Стихотворение месяца 102 - Обзор Вл. Марциновского

1."Хотелось"

Очень хочется любить
Хрупкий маленький подснежник
И людей боготворить
За хорошее, конечно.

И молиться на звезду,
На её красу и целость.
Я себя не превзойду,
А хотелось бы... Хотелось!

Без любви мир тускл и пуст,
А с любовью он огромен.
Пусть уходит в небо грусть
И живёт себе укромно.

Утром встану и скажу:
"Нужен позарез подснежник!"
Неба синий абажур
Будет сонно безмятежен.

Через поле, через луг
Зашагаю простодушно.
А найдя хоть пару штук,
Поделюсь. Мне два не нужно.
*****
Очень простенько, светленько, без выкрутасов и излишеств. Такое чувство, будто Автор просто радостно вздохнул и читателю, в частности, мне, поднял настроение. Неплохие рифмы. Единственно, что огорчает: не найдёт герой подснежников – не растут они ни в поле, ни на лугу… ;)) И не понятно, в чём же герой хотел себя превзойти…
5/4
-------------

2. "Разведка боем"

Снова траншеи роем,
Дел неучтённых тьма...
Утром разведку боем
Произвела зима.
 
Робкий и неумелый
Так же, как в прошлый век,
Падал на землю белый
И осторожный снег.
 
С неба большая стая,
Будто бы мошкара.
Лишь прикоснётся - тает,
Видимо, не пора.
 
Где-то поют метели,
И на дорогах лёд.
Вестники прилетели -
Скоро сама придёт.
 
Кружатся минус с плюсом,
Осень кончает бал...

Нет, в ЖКО не трусы,
Просто у них аврал!
*****
Концовка поразила: даже не подозревал, что копошение коммунальщиков может означать только одно из двух: либо аврал, либо их массовую трусость ;) «Кружатся минус с плюсом» очень понравилось. Рифмы нормальные.
5/4
-------------

3. "Хроники смутного времени"

Сюжеты стали все похожи на январь:
короткий слог, но долгое сомненье
в необходимости заканчивать строку.
Ты трудно отвыкаешь от багряных

коней. Вокруг слышны тревожные звонки.
Снежинки забывают пасть на землю,
и солнце забывает о Земле. Смотри,
как изумлённые деревья дышат

с тобою воздухом одним. "Вначале бы"
подхватывает "ло" – ты здесь не первый.
Воздеть бы сучья – у тебя их нет. Возьми
стило и напиши, что кони
ещё несутся и ещё багряны.
*****
Как бы Автор долго не сомневался, но строки всё-таки закончил. И порой, как мне кажется, достаточно непонятно, по крайней мере, мне как обычному читателю. Непонятна привычка к багряным коням, кто и по какой причине издаёт тревожные звонки, что такое или кто такое «ло», чем изумлены деревья. А «воздеть бы сучья» - просто убило. «Снежинки забывают пасть на землю,
и солнце забывает о Земле» - очень понравилось. Ритмика чёткая.
4/3
-------------

4. "Таракан в радиоле"

Таракан в радиоле. Ему тепло.
Он вибрации звука оценивает на ощупь.
Мне нравится новая песня "Плот",
Но Лев поёт "Соловьиную рощу".
Соседка за солью пришла. Тогда
Почему-то к соседям ходили за солью,
Обещали когда-нибудь всё отдать:
Сахар, муку, то, что брали спросонья.

Я готовлю кашу, варю яйцо,
Яйцо – таракану, добавлю "борной".
Надо с ним покончить, в конце концов,
А завтра поедем на игру сборной.
Заводской автобус, наш коллектив,
Пару-тройку лет не была в столице.
Я к тебе плечом прислонюсь в пути,
Хватит нам в быту столько лет вариться.

На шкале в радиоле сидит таракан
В освещении рампы – под внутренней лампой.
Он, возможно, готов танцевать канкан,
У него удивительно стройные лапы.
А маленькой дочери третий год,
Не поймёт, как пролез он туда сквозь трещинку,
Говорит о нём восхищённо: "Поёт! "
Конечно, поёт. Баритоном Лещенко.
*****
Стройные ЛАПЫ таракана меня тоже удивили. К рифмам и ритмике претензий нет – очень неплохо. Художественно – автор чётко погружает в бытовую рутину, мне это всё знакомо, поэтому верю безусловно. Да и таракан лишним не оказался.
5/4
-------------

5. "Крест"
 
Я знаю, ты поверь: когда болит душа,
ничто не исцелит, и самый близкий – тоже,
уже слова друзей не стоят ни гроша –
никто не понесёт твою больную ношу.
 
