления, без которых, как без воспламеняющей искры, грозят угаснуть и заглохнуть наши лучшие религиозные порывы, представляющие собой единственное наше утешение в дни общей скорби».


                Комментарий автора к снимку из Интернета: «Протоиерей Иоанн Говядовский с супругой и сыном. Фото нач XX века».


                Об отце Иоанне Говядовском писали, что «ещё никто не совершал литургию и вечерню и все требы так душевно и с чувством религиозным; хорошо слушать такого пастыря», который «так отчетливо передавал евангельские слова и всегда беседовал».

                Август 1921-го стал последним месяцем спокойного служения кубанских священномучеников: масштабная операция уже разрабатывалась, и оставались считанные дни до арестов. Безбожная власть руководствовалась несколькими целями, среди которых было и нанесение удара по духовенству, связанному с епархиальными финансами.

                15 сентября чекистами в доме клира при Дмитриевском храме Краснодара был арестован его настоятель священномученик Иоанн Яковлев; в квартире при Екатерининском соборе – протоиерей Иоанн Говядовский; в своих домах были арестованы жившие на ул. Гимназической священномученик Григорий Конокотин и в станице Пашковской священномученик Григорий Троицкий.

                21 сентября спешно арестовали председателя епархиального свечного завода священномученика Андрея Ковалёва, занимавшего одну из важных должностей в системе управления епархией.

                Несколько дней длились мучительные для священников допросы: поочередно в комнату к следователю приводили одного за другим, но никто из священников в мнимых обвинениях в «контрреволюционной деятельности, бегстве от соввласти и переписке с высланным духовенством» не признал своей вины. Единство в правде, готовность пострадать за Христа даже до смерти и общая молитва объединяли арестованных пастырей, чья судьба была уже предрешена земной властью.

                Многочисленные заявления и ходатайства, которые направляли в самые разные инстанции благочестивые прихожане, друзья и дети арестованных, уже не приносили никакого результата.

                В каких условиях находились в это время во внутренней тюрьме Кубанской ЧК священники, неизвестно. Но ясно одно – благодать Святого Духа, «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», укрепляла страдальцев Христовых, помнивших слова Спасителя: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10: 19–20).


                Комментарий автора к Иконе: «Священномученник Григорий Троицкий (01.10.1870 – 28.09.1921 гг.)».


                Особенно долго допросы длились с 21 по 22 сентября, после которых помощник уполномоченного ЧК по духовенству составил заключение с предложением выслать арестованных в Архангельскую губернию без права возвращения. Но таких священников власть высылать боялась, опасаясь влияния их авторитета и в других губерниях.

                «Для поддержания общей политической ситуации» священников приговорили к расстрелу.

                Уже на следующий день коллегия ЧК вынесла смертные приговоры всем священникам с формулировкой «для поддержания общей политической ситуации». Ясно, что за этими туманными словами скрывалось отсутствие каких-либо доказательств вины. Даже один из чекистов в отношении отца Иоанна Говядовского писал: «…факта преступления… в связи с высланным в концентрационный лагерь духовенством доказанным не считать, но, принимая во внимание, что Говядовский – видная личность… считаю пребывание Говядовского в пределах Кубчеробласти безусловно недопустимым».

                В 2 часа ночи 28 сентября мучеников Христовых вывели из камер и повели по длинным коридорам внутренней тюрьмы. Они понимали: их ведут на расстрел, и уже по дороге читали отходные молитвы, прославляя Бога. В присутствии члена коллегии ЧК и двух тюремных сотрудников расстрельная команда выстроила пастырей вдоль стены, и по сигналу раздались выстрелы. Кто-то из отцов успел перекреститься, прежде чем пули врагов Христовых оборвали их земную жизнь, открыв путь в вечное «Царство, уготованное от создания мира» (Мф. 25: 34) верным служителям святого алтаря.

