Считаю синичек, их мало, так мало
Считаю синичек,
их мало, так мало,
люблю этих птичек,
подвешу им сало.
Насыплю им щедро
я семечек свежих,
солёные врЕдны
жемчужинам этим.
И жареных тоже
не дам крохам милым,
травить их негоже,
нужны им так силы.
Сражаться непросто
с морозом и снегом,
с ледовым наростом
над скудным обедом.
Вот летом привольно,
полно насекомых,
синицы довольны,
им пища знакома.
Зимой же так трудно,
немного запасов,
и ищут как руды
с немалой опаской
добавку натужно
к припрятанной пище,
опасность же кружит
над ними и рыщет,
вселяя тревогу
и жизнь усложняя,
но нравится воля,
хоть нет в воле рая.
И им помогают,
порой неумело,
едой угощают
опасной так смело,
что бедные птички
болеют и чахнут,
покинут мир тихо
без вздохов и ахов.
Услуги медвежьи
такие деяния,
убийцы - невежды,
презревшие знания,
погубят немало
созданий чудесных,
добры их запалы,
в неведении - бесы.
Опять углубляюсь
в статью о синицах,
опять восхищают
смекалкою птицы.
Уже изучила
меню их дотошно,
да, в знаниях сила,
в пробелах - оплошность.
Ужас взмывший из мрака разверстой земли,
резкий гром как предвестник тяжёлых несчастий,
вдруг проникли в меня и без пауз затрясли,
в испытания загнав мои робость и чахлость.
Эта тряска, казалось лишит меня сил,
что так слабо цеплялись за бренное тело,
иногда мне мерещилось - я средь могил,
где слоняюсь ища подходящее дело.
Сколько славных людей похоронено там,
сколько тех, кто не ведал и ночью покоя,
но немало и тех, кто служил лишь чертям,
прямо в ад запустил крови полные корни.
Я смотрела в ту бездну и думалось мне,
корни лопнут наверно от крови избытка,
их хозяева даже при жизни на дне
и неясно их ждёт повышение иль пытки.
Ад ведь вотчина не всемогущего бога,
правит там сатана и порядки его,
с удовольствием потчует яростной болью,
заставляет носиться до смерти бегом.
Потому живо зло и оно не слабеет,
и отметилось знатно во всех временах,
никогда не исчезнет и не побелеет,
его поступь грохочет, огромен размах.
Шпилькой застряло в мозгу сравнение,
зубочисткой остро заточенной,
и возникло цунами тогда вдохновения,
к сожалению с большой червоточиной.
Строки носились, сменяя друг друга,
вытесняя из мест не насиженных,
иногда они бегали резво по кругу,
моя критика строк явно снижена.
Бугаями сшибались, борясь за господство
в ненаписанном мною творении,
красивы казались ошибки, уродства,
вызывали отнюдь не смятение.
Вот тюльпан вдруг проросший на крыше сарая
взрывается, сея шурупы и гайки,
а в разгар разноцветного светлого мая
возникает кроваво-задорная байка.
Вокруг толпы празднично ярко одетых,
чуть поодаль тела не случайно убитых;
герои воспеты, бандиты воспеты,
они же слезами и гневом политы.
А в факельном шествии дети и внуки
садистов с призванием глумиться над плотью,
милы им так праведных смерти и муки,
распяли б охотно на месте их лобном.
Но вот, наконец, нечто явно приятное -
разная нечисть полностью сгинула.
"Ура!", - зазвучало тогда многократное,
ненависть души достойных покинула.
Знамёна победы развёрнуты всюду,
свет возвращается в разум и души,
случилось-таки настоящее чудо,
и войн бесконечных пламень потушен.
Салюты гремят и разгул фейерверков,
Я лепил тебя из перьев птицы... Белый стих
Александр Анфилатов
Я лепил тебя из перьев птицы,
Собирал тебя из листопада.
И закаты в тебе воплощая,
Я стремился создать совершенство.
Собирал я приморскую гальку,
Что шуршала в накате прибоя,
И ваял твое юное тело,
И восходами душу красил.
Я твой ум создавал из пены,
Довершая гранатовым соком,
И немного добавил неба
В этот взгляд, искрометно синий.
Ну, а душу вдохнул из чаек,
Что кричат по утрам на море,
И теперь я тебя изучаю,
Что же вышло теперь такое.
На небе ночная коллекция звёзд,
но в душу ты вбил мне умышленно гвоздь
Расшитая звёздами лунная ночь
На небе ночная коллекция звёзд,
и при жизни хозяева их там на дне
вроде живы хозяева их, но на дне
Бенетт - упражн. для омоложения лица и тела, можно делать лёжа
Владельцы часовен - кто молится тихо
и скорбь изливает в нехитрых словах,
их вверх поднимает невидимый вихрь
и дрожь возникает тогда в облаках.
Волною прошуршу у ног твоих,
открою тайну грусти бесконечной
Ужас взмывший из мрака разверстой земли,
резкий гром как предвестник несчастий,
вдруг проникли в меня и без пауз затрясли,
в испытания загнав мою чахлость.
Эта тряска, казалось лишит меня сил,
что так слабо цеплялись за тело,
иногда мне мерещилось - я средь могил,
где ищу подходящее дело.
Сколько славных людей похоронено там,
сколько тех, кто не ведал покоя,
но немало и тех, кто служил лишь чертям,
замки злу с удовольствием строя.
Наваждение ты, наваждение имя твоё,
влекущее в высь, в бесконечность, бездонность Вселенной,
серебрится как дар и жжёт - наказание моё,
будоражит артерии, душу, извилины, вены.
Сеть так ловко сплело, спеленало меня целиком,
раб безвольный отныне, постоянно я с ним неразлучен,
я уткнулся в него и в тебя измождённым лицом,
затерялся среди одурманивших блеском излучин.
Я припаян к тебе так искусно что не различить,
где кончаюсь я сам, где твои разместились владения,
мне б коснуться тебя и хотя бы глоточек испить
чистоты твоей чтоб оказаться в твоём измерении.
Фейерверк из терзаний, восторга, безмерного чувства,
как же красочен мир, когда тьма исчезает в отгуле,
открываются двери развития, познания, искусства,
и не смотрит в меня безнадёжности чёрное дуло.
Я не я, я в тебе растворён словно сахар медовый
в том напитке, что пьёшь по утрам без меня как и прежде,
нынче очень счастливый, но жаль что совсем не бедовый,
в покорении тебя к сожалению полный невежда.
Но я чувствую крылья растут и взлететь я сумею,
а пока лишь птенец в нетерпении ждущий полёта;
полечу я к тебе, к моей грёзе, моей Саломее,
я хочу заслужить золотые любви эполеты.
,
Очередь из автомата
трескучий мороз выпустил
сразу после заката
и пар изо рта выкроил.
Дробно стучали ноги
в надежде согреться малость,
к тройке приклеился нолик,
в кормушках ютилась жалость.
