Физики. Фрагмент из пьески 4

Действующие лица: физики-атомщики, радиобиологи, инженеры и диспетчеры из космического центра управления полётами спутников и ракет, астрономы, работающие в обсерваториях, радиофизики.
 
Каламбура в жизни нет.
В физике нет тоже.
Прост законов всех секрет:
Жизнь с наукой схожа.
             ***
Круги Солнца изучала.
Что всё это значит:
Гало? Галя? Галлы? Гала?
Не проста задача!
            ***
Астрофизику читайте
Много, а не мало.
Изучайте и вникайте:
Круг у Солнца – гало!
          ***
Излучений в небе – гамма,
Звуков гамма даже!
Гамма цвета, гамма лета,
Гамма каротажа!
         ***
В телескопе тёмной ночью
Вижу я хвосты комет.
Они схожи очень точно
Со следами всех ракет.
          ***
Антинометром измерю
Солнца радиацию.
Я шкале приборов верю,
Не нужны нотации.
Без нотаций обойдусь.
Измерять лучи учусь.
        ***
Ближе к Солнцу – больше риска,
Изотопы не ириска!
Не возьмешь их в свой карман,
С ними шутки плохи.
И плутоний, и уран
Вовсе вам не блохи.
Не дерут и не кусают.
Облучают, излучают.
Хуже нет болезней,
И поэтому полезней
Поместить их всех в АЭС,
Изотоп чтобы не лез
Всюду, где придётся.
Распад ядер сразу весь
Током обернётся*.
          ***
Альтиметром дальность мерю
Спутника при старте.
Хладнокровно в дело верю.
Дело не в азарте.
         ***
Мы всегда все будем в теме,
Если в «радио» и в «теле»**
Волны будем изучать,
Чтоб локацию поймать.
         ***
Вздутый газ – протуберанец,
Не поместится в мой ранец.
Он – раздутый водород,
Он достиг больших высот.
Кальций с гелием в нём тоже.
Он даёт ожог на коже!
          ***
Уран, гелий и плутоний
Выбирают по просторней
Для себя устройство.
Вся Земля бы стала адом,
Потому что этот атом
Несёт беспокойство.
Вреден атом без свинца,
Несёт гибель без конца.
В этом его свойство.
         ***
А плутоний тот не плут,
А большой обманщик.
Его физики кладут
В пребольшущий ящик.
В нём распада комбинации –
Очень важный фактор.
Он зовётся там, на станции,
Атомный реактор.
Тот реактор из свинца.
В мире нету храбреца,
Чем наш физик Гоша,
Я такой же тоже!
Радиацией управляем,
Ток из ядер добываем.
Ток бежит по проводам.
Всему миру ток я дам!
           ***
Плутон с гелием, уран –
Все у Солнца газы.
Атом мирный людям дан
По моим приказам!
          ***
Чтоб не допустить беду,
Я их всех в АЭС запру.
Их в реакторе кручу.
Приносить добро учу!
           ***
Бойтесь газы! Бойтесь газы!
На Луне построим базы.
Чтобы всех вас укротить!
Чтоб вам в технике служить!
         ***
Не привлечь чтоб катастроф
К нам сюда обратно,
Будем мы крутить реактор
Очень аккуратно.
         ***
Не хотим, чтоб все АЭС
В странах запрещались,
Ведь учёными мы стать
Очень размечтались!
         ***
Вы поверьте только нам –
Это очень нужно!
Будет топливом уран
В кораблях воздушных!
 

ПРИМЕЧАНИЯ
Казалось бы слова: гало, гала, Галя, галлы – каламбурный набор слов.
Гало – радужные или светлые круги около Солнца, физическое и оптическое явление.
Галя – женское имя.
Галлы – предки французов.
Гала – праздничное, зрелищное представление, концерт.
Гамма – каротаж – изучение воздействия радиоактивного излучения на окружающую среду.
Актинометр – прибор для измерения солнечной радиации.
«Распад ядер током обернётся»  –  при распаде атомов выделяется большое количество теплоты, протоны, высвобождаясь из оболочек атомов, приобретают направленное движение. Тепловая энергия превращается в электрическую, следуя строго по закону сохранения и превращения энергии.
Альтиметр – прибор диспетчера, инженеров центра управления полётами, для определения высоты полёта летательного аппарата до небесного тела, вблизи которого движется летательный аппарат.
Измерение воздействия солнечной радиации на живые организмы изучается радиобиологом.
Радиофизик изучает процесс распространения радиоволн в системах радиоэлектроники, определяет локацию, т.е. местоположение объекта по испущенному этим объектом сигналу, т.е. волне или лучу.
В «радио» и в «теле» –  испускание лучей на далёкие расстояния, телеакустика  –  раздел физики, изучающий волны в определённом диапазоне частот.

Дети (в возрасте от 8-ми до 13-ти лет) могут выбрать сами (или им могут помочь взрослые) наиболее лёгкие части пьески из предложенных. В качестве «театральных декораций» и «сценической бутафории», при разыгрывании действия пьески, могут быть использованы: большой надувной мяч (для плавания) в качестве имитации реактора, его можно вращать по полу во время прочтения текста о реакторе. В качестве телескопа может быть использован игрушечный калейдоскоп (или скрученный в трубочку лист бумаги или газеты), в который может смотреть ребёнок-астроном, читающий текст об астрономических приборах и так далее. Фантазируйте сами.


Рецензии