                Многие годы имена мучеников Христовых оставались в забвении настолько, что даже в семьях об убиенных практически не говорили. Неизвестно и место захоронения пастырей.

                Но волей Божией было суждено восстановить в памяти кубанцев имена страдальцев: с 1990-х годов, на волне реабилитации политических осужденных и публикаций закрытых ведомственных архивов, стали известны страшные обстоятельства сентября 1921 года. Силами Комиссии по канонизации святых Кубанской епархии были собраны исторические документы о четырех священномучениках, их следственные дела и материалы допросов. Эти документы открыли верующим Кубанского края всю красоту священномучеников: их бесстрашие, веру и решимость пострадать за Христа.

                На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2003 года произошло историческое событие для Кубани: имена пресвитеров Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Григория Троицкого и Иоанна Яковлева были включены в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и прославлены в лике священномучеников.

                (Источник: Сайт «Провославие.ру» https://pravoslavie.ru/116363.html)


                Комментарий автора к снимку из Интернета: «Выписка  из протокола № 59 распорядительного заседания Коллегии Кубано-Черноморской ЧК от 23 сентября 1921 г. в составе Председателя тов. Андренко, в присутствии Председателя ППВЧК Юго-Восточной России Андреева, членов Н.СОЧ (следственно-оперативной части?) Пурнис, Янушкевича, Устиновича, Витолина, при члене Секретаре т. Безуглове по делу Священномученника Григория.
                Слушали: Дело 5319, по обвинению Тро­иц­кого Гри­го­рия Иоси­фо­вича в контр-революционной агитации.
                Постановили: Считать факт преступления доказанным и как врага трудового народа РАССТРЕЛЯТЬ.
                Дело прекратить и сдать в архив.
                Подлинный за надлежащими подписями. С подлинным верно.
                (Печать). Секретарь: (подпись)
                Источник: Архив Управления ФСБ по Краснодарскому краю.

                Э. СВИРИНА
                ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ

                Помню серый пустырь и кричащих ворон,
                Помню бабушкин взгляд, помню дрогнувший голос:
                «Здесь когда-то был храм, но разрушен был он
                В двадцать первом году на Крещенье Христово.

Здесь священник стоял, а товарищи жгли
На его голове поминальные свечи.
По худому лицу струйки воска текли,
Падал легкий снежок на открытые плечи».

                Мне б теперь отыскать тот далекий пустырь,
                И к земле бы припасть, и прижаться душою,
                И цветы положить на холодную пыль,
                И молитву прочесть над могилой святою...

Правду ложью смогли без труда подменить
И привычную жизнь, надругавшись, разрушить,
Только веру в Христа не сумели убить,
Не сумели сломить христианскую душу.

                Православная Русь никогда не умрёт,
                Колокольный призыв звонко Господа славит,
                Терпеливый народ все невзгоды снесёт,
                Нам поможет Господь, нас Господь не оставит.


                Комментарий автора к снимку из Интернета: «Послужной список Священномученника Григория (Троицкого)».


                12.44.2. Послужной список Священномученника Григория (Троицкого)

                Троицкий Григорий Иосифович. Год рождения 1870. День рождения 1. Месяц рождения 10. Место рождения Тамбовская губерняя, Моршанский уезд. (Ныне Пензенская область, Башмаковский район), село Громок Священник. Родился в семье священнослужителя Иосифа Николаевича Троицкого.
                ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ (до 1895 г.), (1895-1896 гг.), (1896-1921 гг.)
                Образование: Ставропольская Духовная Семинария. Год окончания – 1892. День окончания 22. Месяц окончания 6.
                22.06.1892 г. окончил Ставропольскую Духовную Семинарию.


                12.44.2.1. Служение

                1. Кубанская область, станица Пашковская, Введенская церковь.
                Должность псаломщик. Год начала 1892. День начала 22. Месяц начала 7. Год окончания 1894.
                По окончании Духовной Семинарии 22 июля 1892 г. определён псаломщиком к Введенской церкви в станице Пашковской Кубанской области.