Носы посиневшие сосен
укрыли ветвями их лапы,
вороны смотрели косо
на тёплые шубы и шапки.
Укор выпускали вдогонку
забывшим о них полузомби,
успевшим одеть свою голость
в ответ на морозные бомбы.
А долговязые стражи
в лице фонарей не семейных
светили сгоняя страхи
с крыльцов, тротуаров, скамеек.
И хмурились зябкие двери,
своё дружелюбие теряя,
а люди хранили верность
теплу, ему жизни вверяя.
Крючками зависли вопросы
в умах о дальнейшей погоде,
вели наступление фросты,
питая по зимушкам голод.
Маячивший пазл сезона
готовил сюрпризы и сбои,
ветра истомились ковбои,
а бодрость дарилась как бонус.
Закусивший тщеславие Бабьим яром,
в осквернении могил давно замеченный,
не раз примерявший ночами тиару,
с сознанием на штык иностранный наверченным,
от поклонов сросшийся с радикулитом,
дрожащий над златом подобно Кащею,
по щелчку готовый к любым кульбитам,
посадивший господ на покорную шею,
везёт их хлыстом подгоняемый жёстко -
рабской скотиной с отрезанной волей,
назначенный свиньями жертвенный жёлудь,
грядущим давно уже в пыль перемолот.
Болтаются царства основы на дыбах,
загробное пение отчётливо слышно,
предательски почва качается - зыбка,
и дышит так тяжко, предсмертно так дышит.
Возделанный смрад через лёгкие паствы
успешно вторгается в каждую клетку,
и вдруг возникают различные касты,
изгои назначены - яростен клёкот.
Он души их рвёт словно грифы добычу,
законы загонят их в тягостный плен,
а многих отправят в острог, где есть кича,
допустят чтоб там их настиг ранний тлен.
А в это же время назначенный жёлудь,
не чуя предвестия гибели скорой,
смешного величия мнимого полный,
решениями краха приход лишь ускорит.
Он так веселится, что грустно не только
крестам на могилах жестоко убитых,
но мёртвым деревьям, речам многотонным,
камням площадей, толп ногами избитых.
Нелепо веселье с нашейной петлёю,
язык уже набок и свёрнута шея,
но может быть пользу посмертно золою
ещё принесёт, на прощение надеясь.
Карандашом рисуя море в высоких волнах заплутала,
и вот уже на шхуне древней в опасном месте оказалась.
По палубе катались бочки, скрипели и трещали снасти,
через борта вода вторгалась, а волны раззевали пасти.
Подобно хищникам свирепым охотились они на шхуну,
а та стонала и кренилась, и дело обстояло худо.
Матросы стойкость проявляли и укрепляли снасти смело,
носилась в воздухе тревога голодному подобно смерчу.
А капитан опорой прочной служил команде в час ненастья
От напряжения моргнувший древний сфинкс
веков частицы в воздух тем подбросил,
на небе обитавший мудрый инк
искал ответы к множеству вопросов.
Из под бровей нахмуренных раздумьем
сверкнул огонь рождённый недовольством
Шёлковые волки что на шёлке
вовсе не преследуют оленя,
и спокойна шерсть у них на холке,
избегут они болезней, тлена.
Их угодья - стройная фигура
молодой прелестнейшей японки,
качественна ткани сей текстура,
для отрады это ли не повод.
И ласкает нежно платье кожу,
ласка эта душу ублажает,
крупный волк совсем как милый котик
к телу своим телом приникает.
И мурлычет словно, наслаждаясь
добротой, вниманием хозяйки,
недопонимание побеждая -
фауну представляющий ходатай.
Не допустит шёлковая стая
в памяти провалов, искажений,
глядя на зверей легко растаять,
испытать приливы умилений.
Вскоре они выйдут на прогулку
вместе с обладательницей платья,
взгляды привлечёт её фигура,
после взгляды волки перехватят.
Так и переселятся в сознания,
пробуждая мысли о природе -
важное серьёзное послание,
в чём-то схоже с почвой плодородной.
В колготках рваных день спешил к закату,
свои считая травмы и потери,
он много сил наивно так потратил,
чтоб люди не вели себя как звери.
И об итогах думать не хотелось,
ведь план его ему же вышел боком,
а сменщику напротив не терпелось
узнать итог, день встретил он наскоком.
Но, посмотрев внимательней на друга,
прочёл ответ на теле и одежде,
в нём мыслей закружилась гневных вьюга,
и их он изложил логично дельно.
- Наивен слишком, план продумал плохо,
и не учёл ошибки прежних дней,
казался людям ты наверно лохом,
я ж поступлю мудрее и хитрей.
Прикинусь я согласным с их безумством,
нахваливать начну всерьёз жестокость
и лестно отзовусь о толстосумах,
жиреют что на человечьих соках.
Так притуплю я бдительность умело,
а после всем подкину я событие,
которое давно уже назрело
и явиться болезненным открытием.
Внезапно осознают - жизнь не вечна,
и спеси поубавится намного,
как ветром сдует наглость и беспечность,
и захотят идти другой дорогой.
А главное почувствуют ничтожность
на фоне бесконечности Вселенной,
и озаботит их пустопорожность
недель и лет, испорченность и ленность.
- А выберешь событие какое, -
спросил его людьми избитый день, -
наверно должен выбрать ты такое,
чтоб всех людей накрыла страха тень.
Потери пусть вонзятся прямо в сердце,
пусть души сотрясутся от рыданий,
пройдут пусть по дорогам испытаний,
чтоб всколыхнулись мысли, чувства, нервы.
- Да, именно такое, а какое
узнаешь лишь когда оно свершится,
событие это вовсе не простое,
огонь возникнет, небо задымится.
Убийства, разграбления, руины
и зверства словно вверх поднялся ад,
спокойствия возжаждут и рутины,
а воду, хлеб воспримут вдруг как клад.
Последствия тяжёлой мрачной ношей
на души лягут, думать заставляя,
и породят идей несметно новых,
возможностями многих вдохновляя.
Урок усвоят, правда лишь на время,
когда расслабятся, опять приманят беды,
как будто скучно им без разных кренов,
надоедает свет спокойный белый.
И снова мрак нахлынет званым гостем,
и снова обозначат виноватых,
замученных удобрят землю кости,
и плоть в мозгу опять заменит вату.
Очередь из автомта
трескучий мороз выпустил
сразу после заката
В Кощеевой клешне царевны пальцы...
Сергей Шелковый
Зимняя гостья
От чёрных кур – коричневые яйца,
от сонных крыльев – сумрачные сказы…
На ветках ночи – оторопь скитальца,
в зрачке нетопыря – осколок фразы.
Дошкольник и едок пустого супа,
над россказнями вскидываю брови:
от чёрных кур – кофейные скорлупы,
с двойным желтком, двойною искрой крови…
Вода на киселе, стократ прокислом,
старуха-гостья, плесени золовка,
носищем шевелит, до губ отвислым,
но как ведь врёт да как дурачит ловко!