Беспечные года в машинах дорогих
ещё сулят глупцы, маячит призрак счастья.
Веселья праздный пир не опьяняет их
сомнительным вином, и ты не утешайся.
 
Быть хочется святым, но не хватает сил.
В кристальной чистоте бывают пятна тоже.
Но знает Тот, кто дал – по силам возложил.
Не вынесет никто, единственный ты – можешь.
 
К тяжёлому кресту привыкнешь постепенно…
Лишь в Том, кто нёс его, возможно утешенье.
*****
«Больная ноша» - что это такое, я представить не смог. Возможно, Автор имел в виду «носить больную душу» - но «носить душу», как мне кажется, несочетаемо. Я один замечаю противоречие, или это не противоречие: глупцы сулят беспечные года в машинах дорогих, но вместе с тем их не опьяняет веселья праздный пир сомнительным вином – так может, они и не глупцы вовсе? «Не вынесет никто, единственный ты – можешь» - не бывает такого, что что-то может вынести только один, а другие – нет: «Ничто не ново под Луною» (с). «Быть хочется святым, но не хватает сил….» - замечательно.
4/4
-------------

6. "Прислушиваясь к стуку града"
 
Изысканием воздвигнут в иных мирах мне храм.
Стоит и штора кружевная в окне в серебре
горит и вьётся подобно вихру,
раздеру на куски и совью из нее верёвку пока спите.
Дам пастуху веревку синюю,
венами сзади к себе пристегну,
насилие на всхлипе, но я храбра, гарем, Зухра
у него на слуху, но не видная,
лучезарная, блестящая как планете луна
за облаком висит и оттого хмура, без серебра.
 
Отважится и бросится наперекор вздымающимся валам,
залит морем слёз из звёзд, исчезающих в окне...
*****
Как только я прочитал в первой же строчке, что изысканием можно что-то воздвигнуть, у меня сразу же появились претензии к Гусям-Лебедям, пригласившим меня пожюрить: почему они не предупредили, что надо будет судить и гениальные стихи, до осознания, понимания и тем более оценки которых я совершенно не дотягиваю: увы, не дорос до подобных вершин.
2/2
и буду постигать, кого или что пристегнули венами сзади и, главное, зачем… ;))
-------------

7. "Обычный день"
 
Обычный день. Такой, каких не счесть.
Пройдёт, как все, и тихо канет в Лету.
Какое счастье - я пока в нём есть!
Судьба ещё не бросила монету.
 
Идёт себе, нисколько не спеша.
Ему совсем не нужно торопиться.
А вот моя нескладная душа
Куда-то рвётся бешеной синицей.
 
То спички ищет, чтоб поджечь моря,
То журавлей, прогнав, всем лезет в руки...
Мне кажется, что день пройдёт не зря,
И я до завтра не умру от скуки.
 
Обычный день. Такой, каких не счесть…
*****
Воистину украшение сегодняшнего конкурса! Просто, красиво, чудесно! Читается на одном дыхании. Автору – спасибо за доставленное удовольствие!
5/5
-------------

8. "Притворщица"
 
Жизнь у кошек – сплошь печали:
нас хозяева гнобят!
Вот мои вчера прознали,
что в лесу полно опят.
 
Взяли вёдра и корзину,
сапоги, запас еды,
всё в машину погрузили:
"Мася – дома!" Ироды!
 
Лабрадор по кличке Куська,
этот вредный, сущий пёс,
подхалим и враль искусный,
поводок в зубах принёс.
 
Как бы тоже помогает.
Нагло мне махнул хвостом:
мол, прощайте, дорогая,
стерегите лучше дом.
 
Воротясь, грибы достанут.
А какой в них кошке прок?
Только – ноздрещекотанье
и ни крошки на зубок.
 
Может, мне свалить к соседям?
Эти – явно поумней:
на рыбалку часто ездят
и привозят окуней!
*****
Неплохой шутливый стишок. Без затей, просто и обыденно. Еды – Ироды интересная рифма. В целом слегка улыбнуло. Ритмика чёткая, но, конечно, о какой-либо художественности речи нет. Слишком всё просто.
4/3
-------------

9. "Когда тепло, песок и свет"
 