                2. Кубанская область, (Ныне Краснодарский край, Ейский район), станица Должанская. Должность учитель церковной школы. Год начала – 1894. Год окончания – 1895.
                Женился на Антонине (род. 24.06.1871 г.), дочери священника Кирилла Исаевича Чекавского.
                Рукоположение в диакона 1895. День 20. Месяц 8.


                12.44.2.2. Служение

                3. Ставропольская губерния, Медвеженский уезд. (Ныне Ростовская область, Сальский район), село Сандата, Покровская церковь, диакон
                Должность законоучитель. Год начала – 1895. День начала 20. Месяц начала 8. Год окончания – 1896. День окончания 22. Месяц окончания 7.
                Рукоположение: иерей – 1896. День 22. Месяц 7.

                4. 17 июля 1896 г. назначен священником Покровской церкви села Сандаты, рукоположен 22 июля 1896 г.


                12.44.2.3. Служение:

                5. Ставропольская губерния, Медвеженский уезд. (Ныне Ростовская область, Сальский район), село Сандата, Покровская церковь, священник
                Должность законоучитель, противосектантский миссионер. Год начала – 1896. День начала 22. Месяц начала 7. Год окончания – 1903. День окончания 28. Месяц окончания 8.
                Преподавал Закон Божий в церковноприходских школах и училищах.
                С 1897 г. являлся противосектантским миссионером, а в 1898-1901 гг. – противобуддийским миссионером в 4-м благочинническом округе Ставропольской губернии.
                18.01.1898 г. в семье Троицких родился сын Максим.
                11.05.1902 г. родился сын Николай.

                6. Ставропольская губерния (Ставропольский край), село Александровское, Михаило-Архангельская церковь, священник.
                Должность законоучитель, член и делопроизводитель епархиального училищного совета. Год начала – 1903. День начала 28. Месяц начала 8. Год окончания – 1904. День окончания 19. Месяц окончания 4.

                7. С 1903 г. служил в Михаило-Архангельской церкви села Александровское Ставропольской губернии.
                Одновременно состоял законоучителем министерских училищ, членом и делопроизводителем Александровского отделения Ставропольского епархиального училищного совета, был членом Екатеринодарского комитета попечительства о народной трезвости.
                Имел государственные и церковные награды.

                8. Кубанская область. (Ныне: Краснодарский край, Ейский район), станица Должанская, Троицкая церковь, священник.
                Должность законоучитель, заведующий церковных школ, духовный следователь (с 1906 г.). Год начала – 1904. День начала 19. Месяц начала 4. Год окончания – 1913. День окончания 30. Месяц окончания 5.

                9. 19 апреля 1904 г. переведён в Троицкую церковь станицы Должанской.
                Состоял законоучителем местного министерского училища для иногородних.
                До 1909 г. являлся заведующим и законоучителем мужской и женской церковных школ.
                С 1906 г. занимал должность духовного следователя в 5-м благочинническом округе Кубанской области.
                В 1911-1913 гг. был депутатом от белого духовенства на окружных и епархиальных съездах.
                13.11.1904 г. в семье родился сын Иван, 19.03.1907 г. – сын Василий.

                10. Кубанская область, станица Пашковская (ныне: в черте г. Краснодар),  Вознесенская церковь, священник.
                Должность законоучитель, заведующий церковных школ, благочинный (в 1917 г.), член ревизионного комитета Екатеринодарского епархиального женского училища. Год начала – 1913. День начала 30. Месяц начала 5. Год окончания – 1921.