На ужин напросясь, жуя, бормочет
про кума, что от ломтя в горле помер,
а в кукиши скукоженные очи
какой-то свой прикидывают номер.
От чёрных кур – серебряные яйца,
с налётом чая, как на старой ложке.
В Кощеевой клешне царевны пальцы,
а страхи разом – истинны и ложны.
Стращай, вещунья, чернобайствуй снова! –
Вокруг меня стоят в снегу живые,
собаки, горностаи и коровы –
все звери, шерстяные, роговые.
Все гербовые твари, родовые
стоят и дышат розовою пастью –
и заслоняют от Яги, от Вия,
от нежити, от выродка во власти...
Стогами пахнет, зверем и макухой.
От чёрных кур мой сон до жути ярок. –
В Сочельник забрела на час старуха,
пяток яиц оставила в подарок...
- Нужны им испытания несомненно,
ведь опыт поколений отметают
Диспут о причастии
Блохина Ирина 8
...ты жив пока, на острие броска
из прошлого в непознанное завтра,
но та, что ждёт, уже с тобой близка,
и в волосах её венок из лавра...
Одиссей Улисс.
Она близка сегодня, завтра, точно местный ад
Возник и скоро лопнет пузырём вселенной,
Кругами на воде, кругами Данте, наугад
Петляешь тенью ты невидимой, смиренной...
Пылают книги, зеркала, картины Боттичелли...
Сожжённый труп Савонаролы, этот едкий дым
Флоренцию накрыл, но лжепророки устарели,
Огонь духовный кажется понятным и земным.
Нанизывает времени стрела на нить спирали
Терновые венцы, венки из лавра, кольца власти...
Народы под тиарой Ватикана исчезали,
Что фреска Рафаэля? Лишь диспут о причастии.
Скользишь по краю круга, возвращаешься, поэт,
К наивности высокой и тайнам ренессанса,
С той стороны гармония, младенец, ясный свет,
Живут в фигурах речи красочные станцы...
Данте Алигьери. Фрагмент фрески Рафаэля Санти "Диспута". 1509 - 1510 г.
Для Выхода Из Под Контроля http://stihi.ru/2021/12/20/7641
Пропитались тёмные одежды
отсветом нарядов ярких елей,
защищали от метели вежды*
очи, в коих праздник слился с зельем.
Искрами сверкали на морозе,
зарядившись свеженьким весельем,
радостно спешили по пороше
люди, год поздравив с новосельем.
Въезд его случился так успешно,
что ожили мимика, улыбки,
приземлился тигром он, не решкой,
бодрый удивляющий и прыткий,
явно намекавший что зависит
он от нашей воли и усилий,
может жизнь украсить словно бисер,
может превратить в трагедий мили.
Энергичный яркий и здоровый
с юношеским пылом и задором,
гордый что сумел таки добраться,
одолев преграды и заторы.
Полон тайн и знанием богатый,
смелый и решительный безмерно,
грозный, хоть нисколько не рогатый,
могущий обжечь сильнее перца.
Яркий словно вырвавшийся пламень,
жар внутри него великолепен,
с теми кто достоин сможет ладить,
напугать способен он ослепших.
Коли что замыслит то достигнет
с помощью не вымерших мудрейших,
чтоб не опозорить звание тигра,
чтоб не обозвали жалкой решкой.
вежды* - в данном случае веки
Тигриные следы повсюду,
ура, он выжил, он пришёл!
День прибывает, как капли секунды втекают уже в тело дня,
самозабвенно его удлиняют, настойчивым просьбам вдруг вняв.
Бубенчики будущих дней пробуждения пока что звенят вдалеке,
прибудет весна через месяцев пару с улыбкой, но не налегке.
С собой принесёт она доброе солнце, и птиц, зимовавших далече,
светило приступит к серьёзной работе, используя жаркие печи.
Теплом своим Землю оно атакует, чтоб лёд и снега растопить,
и выглянет травка тогда из под снега, усилив желание жить.
А птицы начнут ремонтировать гнёзда иль новые строить с нуля,
талантом своим удивят очень многих, строительством лично руля.
Шедевры возникнут в местах недоступных иль там где их трудно заметить,
потомство своё сохранить так непросто, жизнь выставит всем им отметки.
Пока наслаждаемся разной погодой, конечно, лишь те, кто умеет,
постигшим искусство приятна и серость, ведь солнце пока не померкло.
Оно всегда с нами, хотя и в отъезде, и шлёт неизменно приветы,
и мы неустанно его прославляем в своих благодарных ответах.
Оно на картинах, в мелодиях вальса, в брейкдансе и самбе, и в танго,
его отыскать можно в румбе и шейке, в любом зажигательном танце.
В умах и сердцах наших, в душах нетленных, в телах очень сильных и хрупких,
во всём, что мы видим, во всём, что умеем, в дыхании, в каждом поступке.
Хвала же светилу
Вторая элегия
Юрик Дук
ни этому полю ни этой воде
я не предназначен навечно
от первого снега при первой звезде
откроется вдруг бесконечность
и станет понятно что снег и звезда
вовек не подвластны неволе –
застынет под снегом постыло вода
и вымерзнет отчее поле
и жалость пройдёт избывая беду
поскольку былое напрасно
построит надежды времён череду
туда где морозно и ясно
что ходит по кругу времён череда
наивно взыскуя истоки
того из чего прорастает беда
побегом прямым и жестоким
и сколько на вещи в упор ни смотри
терзая бессмысленно око
беда сокровением зреет внутри
глубоко до крайнего срока
когда остаётся лишь только побег
по праву несения боли
и будет пригоршнями сыпаться снег
на звёзды на воду на поле…
Волнообразные мысли, сердце ж как будто в фольге -
так же оно серебрится, радуясь словно пурге.
Ноги ступают упруго, не подводя, осторожно,
словно они вычисляют тайны коварной дороги.
Сколько подвохов под снегом не угадать, не предвидеть,
важно мне не засмотреться на бесподобные виды -
тут же внимание сбоит и окрылится опасность,
но до чего нестерпимо не замечать день прекрасный.
Высятся всюду деревья в шубах своих эксклюзивных,
справа белеет перина мягкой чарующей нивы;
снега забота безмерна - кутает корни и кроны,
и возникают гиганты в сказочных пышных коронах.
Здесь короли, королевы, рядом цари и принцессы,
вот мне царица кивает, в ней благородству есть место.
Куст притворяется троном и приглашает царицу,
рядом другой покрупнее, чем-то похожий на львицу.
Трон настоящий разрушен, надо принять приглашение,
а с окружением монаршим сможет достичь соглашения.
Мирные здесь отношения, нет даже крохотных армий,
и потому у монархов дивные светлые кармы.
Нет в них следов преступлений, хоть одеяния бесценны,
а их покои зимою сплошь из даров несравненных.
Сказка лесная пленяет, дарит янтарь впечатлений,
и возникают шеренги новых и ярких сравнений.
