Рулинет и сетература

Текст, просто размещённый  где-нибудь,подобен бутылке брошенной в океан.
                С.Корнев                "Всё течёт, всё меняется," - заметил когда-то Гераклит Эфесский, живший за два с половиной тысячелетия до нашего с вами рождения, и не согласиться с ним невозможно.
 
Хорошо это или нет, а мы живём в век компьютерных технологий, именуемый так же информационной эпохой, затронувшей все стороны человеческой жизни, и литература в этом отношении исключением не стала – интернет оказал на литературные процессы достаточно большое влияние. Именно интернет породил такие понятия, как Рулинет и Сетература, с некоторых пор прочно вошедшие в нашу жизнь.

Происхождение терминов есть процесс естественный, ведь все изменения, возникающие в общественной жизни, находят своё отражение в языке. И на момент появления означенных названий явления, обозначенные ими, уже существовали. Более того, назрела необходимость применения к ним научных методик с целью понимания происходящих процессов.

И вот благодаря усилиям Л.Делицына в сети стартует Арт-Тенёта-97 – конкурс, в рамках которого была впервые предпринята попытка теоретизации феномена сетевой литературы. Под эгидой данного конкурса было объединено большинство интернет-сайтов, посвящённых литературе, и созданы два важнейших сетевых ресурса, заложивших теоретические основы сетевой литературы – это Вавилон и Сетевая словесность.
 
Гостевые книги конкурса содержат летопись истории Сетературы. Так, термин Рулинет, означающий сеть русскоязычных сайтов, в той или иной степени позиционирующих себя, как литературные, был придуман, по его собственному признанию, российским писателем, прозаиком и поэтом А.Л.Чесноковым (творческий псевдоним О;Санчес).  Термин же Сетература, образовавшийся из словосочетания сетевая литература, закономерно возник в ходе дискуссий примерно тогда же.
В 1999 году появляется самостоятельный сайт со свободной публикацией Стихия, а годом ранее – в 1998-м Голубая стихия (И.Сазонов), на базе которой Русская литературная национальная сеть (РЛНС), объединившая такие сайты, как Стихи.ру, Проза.ру, Классика и др. Сайты РЛНС переживают в 2000-2001 гг. головокружительный подъём, который объясняется принципиальной простотой работы. 

На середину 90-х приходится и начало дискуссии, участники которой пытались обосновать правомочность существования Сетературы, как явления, и выявить его основные типологические черты, и часто мнения по этой теме были совершенно противоположными.

В данный момент можно сформулировать три принципиальных взгляда на сетевую литературу:

1.Сетература- это самостоятельный вид искусства, основанный на интеграции литературы, изобразительного искусства и музыки в условиях новой интерактивной мультимедийной среди интернета;

2.Сетература – это одно из направлений литературного творчества, где важен сам процесс, а не особенности внешнего вида и формы хранения;

3.Сетература – это лишь литературная игра, развившаяся в глобальную креативную среду.

Так, один из наиболее активных участников дискуссии редактор и веб-мастер журнала Сетевая словесность Г.Жердев выделил основные тенденции сетературного процесса, а именно : ослабление контроля над литературным процессом, лабильность(редактируемость)содержания, распределённость произведения в реальном времени и пространстве, и полиавторность, т.е. коллективное творчество.

Действительно, возможность свободной публикации своих произведений дала авторам независимость от печатного станка и редакторской воли, уничтожив известные сложности, что является несомненным плюсом для литературного процесса в целом именно за счёт вовлечения в него провинциальных авторов. И здесь мы вплотную подходим к главной черте Сетературы, именуемой Сетевым Автором, имеющей массу весомых отрицательных моментов, среди которых достаточно назвать уничтожение статусной дистанции между Автором и Читателем, и стирание граней между Автором и его произведением, со всеми вытекающими из этого процессами.

Словом, можно уравнивать в правах литературу и Сетературу, считать вторую частью первой или формой её, можно отторгать Сетературу, как явление, влияющее на литературный процесс, но само время показывает, что Сетература, обитающая в окоёме Лирунета, стала неотъемлемой частью нашей с вами действительности. Это данность, с которой приходится мириться её противникам, и Бог весть, в каком виде будет существовать литература через пять или десять лет, учитывая скорость, присущую всем жизненным процессам в наше такое непростое и такое яркое время. Ясно одно : Сетература существует, и доказательство тому – текст, читаемый Вами с экрана.
 
Марина Новикова-Шведт
04.12.2021г.

Ссылки:
1. Десятерик Д.  Сетература :  https://alternative_culture.academic.ru/
2. Караковский А. История и практика сетевой литературы : https://www.netslova.ru/karakovski/rulinet.html    
3. Лицарева К.С. Типологические черты сетературы. Проблемы автора и читателя : https://cyberleninka.ru/
4. Манин Д. Вместо манифеста : https://www.netslova.ru/teoriya/seteratura.html   
5. Митренина М. Интернет и русский литературный процесс : http://www.netslova.ru/mitrenina/rlp.html
6. Всё течёт, всё меняется : https://ru.wikipedia.org/wiki/
7. Сетевая словесность. Лаборатория сетевой литературы : https://www.netslova.ru


Рецензии