Волна смеётся и блестит
и дразнит небо,
здесь отрешиться от обид,
остаться мне бы.
Что навевают шум воды
и запах ила:
легко смывает здесь следы
и всё, что было.
И плющ свисает надо мной –
зелёный бархат,
он отделяет как стеной:
сейчас и завтра.
Пока – тепло, песок и свет,
а завтра – осень;
собрать в мешок проблемы лет
и в море бросить.
Пусть серой массой уплывёт,
найдёт свой остров,
где только пустота живёт,
и сгинет просто.
А я останусь налегке:
душа и тело,
и только пляжный зонт в руке –
я так хотела.
Мальки сияют словно шёлк,
струятся мимо,
и так у моря хорошо.
Невыносимо!
*****
Никаких замечаний к произведению: всё ясно, понятно и красиво. Выдержанная ритмика, хорошие рифмы, замечательная образность.
5/5
-------------

10. "Невус"

Чернела родинка на коже
В углу насмешливого рта.
Простая, милая, и может
Быть в ней таилась красота,
Достойная пера поэта.
Она как будто ни о чём,
Но даже солнышко за это
Ласкало родинку лучом.

И потихоньку доласкалось:
Она сначала разрослась,
А, чтобы не казалось мало,
В мозгу завёлся метастаз.

Ласкают слух свобода слова,
Свобода женщин от мужчин,
В демократических основах
От сердца русского ключи.

Но не спасли того больного
Чуть запоздавшие врачи.
*****
Неожиданный трагический конец впечатлил. В целом, замечаний нет, кроме «ТОГО больного» - тут автор пошёл по пути наименьшего сопротивления, так как подобные местоимения, увы, слегка моветон. Но и особых достоинств я не увидел.
4/4
-------------

11. "О вечном"
 
Век двадцать первый ломает устои.
Мчится зачем-то галопом прогресс.
Песни слагают про новых героев,
Но не даёт разглядеть паранойя
Между деревьями девственный лес.
 
Трудно судьбу нагадать на ромашке
Если не встретил любовь на пути.
В калейдоскопе смазливых мордашек,
Бурных страстей далеко не монашек
Счастье своё никому не найти.
 
Горестно в доме без детского смеха,
Топота маленьких ног, но порой
Кажутся чада серьёзной помехой
В вечном движенье к карьеру, успеху
Тем, кто не ищет душевный покой.
 
Меркнут без нежности милые глазки,
А меркантильность морозит сердца.
Нынче не в моде наивные сказки.
В пропасть корысти несутся салазки,
Счастья простого лишая глупца.
 
Люди у лжи и лукавства в полоне.
Мир освещает пунцовый фонарь.
Совесть стенает и жалобно стонет.
Бога забыли, молясь на иконе,
Душу свою, возложив на алтарь.
 
Не отличить преисподнюю от рая,
Спутать с цинизмом легко благодать.
Нас превращают в голодную стаю.
Ложные истины нам прививая,
Дьяволу в рабство стремятся отдать.
*****
У меня вопросы чуть ли не по каждой строфе: какая паранойя (то есть какая бредовая идея) не даёт разглядеть девственный лес?; на ромашке трудно нагадать судьбу, если не встретил любовь, а если встретил – то без проблем?; что за салазки несутся в пропасть корысти, да ещё лишая при этом глупца счастья?; в чём трагичность освещения мира пунцовым фонарём?; как можно молиться НА иконе?; почему забыли Бога, если молятся и душу возлагают на алтарь?; неужеди так легко спутать цинизм и благодать?; почему мы становимся голодной стаей после прививки ложных истин? В целом пафосно, но совершенно неубедительно. В первой строке последней строфы сбой ритма.
3/2
-------------

12. "Памяти Градского"

Тоскливо осень тянет ноту ДО.
Опять, дождливой, не угомониться.
Забрала поначалу Бельмондо.
Теперь не вышел Градский из больницы.

Зачем ему был ветер перемен*?
Как все, дышал бы, клал на переправы.
В стране привычно не вставать с колен
и совесть продавать в обмен на славу.

Но, как Высоцкий, гнал своих коней
и не желал стать тихим Сашей Градским.
Среди театров масок и теней
умел мечтать, дерзать и не сдаваться.

Не вытравить из клеток русский рок
и кровь с годами не поголубела.
И будет время золотой песок
копить в часах отложенного дела.