Вырываются звуки, чтоб занять своё место в тетради,
нотный стан им представит удобный и чистый приют,
изучить их хотят конкуренты-воришки украдкой,
и надеются что звуки первыми Их воспоют.
Славу чью-то украсть - в этом нет новизны иль достоинств
упражнялись веками в презренном таком мастерстве,
но такая известность и корки арбузной не стоит,
и в забвении приятно таких мастеров запереть.
Впрочем звуки живут несмотря на грешащих коварство,
равнодушие сметают мгновенно звучанием своим,
коронуют их вскоре в жилищах и залах на царство
В солнечный бубен морозного синего дня...
Сергей Шелковый
* * *
Пушкин - пушист, серебрист. Под секретом при этом
Лондона Джека в тринадцать я больше любил. -
С Белым Клыком засыпал под сугробом валетом,
в ружьях Клондайка ценил скорострельности пыл.
В шубе онегинской век крепостничества мчится,
полозом санным скрипя, бубенцами звеня.
Снежный хорей в африканское сердце стучится,
в солнечный бубен морозного синего дня.
Я и теперь к ним тянусь, но уже по-другому:
помня, что дружества мёртвых - вернее иных.
Если живым отказал со стыдом я от дома,
знать, потому, что ломоть их - полова и жмых.
Вот и жую золотую, с мороза, солому.
Корм не в коня, а ясак да ярлык - не в меня.
Честному зверю, Клыку, ослепительно-злому,
верят во сне из-под снега мои зеленя.
А в январе леденеет, не ведая срама,
Пушкина плоть,
и бледнеет кофейная кисть.
И еле шепчут лиловые губы Обамы:
"Вымерзли яблони ямбов.
Опомнись, окстись!"
она ж стонала и кренилась, и дело обстояло худо.
приходилось не раз видеть видеть как
Монетой покатилось солнце по небосводу в воскресение,
огромной золотой монетой - вся в обрамлении лучей,
и обратились лики к небу, светила славя появление
ему молитвы возносили, и голосов звенел ручей.
А после славно хором пели, самозабвенно танцевали,
восторги истекали в воздух, взлетали радостной гурьбой;
фигуры золотило солнце, его лучи картины ткали,
и возникало восхищение природой, празднеством, страной.
И эта радость очищала от тёмного и наноснОго,
трудились мельницы повсюду плохое превращая в пыль,
и контуры событий светлых, чего-то важного большого
всё явственнее проступали, чтоб превратиться вскоре в быль.
А радуги - природы чудо мостами в небе возникали
и приглашали в царство света, в духовной истины чертог,
и, испугавшись этих знаков, слабело, меркло зазеркалье,
и Сатана сбежал поспешно, поняв что править будет Бог.
Фонтаны радости особой, её цветные фейерверки
событий изменяли вектор и наполняли их свечением.
Ковали новую надежду мышлений тонущих ремейки,
и наделяли тут же щедро её волшебным золочением.
Пропитались тёмные одежды
отсветом нарядов ярких елей,
защищали от метели вежды
очи, в коих праздник слился с зельем.
Искрами сверкали на морозе,
зарядившись свеженьким весельем,
радостно спешили по пороше
люди, год поздравив с новосельем.
Въезд его случился так успешно,
что ожили мимика, улыбки,
приземлился он орлом, не решкой,
бодрый удивляющий и прыткий,
явно намекавший что зависит
он от людской воли и усилий,
удивительно приятный прыткий.
и надежда начала уж тешить
и легко надежде было тешить
и сверкали словно искры вежды
и глаза, в них влился праздник зельем.
Всю ночь ко мне слетались птицы,
средь них жар птица выделялась -
так удивил меня год тигра
сюрпризным радостным началом.
Карандашом рисуя море в высоких волнах заплутала,
и вот уже на шхуне древней в опасном месте оказалась.
По палубе катались бочки, скрипели и трещали снасти,
через борта вода вторгалась, а волны раззевали пасти.
Подобно хищникам свирепым охотились они на шхуну,
а та стонала и кренилась, и дело обстояло худо.
Матросы стойкость проявляли и укрепляли снасти смело,
носилась в воздухе тревога голодному подобно смерчу.
А капитан опорой прочной служил команде в час ненастья
Мне навеяны крокусом необычно глубокие мысли
Необычно глубокие мысли навеяны крокусом,
телепатия может, ведь этот цветочек живой,
или инфопространства то новые шутки и фокусы,
завладело без спросу моей - не моей головой.
Означает ли это что дёргают нас за верёвочки,
каждый шаг и поступок не наш, а проник в нас извне,
что ведут так умело с такой удивительной ловкостью,
что сомнений в свободе движения в нас попросту нет.
Я не верю в такое, мы вовсе не роботы вечности,
нас венцом наградили заслужено, нами гордясь,
движут нами лишь важные цели и цели конечные,
и безмозглыми куклами не были мы отродясь.
Разговоры о чипах пока что и есть разговоры,
правда их разработка ведётся конечно всерьёз,
примитивные вводят уже в основном добровольцам,
а иные пока культивируют только психоз.
Не изучен ведь мозг, и возможно его не осилят,
для мыслителей это как прежде сплошная загадка
Реконструкция моря свободы
Бирюков Игорь
Море волнуясь бесится, бьётся о скалы вдребезги.
Это оскалы памяти или тоска в умах.
Сладкоголосы возгласы. Жаль, что матросы - геббельсы
Вахты несут, как ахтунги. Море, смывай их нах!
Море в тебе отмоллено, море тобой отмерено.
Молит, кричит и просится выброситься китом.
Хлюпает шлюпка носиком стыдно и неуверенно,
Жертвенно аки посуху следует за Христом.
Бездне твоей отпущено грешно топить и каяться.
Гейши косятся стайками рыбьими на восток.
Седобородость дедушек с пеной морской сливается.
Будут вам перлы Харбора, будет вам и свисток.
Валом девятым свалено всех кораблей величие.
Айсберги у Титаника спрашивают: готов?
Бог по-соседски спустится к морю за солью, спичками,
Чтобы зажечь спасительно тысячи маяков.
Время забудет двигаться где-то во льдах Гренландии.
Mori моментно вспомнится тактом на раз-два-три.
Рабски галеры вёслами вспенят всё по команде и -
Море замрёт свободное. Или умрёт внутри.
21.08.2019
* Внизу страницы есть ссылка, где я читаю этот текст.
нас ведут за собой только важные цели конечные
Мы хозяева мыслей, мы вовсе не роботы вечности
Великолепие карминно-чёрных бус,
в них бусинки похожи на икринки,
зародыши в которых знают вкус
икры, что жизни ткёт лишь по старинке.
И с жемчугом как будто соревнуясь
переливаются пленительно и нежно,
желая украшать, слегка волнуясь
и праздник обещая неизбежный.
При свете изумительнейших люстр
сверкать начнут нездешне так и ярко,
что хрупкая лишиться может чувств,
объятая их вырвавшимся жаром.
Весёлых красок россыпь за окном
на белоснежном праздничном снегу,
черника, клюква слились с ясным днём,
глазам не веря я туда бегу.
