лимитаризм - утопия или перспектива?

по поводу статьи
Балашов Д.В. - лимитаризм: утопия или реальная альтернатива существующему миропорядку?
(Полития - 4(99) 2020)
14:48
Публикация номер 9541

рассматривая коротко основные моменты соотношения этической и политической концепций лимитарианства (лимитаризма - limitarionism), Балашов указывает на то, что у самой основоположницы теории лимитарстской этики Робейнс
( Robeyns Ingrid, Utreht Unicersity, 1970s)
отмечается проблематичность решения вопроса о реальном регулировании материальных богатств, в первую очередь - в самом основании - демократическом способе осуществления (существание в не-идеальном мире) - абстрактное допущение существования некоего лимитарианского государства обнаруживает его не только тематическую, но и принципиальную не жизнеспособность.

можно сколько угодно тщательно определять пределы допустимого личного богатства, так называемых базовых возможностей, согласуясь с принципами капабилитаризма, но уже самое существование богатства и влияния -

не говоря о катастрофическом (и нравственно, и социально-политически) усугублении пропасти между богатством и бедностью,

не говоря о том, что история есть картина именно таких коллизий, из-за которых не только революции и войны, но и вся бездна жизни - личные и групповые несчастья и трагедии, отражённые во всей всемирной литературе и искусстве - гиперпроблема -

на самом деле даже интуитивно очевидно, что проблема вытекает из существа человеческой "природы" - челеческой социализации, являясь  как бы "обратной стороной" прогресса или даже вообще - совместного существования индивидов в процессе создания богатств, условий для личной и общественной жизни.

поэтому следует перенести обсуждение проблемы из плоскости заведомо утопического искажения роли морали, этики, в плоскость направления к самой умеренности в постепенном устранении и ослаблении действия причин несправедливости, в отказе от таких требований к равенству и свободе, которые из-за существенной и принципиальной разницы между идеалами и реалиями обретают (всегда были) значение обмана - в том, что

богатство есть как результат деятельности человека, которая является трудовой,

оно же есть и результат обмана (конечно, не просто - "собственность есть кража),

и этот парадокс обладает одновременно чертами и абсолютной неразрешимости, и практической разрешимости (так, право тоже есть жёсткая система взаимоотношения справедливости и несправедливости, когда есть представления почти по каждому случаю смысла, способного быть решенным однозначно - и почти всегда есть либо момент неприятия его как справедливого, либо сомнений в прецедентности права).

смысл реалистического лимитарианства в том, что любое воздействие социального характера  бессмысленно рассматривать и тем более решать вне понимания ложности или правдивости представлений его сторон: в частности, следует первым делом признать, что социальные установления, которые меняют порядок распределения богатств, могут быть либо следствиями процессов создания этих богатство, либо могут быть следствиями направленного обмана некоторых лиц, насилия, иных воздействий - грубо или тонко лишающих  имущества и возможностей одних в пользу других.

поэтому дело не в том, что возможно или нет какое-то воздействие на конкретных лиц, помимо власти и права, а в том, чтобы искать самое использование каких-то механизмов и институтов опредеденными лицами и инитутами для обеспечения несправедливости и её прикрытия, достаточного для удовлетворения общества или недостаточного.

идеи либерализма были в своё время лишены необходимои обоснования - достаточно было указать на внешние процессы устройства общества и власти, которые мешали развитию, сопровождаясь усуглублением насилия власти и её неэффективности - но зерна несправедливости в обществе были тщательно сохранены и при помощи отчасти внушения, что идеалы - реалии, отчасти - предоставлением тем, на кого и прежде и в перспективе обращалась несправделивость, неких новых, не слишком существенно мешающих неограниченному обогащению самих обманывающих - возможностей, более тонко связывая необходимые черты деятельности, ограничивающие равенство с нарочито и специально  ложными.

таким образом, стоит явно предложить подход этического лимитарианства не к политичекому,а к деполитизированному - некоему просвещенческомуя, убеждающему обманщиков - власть и богатство - в опасности чрезмерности как аморальности для их собственного сущестования - сегодня много процессов не понято, скажем - криминальность - отчасти есть иллюзия понимания, отчасти есть ложные представления для сокрытия и без того малопонятных процессов, статистика, пропаганда, обольщение бедных пустым, да еще многое - что в тысячеленей истории более-менее спасало элиты в трудных ситуациях, не всегда - но во многом еще и изощренные исторические трактовки способствуют социальной несправедливости - правда для истории. - один из залогов некоторого повышения уровня справедливости сегодняшнего дня.

мы если не осознаем, что западный фальшьлиберализм есть сегодня высокопасная система для существования человечного человечества -

самое лучшее - все погибнем в ядерной или вирусной катастрофе -

в худшем - мы окажемся в реальной матрице полного  бесчеловечного общества - где властвовать будут нелюди одного типа ("элита"), а массы будут и вовсе обезличены и удовлетворены своей полной подяиненностью меньшинству.

если власть имущих такая неизбежная дегенерация их самих и масс не пугает - то это результат отсутствия просвещения - ведь довольно убедительно, что многое хорошее (или всё) человечеством  достигнуто посредством просвещения низов и верхов - в настоящее время информационной пресыщенности -

как и само по себе,

так и той же ложью для элит -

 в бездне инофомации момент просвещения теряется, утрачивается, и если не станут просветителями миллионы из нас - осознавшие различие между грамотностью и информационной неумеренностью -  человечеству конец задолго до того, как оно ввергнет себя в уничтожение или выродится в иных созданий, чуждых разуму вследствие отчуждения морали - сегодня еще выбор есть.

             09 декабря 2021 года примерно 15:43

***


© Copyright: Август Май, 2021
Свидетельство о публикации №121120905035


Рецензии