Он, выбор сделав, сил не рассчитал.
А бунт творца зальют елеем прессы.
Но мэтру мнился Голоса финал,
чтоб там с Татьяной** грохнуть Марсельезой

и достучаться в сонный наш покой
хотя бы так, французскими словами:
без перемен – Россию ждёт застой,
а там и рабство зазвенит цепями!
---------------------
*Градский спел в финале Голоса-6 песню Цоя «Мы ждем перемен».
**Татьяна Качурина – в Голосе-10 в команде Градского исполнила 2 песни на французском языке.
*****
Оставляя в стороне явно притянутого за уши для рифмы Бельмондо, у меня такое чувство, будто читал о Че Геваре в русском варианте – несгибаемом, непоколебимом бунтаре-борце. Что-то мне кажется, автор явно с героизмом Градского переборщил. Кстати, вопрос: а на какие переправы «клал» бы «как все» Александр? Потому что он не клал, а я – как все, и мне интересно, на что же я кладу или клал, сам того не ведая. А в целом – достаточно сильно. Рифмы «прессы-Марсельезы» и «словами-цепями» несколько сомнительны.
4/4
-------------

13. "Кисмет"

Говорил...записывать - будет том,
Да потом перечитывать - не с руки,
Застегнул пальто, осенил крестом,
Да ещё добавил - про башмаки.
А дорога вздрогнула под ногой,
Потекли растенья и города.
За полями - лес, за неделей - год.
В небесах - единственная звезда
Безмятежно светится до утра.
Золотые ливни - опять октябрь.
Сапоги сносились (в который раз?),
В колыбели - плачущее дитя.

...На ветру в болотах поёт аир,
На крыльце мурлычет пушистый кот.
Распахни окно, погляди - стоит,
И смеётся. И машет тебе рукой.
*****
Такие Стихи просто входят сразу и остаются…
5/5
-------------

14. "Ноябрьское"

Здесь время замедляется. А там -
Кури бамбук, каннабис, фимиам -
Неважно, морок всё равно порвётся.
Плеснув колючей мороси заряд,
Вернёт в привычный голод ноября
По первоснежной чистоте, по солнцу.

А время что? - течёт себе, течёт.
Кораблику не справиться с ручьём,
А бригантине с гневом океана:
Доской смолёной, в клеточку листком
Мелькнут остатки. Точкой в мортал.ком
"Британник" лёг на дно в игре титанов.

Бросай стихи, учебники листай:
Цепочки углеродные, и сталь -
Всё станет прахом атомов отдельных.
Тогда зачем? -
Оставь пустой вопрос:
Вот дуб. Он жив, покуда крепко врос
В скудеющую год от года землю.

И ты живи: как тополь, дуб, ветла
От первого до первого тепла,
Часы сверяя по движенью солнца.
Найди приют в негромкой простоте
Без лишних дум, исканий и страстей,
Наращивая годовые кольца.
*****
С самого начала чуть не понял: где «здесь» и где «там»? И что означает «привычный голод ноября»? И вообще не дошло: читателю что-то советуют или просто рассказывают? Или утверждают, что надо жить дуб-дубом, наращивая годовые кольца? Ритмика соблюдена, рифмы неплохие.
4/4
-------------

15. "Flёur"
 
Чего не потерял – о том не пожалеть,
но выдохлись слова, и выгорели строки.
Ноябрь пьянит дождём и юным божоле,
а мы опять живём под выговором строгим.
Невольники галер не молят о ветрах,
порядок наведён, и силится охрана
заколотить окно наивного Петра,
чтоб кланяться опять опричнине Ивана.
Мелькают злые дни, как трассеры в бою,
охрипший город тьмой помечен и кромешен.
Но девушки стоят и песни Flёur поют:
"Ремонт" и "Формалин", и "Шелкопряд", конечно.
 
И верится – в тот день, когда придёт весна,
и город оживёт, умывшись снегом талым,
здесь каждый скажет: вот, я чувствовал, я знал,
для счастья лишь тепла и песен не хватало!
*****
Не совсем понятно, вернее, совсем непонятно, под каким строгим выговором мы живём, почему невольники галер не молят о ветрах, каким образом заколачивается окно Петра (кстати, первый раз слышу, чтобы его назвали наивным) – что-то наша угнетённость несколько Автором преувеличена. Плюс достаточно наивная концовка (имхо, конечно). Ритмика плавающая, рифмы интересные.
4/3
-------------

16. "Памяти Александра Градского"

Меж датами – чёрный прочерк –
Повод Певца отпевать...
Не будет песен, и строчек© –
И тризну пора сотворять...

Сорвался вдруг график адский:
Туры... "Голос"... Успеть!.. Творить!..
Умер Мэтр – Александр Градский...
...Нет сил о том говорить...

Я голос узнал бы сразу:
Мэтр пел всей душой, как жил!
Оттачивал каждую фразу –
И пел из последних жил!

Он не был обласкан властью:
С рок-юности – "Скоморох"* –
Не к року, скорее – к счастью,
По-русски распеться смог...

И мы тем словам внимали
Про яростный стройотряд**,
Про "первый тайм... отыграли"***...
...Любовь не вернуть назад****...

Он пел о судьбе Поэта*****,
Предсказывая своё...
...Им "Неформат"****** пропетый
И "Золотое старьё"*******...