Меня опередили стаи птиц,
ворвались вихрем лёгким разноцветным,
какая радость видеть здесь синиц,
и зябликов, и снегирей - воспеты.
Вот сойки - оперение бесподобно,
а это кто, неужто зиморОдок?
Раздался стук уверенный не дробный,
то дятел ствол, охотясь, быстро крОшит.
Слегка, не нанося ему урона,
лишь собирая дань из насекомых,
на дереве сидит он как на троне
в наряде царском, сам себя там кормит.
Различных ягод здесь намного больше -
рябина перемешана с брусникой,
малина разместилась тут привольно,
на веточках алеет костяника.
Чернильность фиолетовых плодов
смешалась с густо чёрной ежевикой,
среди даров лесов, болот, садов
плоды незваной гостьи - повилики.
А семечки подсолнухов в доспехах
готовы словно влиться в батальоны,
и в сердцевине каждой только спелость,
полезность из естественных калорий.
Здесь зёрна проса, кукурузы, ржи,
а вот посланцы тыкв и сладких дынь;
но полно, это ж просто миражи,
пора сказать себе: " Не грезь, остынь!".
Но до чего красиво, нет не в силах
лишить себя такого наслаждения:
малиновый, а рядом ярко синий
во мне рождают праздник вдохновения.
Вдруг птицы все вспорхнули закружили,
образовался облачный шедевр,
союз их пёстрый добрый нерушимый
в великий превращал холодный день.
Мне не забыть такого буйства красок,
торжественного их великолепия.
А облака по небу плыли брасом,
небесным скульптором с любовью нежной слеплены.
Королевский, на горе шляхетной, Краков...
Королевский, на горе шляхетной, Краков...
Сергей Шелковый
В начале декабря этого года
вышла в свет книга переводов моих стихотворений
на польский язык - "Шпажник" ("Мieczik").
И это уже десятое издание моей поэзии отдельной книгой
на семи языках -
болгарском и сербском, немецком и румынском,
польском, чешском и словацком.
Публикую здесь одно из стихотворений
из книги "Шпажник" ("Мieczik").
Яжембяк
В середине декабря над горизонтом
еле-еле поднимается светило.
Пару рюмок пропустив опрокидонтом,
понимаешь - будет то же, что и было.
Будет то же, что вчера, но всё же больше,
чем за окнами вполглаза различимо.
Пенькна пани пьёт яжембяк в зимней Польше,
да и здесь рябина демосом любима.
И особо, если спиритус коньячный
растворит в себе её горчащий привкус...
А декабрь стоит заснеженный и смачный,
хоть обычно в это время - накось-выкусь
в смысле праздника сверкающего снега,
в плане шанса полюбить и быть любимым...
В эту полночь года альфа и омега
спят, как ящерицы в грунте, в мире мнимом.
В середине декабря в похмельном небе
мутно солнце, и лицо его багрово.
Мысли гложут - о квитанциях, о хлебе.
Чуть отгонишь - подгребают сбоку снова.
За окном - студёный век, не кватроченто,
время льда и задубевших в тине раков.
Вспоминаю я яжембяк и зачем-то
королевский, на горе шляхетной, Краков.
И понеже суть рябиновки янтарна,
я доверюсь её влаге-оберегу.
Пани - пенькна, а и наша девка - гарна!
Каблуком хрустит по свадебному снегу.
© Copyright: Сергей Шелковый, 2021
Свидетельство о публикации №121122703455
зимою птицам так необходимы
Мой горизонт
Наталья Глазунова-Моисеева
Мой горизонт, ведущий в бесконечность...
А на подошвах моих странствий - пыль вселенной...
Миры...миры...миры...в песках, покрытых пеной
Жемчужных дней...
По вашим отражениям течь мне.
Течения...влечения...восторги...
Возвышенные мысли от костров - до рос под утро,
Когда звучат в тиши расшитые поэзией минуты
В глубинах сердца...
И когда они замолкнут
В моей расширенной до космоса квартире -
Такое чувство, будто отобрали
Внезапно что-то важное...
И очень дорогое
Забытое прекрасное вчерашнее...
Того...чего так не хватает в этом мире..
Коронация
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 июня 2019; проверки требуют 3 правки.
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Жан Фуке. «Коронация Карла VI Возлюбленного в Реймском соборе (4 ноября 1380 года)»
Корона;ция, коронова;ние[1] — формальная процедура, символизирующая принятие монархом власти и её атрибутов (трона, короны, скипетра и т. п.). Не совпадает с моментом начала царствования (смерти или отречения предшественника, избрания). В европейской христианской культуре коронация — религиозная церемония, сопровождаемая обрядом помазания на царство (ветхозаветного происхождения). Таким образом, ритуал носит особый смысл благословения Богом на царство, мистического венчания с государством и т. п.
Содержание
1 Церемониал
2 Коронации в России
3 Папские коронации
4 В современном мире
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Церемониал
В Средние века монархи некоторых стран короновались практически немедленно, в пределах дней, или редко недель, после начала царствования. Причиной этому было то, что некоронованный монарх считался во многих средневековых странах незаконным, безблагодатным; истинный король Франции должен был быть коронован в Реймсском соборе и помазан миром, находившимся в Святой Стекляннице. В Византии коронация императоров-соправителей приурочивалась к Пасхе. В Новое время после смерти предшественника стал объявляться многомесячный или годовой траур, препятствовавший немедленной коронации. Из соображений благоприятных предзнаменований коронацию с этого времени приурочивали к весне или лету.
В христианских странах, начиная с V века (Византия, а затем западные королевства) возложение короны на голову монарха обычно производил высший церковный иерарх, но многие монархи (почти все российские, Наполеон I, некоторые британские) только брали у иерарха корону и возлагали её на себя сами.
Уже женатый до вступления на престол монарх обычно короновал вместе с собой и жену, в ходе менее детальной и «нагруженной» обрядами церемонии. Монарх, вступающий в брак, после заключения брака короновал жену отдельно. Супруг царствующей королевы обычно не короновался (если сам не провозглашался королём-соправителем).
Коронации в России
Основная статья: Венчание на царство
Впервые в России венчание на царство (а не интронизация — «настолование») имело место в 1497 году, когда Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царь) Иван IV Грозный (1547 год). Все коронации происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем Патриархами, в поздний синодальный период — митрополитами Санкт-Петербургскими.
Папские коронации
Основная статья: Папская коронация
Со Средневековья до 1963 года включительно короновались (специальной короной — тиарой) также римские папы, которые одновременно являлись и монархами (сначала Папской области, затем Ватикана). На коронации Пия XII в 1939 появилось несколько нововведений: она была первой церемонией такого рода, снятой на киноплёнку, и первой, переданной в прямом эфире по радио. Последним коронованным папой римским был Павел VI, при этом он прекратил носить тиару через несколько недель после своего обряда, положив её собственноручно на алтарь собора Святого Петра в качестве жеста смирения.
