Где ты...
Без тебя здесь всё пустое:
Лес... ну, разве только хвоен,
Взгляда беглого не стоит,
Воды скованы покоем...
То ль заклятье колдовское
Через зеркало кривое,
То ли бьёт смертельным боем
Осердившийся Январь.
Государь мой, Государь!
А не ты ли всё придумал?
Лисьи козни волку-куму,
Пляски ветру-колотуну,
Гололёд, заносы чума,
На стекле узоры-руны,
На деревьях льдинки-струны,
Мглистый взгляд тяжёлый лунный
С неба-крыши на Январь.
Мой великий Государь!
Будь ко мне, прошу, добрее.
Я печалюсь и старею,
Чем сильнее, тем скорее,
И от хмурости дурею,
Сердца радостью не грея.
Сам я знаю, не сумею:
К сказке славных берендеев
Отведёт меня Январь.
08.12.2021
Краткий анализ стихотворения
Тема стихотворения — обращение к зиме как к живому существу, к её могущественному началу, которое управляет природными явлениями. Автор размышляет о влиянии зимы на природу и человека.
Основная идея заключается в прославлении зимней стихии, её красоты и могущества. Лирический герой ищет утешения и надежды у «Государя» — зимы, которая управляет всеми природными явлениями.
Композиция стихотворения трёхчастная, состоит из трёх строф, каждая из которых развивает определённую мысль:
Первая часть — описание зимнего пейзажа и обращение к «Государю».
Вторая часть — перечисление зимних явлений природы.
Третья часть — личные переживания лирического героя.
Тип речи — лирическое повествование с элементами описания и рассуждения.
Стилистические особенности:
Олицетворение: «осердившийся Январь», «мглистый взгляд тяжёлый лунный».
Эпитеты: «кривое зеркало», «тяжёлый лунный взгляд», «великий Государь».
Метафоры: «зеркало кривое», «узоры-руны», «льдинки-струны».
Сравнения: «взгляда беглого не стоит».
Инверсия: «Воды скованы покоем».
Художественные приёмы:
Аллитерация: повторение звуков «л», «р», «с» создаёт музыкальность текста.
Риторические вопросы: «Где ты, кто ты, Государь?»
Повторы: обращение «Государь» усиливает эмоциональную окраску.
Эмоциональный тон стихотворения меняется от тревожного к смиренному, от вопросительного к молящему. Автор создаёт образ могущественной, но милостивой природы, к которой можно обратиться за утешением.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной и парной рифмовкой, что придаёт ему музыкальность и напевность.
Свидетельство о публикации №121120805291