...А "Стадион"******** в те годы
Протестом фашизму был,
Чилийцу – певцу свободы
Тот диск наш А.Г. посвятил...

А в наше "фанерное" годы, время
В эпоху попсы и "трусов"*********,
Ценя молодое племя,
Растил молодых певцов...

Он будто готовил смену,
Готовясь со сцены уйти,
Но нет для Мэтров замены –
Таких, как А.Г. не найти!

Да, шоу должно продолжаться!
И кто-то шагнёт вперёд...
Ему ж рок – в сердцах остаться...
Сей трон никто не займёт...
---------------------------------
*"Скоморохи" – одна из первых советских рок-групп, в составе которой выступал А. Градский;
**"Яростный стройотряд" – песня в исполнении Александра Градского;
***"Первый тайм..." – песня в исполнении Александра Градского;
****"Любовь не вернуть назад..." – речь о песнях из фильма "Романс о влюблённых" в исполнении А. Градского;
*****"Он пел о судьбе Поэта" – речь о "Песне о друге";
6-8 "Неформат", "Золотое старьё", "Стадион" – альбомы А. Градского;
9 "...эпоха попсы и "трусов" – состояние российской эстрады 90-00 годов, когда продюсеры делали основную ставку не на вокальные, а на внешние данные солисток.
*****
Написано от души, но как-то средненько… Автор рассказать – рассказал, а заставить читателя сопереживать – не получилось. Да и глагольных рифм многовато.
3/3
-------------

17. "Расплата"

Предающие друзей
Могут это не заметить.
Все проходит, а верней,
Все пройдет на этом свете,

Но аукнется на том,
Где - ни купли, ни продажи.
Души преданных потом
Не заметят душ предавших.

Душам тех, кто предает,
В тщетной жаждет объясниться
Не понять, что свет не тот -
Перевернута страница,

И нельзя вернуть назад
Все подверженное тленью.
Ада нет. Есть вечный ад
Запоздалых сожалений.
*****
Оригинально и интересно, хотя изложено довольно-таки простенько. По-моему, в «В тщетной жаждет объясниться» имелось в виду «жажде», т. е. опечатка. Ритмика чёткая, рифмы правильные.
5/4

///***\\\ ///***\\\  ///***\\\  ///***\\\  ///***\\\  ///***\\\  ///***\\\


Рецензии
Владимир, спасибо за обзор! Я вам отвечу вашими словами в рецензии на голосование по «заманчивому» конкурсу на Гусях-Лебедях:
8. Анна Иделевич "Оттесня"
5/5
Интересный стих, оригинальный.
"Я тогда была языкатее,
а ты меня любил пошловатее"
-----------
Года полетели быстроватее,
И жизнь пошла лучшеватее:
Ты стала писать иделеватее,
А я - любить марциноватее..
:))).

Отставим в сторону розни, главное любовь. Марциноватее :-) Если в стихах возникает голубая голограмма некого образа, он уже состоялся. С наступающим!

Анна Иделевич   08.12.2021 18:53     Заявить о нарушении
Анна, какие розни! Упаси Боже! Я искренне уважаю Вас как неплохую поэтессу, а вот
"Прислушиваясь к стуку града" - ну не вошло в меня от слова совсем.
Думаю, Вы не переживаете по этому поводу: ведь есть и те, кто оценили это стихо.
У меня была похожая ситуация: свой "Потеря бомж октябрь" спецом выставил на десятке стихирянских конкурсных площадок. На одних просто растоптали, на других - назвали замечательным.
Так что крепко жму Вашу, надеюсь, дружескую лапку,

Владимир Марциновский   10.12.2021 11:15   Заявить о нарушении
Мощное стихотворение. Мне понравилось. Даже слова излишни. Одно начало чего стоит: "октябрьский дождь как мордобой"...

Всегда дружескую, Владимир!

И не торопитесь воссоединяться с котом. Еще надо пожить.

Анна Иделевич   10.12.2021 16:51   Заявить о нарушении
Анна. "мы с тобой одной крови, одной стаи" (с).
Почитал Вас. Сложно, очень сложно, но - красиво мыслите.
Ань, донести вот всё что чувствуешь - это так сложно,
особенно тем, кому кроме собственных красивых переживаний,
глубоко фиолетово.
Нет, Анна, почитал тебя - ты молодец!

Владимир Марциновский   10.12.2021 18:18   Заявить о нарушении
Конечно одной стаи, мои предки родом из Крыма :-)

Я обязательно вас тоже еще почитаю, Владимир. Надо только время выкроить.

Анна Иделевич   10.12.2021 19:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.