В современном мире
В настоящее время коронация как особая церемония в Европе не употребительна нигде, кроме Великобритании (см. статью Коронация британских монархов), и по состоянию на 2014 год Елизавета II является единственным коронованным монархом Европы. Обряд мессы Святого Духа, аналогичный коронации, так же был совершён при восшествии на престол Испании короля Хуана Карлоса I, отрёкшегося в июне 2014 года.
Все остальные монархические страны Европы, включая Ватикан, заменили ритуал коронации на краткую или более или менее практическую инаугурацию или интронизацию монарха (сопровождаемую или нет восхождением на трон и специальной церковной службой, но без возложения короны и помазания).
В монархиях Востока и Азии коронацию прошли император Японии Акихито, султан Брунея Хассанал Болкиах, король Бутана Джигме Кхесар Намгьял Вангчук, король Камбоджи Нородом Сиамони, король Лесото Летсие III, король Свазиленда Мсвати III, король Таиланда Пхумипон Адульядет и король Тонга Тупоу VI.
Примечания
Слово «коронование» в Российской империи использовалось для обозначения собственно церковного чина; «коронация» — применительно к торжествам в связи с последним (см. Словарь Даля).
Литература
Певчие воробьиные
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Певчие воробьиные
Лирохвост
Лирохвост
Научная классификация
Домен: Эукариоты
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Класс: Птицы
Отряд: Воробьинообразные
Подотряд: Певчие воробьиные
Международное научное название
Passeri
Синонимы
Oscines
Семейства
См. текст
Логотип Викивидов
Систематика
в Викивидах Логотип Викисклада
Изображения
на Викискладе
Певчие воробьиные (лат. Passeri) — подотряд воробьинообразных птиц. Характеризуются незначительной длиной первого из десяти первостепенных маховых перьев, которое всегда бывает короче других (иногда рудиментарно или даже совершенно отсутствует), и вполне развитой нижней гортанью, в образовании которой участвуют как трахея, так и бронхи и которая снабжена большей частью пятью парами мускулов, прикреплённых к концам бронхиальных полуколец. Плюсна спереди покрыта большими слившимися щитками.
Содержание
1 Описание
2 Семейства
3 См. также
4 Примечания
5 Литература
Описание
По общей форме тела и внешности, по своим размерам, по строению клюва, крыльев и хвоста и по образу жизни певчие представляют большое разнообразие.
Большинство их живёт в лесах. Питаются как зёрнами, так и насекомыми или другими мелкими беспозвоночными; из певчих сравнительно очень немногие совсем не едят зёрен, как, например, ласточки, или, наоборот, являются исключительно зерноядными птицами. Во время гнездования всегда держатся отдельными парами, хотя иногда, как например грачи или ласточки, к устройству гнёзд приступают целыми обществами. В другое время года обыкновенно образуют большие или мелкие стаи.
Яйца в большинстве случаев пёстрые. Кладка состоит не менее, чем из 4 яиц. Птенцы, рождающиеся беспомощными и в большинстве случаев голыми, довольно долго остаются в гнезде и выкармливаются самкой и самцом сообща. Большинство певчих — перелётные птицы; некоторые зимой кочуют. Летают хорошо, но полет их обыкновенно непродолжителен.
По земле передвигаются обыкновенно прыжками. За немногими исключениями, певчие приносят человеку пользу истреблением массы мелких насекомых. В пищу употребляют их редко, но часто держат в клетках ради удовольствия, которое доставляет человеку их пение или их красивая окраска. Очень немногие из них избегают близости человека и не селятся возле жилых мест. К певчим воробьиным относится приблизительно половина всех известных видов певчих вообще.
Распространены во всех зоогеографических областях. Остатки певчих известны начиная с эоцена. В 2019 году Российские учёные из Новосибирского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Института цитологии и генетики РАН и Сибирского экологического центра сообщили, что в половых клетках певчих воробьиных птиц по крайней мере девяти семейств, относящихся к разным группам подотряда Passeri, обнаружена дополнительная хромосома, отсутствующая в соматических клетках[1]. При этом оказалось, что у видов птиц, которые существуют на Земле более 35 млн лет, дополнительная хромосома отсутствует.[2]
Главным образом по строению клюва, подотряд певчих делят на 4 группы:
Зубоклювые (Dentirostres) — клюв большей частью шилообразный; надклювье на конце с более или менее заметным зубовидным вырезом[3]. Питаются преимущественно насекомыми, а некоторые нападают и на мелких позвоночных. Сюда относятся семейства: врановых (Corvidae), райских птиц (Paradisaeidae), скворцовых (Sturnidae), трупиаловых (Icteridae), синицевых (Paridae), иволговых (Oriolidae), сорокопутовых (Laniidae), мухоловковых (Muscicapidae), дроздовых (Turdidae), славковых (Sylviidae), трясогузковых (Motacillidae) и некоторые другие.
Конусоклювые (Conirostres) — клюв крепкий, короткий, конический. Обыкновенно — общественные певчие. Питаются преимущественно зернами и ягодами, иногда — насекомыми. Сюда относится большое, повсеместно распространенное, семейство вьюрковых(Fringillidae), а также жаворонковые (Alaudidae) и ткачиковые (Ploceidae).
Тонкоклювые (Tenuirostres) — клюв длинный, тонкий, более или менее согнутый; пальцы, особенно задний, длинные. Питаются насекомыми, некоторые — цветочным соком. Сюда относятся семейства пищуховых (Certhiidae), медососовых (Meliphagidae), нектарницевых (Nectariniidae) и некоторые другие.
Ширококлювые (Latirostres) — клюв короткий, плоский, трёхгранный с широкой ротовой щелью. Крылья длинные, острые. Прекрасно летают. Общественные певчие. Питаются насекомыми. Сюда относится только семейство ласточковых (Hirundinidae).
Семейства
Инфраотряд Corvida[en] Инфраотряд Passerida
Лирохвосты
Кустарниковые птицы
Ложнопищуховые
Малюровые
Медососовые
Радужные птицы
Австралийские зарянки
Чаучиллы
Шилоклювые тимелии
Флейтистовые
Сителлы
Австралийские свистуны
Сахарные медососы
Дронговые
Личинкоедовые
Иволговые
Трупиаловые
Ласточковые сорокопуты
Райские птицы
Врановые
Снегирёвые сойки
Листовковые
Сорокопутовые
Виреоновые
Птицы-шалашники
Новозеландские свистуны
Белоглазковые
Бюльбюлевые
Воробьиные
Восточные лысые сороки
Вьюрковые
Вьюрковые ткачики
Гавайские цветочницы
Длиннохвостые синицы
Дроздовые
Древесницевые
Жаворонковые
Завирушки
Йоровые
Кардиналовые
Комароловы
Корольки
Крапивниковые
Ласточковые
Листовковые
Мухоловковые
Нектарницевые
Овсянковые
Оливковые певуны
Оляпковые
Пересмешниковые
Пищуховые
Поползневые
Ремезовые
Свиристели
Синицевые
Скворцовые
Славковые
Сорокопутовый свиристель
Танагровые
Тимелиевые
Трясогузковые
Цветоедовые
Цистиколовые
Щетинковый сорокопут
Melanocharitidae
Paramythiidae
Ptilogonatidae
См. также
Cnemophilidae
Изыскан локон золотой в кудрях кленовых...