                11. 30 мая 1913 г. переведён в Вознесенскую церковь станицы Пашковской.
                До 1914 г. являлся заведующим церковной школой.
                Состоял законоучителем 3-го двухклассного мужского и одноклассного женского училищ.
                Являлся участковым попечителем Екатеринодарского комитета попечительства о народной трезвости.
                Был членом ревизионного комитета Екатеринодарского епархиального женского училища.
                Награжден медалью Красного Креста в память участия в деятельности Российского общества Красного Креста во время Русско-Японской войны 1904-1905 гг.
                В 1917 г. был благочинным храмов 1-го благочиннического округа.
                В 1917 г. решением съезда делегатов Ставропольско-Кубанской епархии был избран членом Епархиального ревизионного Комитета как представитель от духовенства, принимал участие в заседаниях Собрания выборных организаций Кубанской епархии в 1919 г.
                В том же 1919 г. Кубанским епархиальным советом был награждён наперсным крестом.
                С января 1921 г. в связи с арестом председателя правления епархиального свечного завода исполнял обязанности члена правления завода.
                В июле 1921 г. Кубанский епископ Сергий (Лавров) официально поручил ему управление свечным заводом.


                12.44.2.4. Награды

                – набедренник. Год награждения – 1904. День 13. Месяц 3;
                – медаль Красного Креста. Год награждения – 1907. День 31. Месяц 10;
                Медаль выдана в память участия деятельности общества в Русско-Японской войне;
                – скуфья. Год награждения – 1909. День 18. Месяц 3;
                – светло-бронзовая медаль в память 300-летия Дома Романовых. День 15. Месяц 10;
                – наперсный крест. Год награждения – 1919.


                12.44.2.5 Аресты

                Кубанская область, станица Пашковская. Год ареста – 1921. День ареста 15. Месяц ареста 9.
                15 сентября 1921 г. о. Григорий был вызван в Кубанско-Черноморскую ЧК и арестован комиссаром ГубЧК по обвинению в переписке с репрессированными священнослужителями и в «контрреволюционной агитации».


                12.44.2.6 Осуждения

                Коллегия Кубанско-Черноморской ЧК 23.09.1921.
                Обвинение «связь с высланными в концлагерь, контрреволюционная агитация»


                12.44.2.7. Приговор

                Высшая мера наказания – расстрел.
                Виновным себя не признал, но не скрывал, что в проповедях осуждал доносы на тех, кто прячет хлеб или не выполняет продналога.
                22 сентября помощник уполномоченного по духовенству Кубанско-Черноморской ЧК составил заключение, в котором предложил выслать о. Григория в Архангельскую губернюю, поскольку «пребывание его в пределах Кубанско-Черноморской области недопустимо в интересах строительства Соввласти на Кубани».
                23 сентября 1921 г. Коллегией Кубанско-Черноморской ЧК о. Григорий был приговорен к расстрелу, как «враг трудового народа»


                12.44.2.8 Кончина

                1921. День 28. Месяц 9
                Расстрел.
                Место – Краснодар.
                Был расстрелян 28 сентября 1921 г. в 2 часа ночи вместе со священниками о. Григорием Конокотиным и о. Иоанном Яковлевым.


                12.44.2.9 Канонизация

                Священномученник священник Григорий Троицкий.
                Дата 26.12.2003
                Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 г. Священный Синод. Определение от 26 декабря 2003 г.
                Кто представил: Екатеринодарская епархия.


                12.44.2.10. Дни памяти

                1. Собор новомучеников и исповедников Российских. Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02.
                2. Старый стиль 15.09. Новый стиль 28.09, день мученической кончины (1921 г.).


Рецензии
Александр, здравствуйте!
Пишу эту рецензию, как заметочку, зацепочку, чтобы потом вернуться на Вашу страницу. Пока больше ничего говорить не буду.
С уважением и самыми добрыми пожеланиями Наталья

P.S. Зацепилась глазом за Медвеженский уезд (12.44.2.2. 3), но сразу скажу, что именно тут я Вам фактов не добавлю.
А некоторые мысли появились.

Наталья Василькова   21.03.2024 00:41     Заявить о нарушении