Елена Бревнова
Изыскан локон золотой в кудрях кленовых…
Пришла прощальная пора с листвой зелёной,
А мне понежиться б ещё в улыбке солнца,
Его лучистое тепло вобрать до донца
Своей возвышенной души. Пусть гимны лета
Её пречистым озарят сияньем света!
В нём красок радужных восторг и птичье пенье,
Цветов душистых аромат, чтоб вдохновение
Из сокровенных недр души блаженно черпать –
Путь беспредельной Красоты ей предначертан!
И потому в стремление к ней не меркнет жажда,
Чтоб раствориться навсегда в Любви однажды,
Нетленной музыкой звучать – высоким скерцо,
Жизнь благодарно принимать премудрым сердцем
И верить звёздам сентября, их слыша зовы,
Не затеряться в суете, спешить к Основам!
Ценить осеннюю печать в игре природы,
Клин журавлиный провожать в Жар-цвет восхода
И мчаться мысленно за ним мечтой крылатой,
И очарованно взирать на листьев злато.
Замрут вдруг гости праздничного бала,
сгрудившись сразу возле красоты,
и сбудется вдруг то о чём мечтала
в саду лелея дивные цветы.
Вдруг вспыхнут чувства в очень необычном
высоком благородном джентльмене,
спасать её он бросится привычно,
ведь служит он совсем не Мельпомене.
Известный доктор с бездною талантов
поможет выйти ей из забытия,
Где читают от корки до корки...
Сергей Шелковый
Посылаю книгу
Прилепи на конверт поверней
в белых зубчиках красную марку.
Пусть вовсю ворожит снеговей
легкокрылое счастье подарку.
Пусть щедривкою книжка твоя
полетит через снежные горки
к редкой чтице - в те ретро-края,
где читают от корки до корки.
Пусть всё ярче искрится мороз,
а тебе - да поможет согреться
лёгший в душу навек и всерьёз
снегопад первоцветного детства.
Ты всё помнишь, те годы любя, -
дни с горбушкой, без крохи излишка, -
как дышала в руках у тебя
целый мир открывавшая книжка.
За окном всё не молкнут:
"Живи!"
ренуары малиновой браги -
снегири, колеров соловьи,
марки алого цвета любви
на снегах белофинской бумаги...
--------------------------------------
Под зимний дождь зверью так сладко спится...
Сергей Шелковый
* * *
Под зимний дождь зверью так сладко спится
в барсучьей, лисьей, заячьей норе!
Но, сгрудившись, продрогшие синицы
молчат о том нездешнем декабре,
когда звенел мороз, снега хрустели,
сиял небес магический кристалл,
и розовый младенец в колыбели
о чёрных книгах ничего не знал.
И мне приснился давний снег: на санках
несёмся с кручи на прибрежный лёд!
А вырастем -
дубеем в мёрзлых танках,
и годы, как махновцы на тачанках,
летят то вбок, то вспять. Но не вперёд..
--------------------------------
За балдахином слышится возня,
возможно то движения бурной страсти.
Вдруг крик: "Не смей, не трожь, покинь меня!
Главы лишить в моей пока что власти!"
Там королева что ль с супругом верным,
или заместил его сейчас любовник?
От возбуждения словно струны нервы,
но я же не какой-нибудь безбожник.
Я даже в щель не смею заглянуть,
боготворю величества любые,
и даже если там творится жуть
иль не дай бог там игры ролевые,
под балдахин не вторгнусь я богатый,
глазам моим не шарить там нисколько,
не назову событие развратом,
чтоб гнева не попал в меня осколок.
- Не бойтесь! - раздаётся новый голос,
похож на женский, может лесбиянство?
Как хорошо что от рождения холост,
моё не пострадает пуританство.
- Не бойтесь, потерпите, я введу
легко и быстро без малейшей боли,
а после я немедленно уйду
поматериться сможете вы вволю.
Используют наверно секс-игрушку,
как неприятно слышать мне такое.
Видений рой. А вдруг они разрушат
храм чистоты во мне. Готовлюсь к бою.
Я не позволю им сломить меня
и пробудить вглубь загнанную похоть.
Под натиском духовного огня
в пучину рухнут, их не стану помнить.
- Держи её, - раздался голос женский.
- Уже держу, - откликнулся мужской.
Во мне бунтуют разум, чувства, гены -
похоже секс там мерзкий групповой.
Вдруг осознал, возникло осуждение,
противореча принципам глубоким.
Неужто уже начал я скольжение
к жилью пороков, предав тем высокость?
Как оказался здесь без разрешения,
приблизиться как смел к чужим я тайнам?
Что вызвало в душе моей смещение,
падение это может не случайно?
Немедленно мне нужно прочь отсюда,
проступок мой достоин наказания.
Я огляделся, что за многолюдность,
переместился что ли в мироздании?
Запутался в своём воображении,
подвергся очень сильному гипнозу?
Увидел вдруг своё я отражение
в стекле витрины, это просто нонсенс.
Смутил меня не мой стекольный лик -
наличие мобильных и смартфонов.
К витрине я испугано приник,
тревожных ожидая словно звонов.
Вдруг позвонят и скажут что нарушил
закон страны, грозит мне задержание?
Взяла меня что ль камера на мушку,
чтоб обеспечить после наказание?
На стульчике у выхода из зала,
сидела очень древняя старушка.
Я за спасением к бабушке помчался,
она спала, я сон её нарушил.
- Простите, мне нужна так помощь ваша,
где нахожусь, поведайте скорее.
Подслеповато глянула мамаша
во власти находясь ещё Морфея.
Во взор втекала ясность черепахой,
и голос заскрипел вполне приятный.
- В музее вы, музеем здесь и пахнет,
запрещены здесь крики, пьянки, маты.
- А век какой? - спросил я паникуя.
- Так 21-й, как же вам не стыдно, -
она произнесла ответ смакуя, -
неужто по предметам вам не видно?
- А как же балдахин и королева?
В ответ захохотала по ведьмачьи.
Подумалось мне: "Старая, а стерва,
ударить не могу, ведь чья-то мама".
Отхохотав, сказала мне с улыбкой:
- Резвятся там любители актёры,
придумали сценарий очень хлипкий,
наверно они в жизни бузотёры.
Но можете там сделать вы прививку
от кОвида, средь них есть медсестра,
и выдадут немедленно вам справку,
привиться ведь давно и вам пора.
Поддавшись её мощному внушению
отправился за правильным уколом.
Боялся королевы я презрения,
и взора, что наполнится укором...
---------------------------------------
***
Светлана Водолей: литературный дневник
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно всё, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счётчиком. А если войдёт живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернёшься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; ещё одна будет лишней.
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
-----------------------------------
Пришла зима как чудо из чудес
Елена Бревнова
Пришла зима как чудо из чудес,
Унылый лик земли преображая,
Чарует сказкой верный друг мой лес,
Красой седой почтенно восхищая!
Вокруг такой покой и тишина,
Отрадно мне серебряное царство,
Вхожу в сей мир, надеждою полна,
Давно устав от горького мытарства.
Рубеж заветный в нем я нахожу -
Своей души тоскующей стремленье,
Через него незримо восхожу
В тот светлый Край, что дарит вдохновенье,
Где от земных свободна я оков
И мысль летит до горнего Предела,
Чтобы излиться музыкою слов
И чтоб любовью сердце пламенело!
Уснул блаженно гордый исполин,
Пушистый снег лежит на ветвях елей,
Как горностая белый палантин,
Их укрывая нежно от метелей…
-----------------------------------
Мандариновая кожура тихонько катится по ковру
Регина Соболева
Мандариновая кожура тихонько катится по ковру.
Сквозняк забавляется обертками от конфет.
Все окна и двери открыты. В такую густую жару
Не мягок и нежен разбойничий солнечный свет.
Птицы полет не легок, не прям, не изящен.
Взмах крыльев тревожит совсем не хрустальную даль,
Но масло и молоко, клубок запутанной пряжи,
Медово-тягучее марево, сладкую вязкую хмарь.
И кажется, что и время плавится так печально
И медленно и с ленцою, отмахиваясь от мух.
Ему как и всякой твари предрешено изначально
Истечь, испариться и испустить свой дух.
И только зверек нелепый бежит по большому древу,
Обхватом с Дхаулагири. И вверх он и вниз несется,
Из норки у самой кроны к корням, потом снова к небу,
И что ему хмарь и пекло, жара и жесткое солнце?
Ведь не умрет бельчонок, пока не падут Гималаи,
Пока бронзовый Будда в По Линь не качнет головой.
Так что ему остается? Проделывать путь недальний,
Носиться по иггдрасилю мандариновой кожурой.
Иггдрасиль
Иггдраси;ль (также Игдразил, швед. Yggdrasills, Yggdrasil) — Мировое дерево (дерево жизни) в германо-скандинавской мифологии — исполинский ясень, в виде которого скандинавы представляли себе вселенную. Северные германцы отождествляли Иггдрасиль с Ирминсулем, выполнявшим те же функции. Иггдрасиль покоится на трёх корнях. В Младшей Эдде Снорри Стурлусона один из корней уходит к асам в Асгард, второй — к инеистым великанам в Нифльхейм, третий — в Ётунхейм.
ru.wikipedia.org›Иггдрасиль
Иггдрасиль — Википедия
Иггдрасиль — Википедия
Красный цвет
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Для термина «Красный» см. также другие значения.
Красный
Color icon red.svg
HEX FF0000
RGB; (r, g, b) (255, 0, 0)
CMYK (c, m, y, k) (0, 100, 100, 0)
HSV; (h, s, v) (0°, 100%, 100%)
Нормализовано к [0—255]
Нормализовано к [0—100]
Кра;сный (родственно ст.;слав. красьнъ ‘красивый, прекрасный’), также червлёный, червонный, пунцовый, алый, багряный, багровый, рдяный (арх.) — область цветов в длинноволновой части видимого спектра, соответствует минимальным частотам электромагнитного излучения, воспринимаемого человеческим глазом. Диапазон красных цветов в спектре часто определяют длинами волн 630—760 нанометров[1], что соответствует частотам 476—394 терагерц. Длинноволновая граница восприятия зависит от возраста человека.
Один из трёх основных цветов в системе RGB, дополнительный к нему цвет — циан[2].
По наблюдению французского историка Мишеля Пастуро красный ассоциировался с огнём, цветом жизни, кровью (источник жизни)[3]. Прилагательное «красный» в цветовом значении из славянских языков свойственно только русскому. В первоначальном значении встречается лишь во фразеологических оборотах типа: «долг платежом красен», «ради красного словца», «красная цена», «красная рыба», «красна девица», «на миру и смерть красна». В старорусском языке для обозначения красного цвета использовали слово «червлёный» (по названию личинки насекомого «червеца», из которого приготовляли красную краску). Это слово можно отыскать в Русской Синодальной Библии в названии Чермного (Красного) моря[4].
Божья коровка на цветке гиппеаструма
Содержание
1 Природные красители и пигменты
2 Оттенки
3 Психология восприятия
4 Техника, полиграфия, промышленность
4.1 Стандарты
4.2 Пищевые красители E**
4.3 Природные эталоны и пигменты
5 Ассоциации и символы
5.1 В религии
5.2 В политике
5.3 В культуре, искусстве и этнографии
5.4 Прочие литературно-культурные ассоциации
5.5 В вексиллологии
5.6 Транспорт
6 Населённые пункты
7 Примечания
8 Литература
Природные красители и пигменты
Помимо красного цвета, наблюдаемого в радуге (вызванной разложением солнечного света на спектральные составляющие), люди издавна использовали природные красные красители и пигменты:
Красный цвет — один из оттенков крови, обусловлен гемоглобином.
Ализарин — краситель из растения марена.
Кармин — природный краситель, добываемый из насекомых.
Сандал — красная краска (но существует и «синий сандал»).
Вульфенит
Гематит — железный минерал Fe2O3, его название происходит от греческого слова «кровь».
Мумии — природные железоокисные пигменты (корень слова тот же, что для слов мумия и мумиё):
Бокситная мумия
Глинистая мумия
Железноокисная мумия
Красная охра — цвет этого искусственного пигмента также обусловлен оксидами железа.
Реальгар
Киноварь — сульфидный минерал, HgS.
Свинцовый сурик
Маковое поле
Помидор
Рябина
Клюква
Вишня
Рубин
Кровь
Оттенки
Алый
Розовый — лёгкий, ненасыщенный красный, цвет маргаритки
Кармин
Бордо
Кардинал
Багровый
Багряный
Ализариновый (крап, краплак)
Бордоского вина — красно-фиолетовый.
Брусьяный — красный, багряный, цвета брусники.
Вермильон (вермильоновый) — ярко-алый с оранжевым оттенком, от французского название такого цвета vermillion.
Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника.
Иудина дерева — ярко-розовый. Иудино дерево, или церцис, согласно преданию, является тем самым деревом, на котором повесился Иуда, после того как предал Христа. Это дерево цветёт ярко-розовыми цветами.
Кошенилевый — ярко-красный, слегка малиновый.
Куропаткины глаза — светло-красный цвет.
Магово-гуляфный — красно-розовый.
Маджента — ярко-красный, между красным и фиолетовым.
Мареновый — окрашенный краской из растения марены, корень которого внутри красно-жёлтого цвета.
Маргаритовый цвет — ярко-пунцовый.
Маркизы Помпадур — сложный оттенок розового.
Массака — тёмно-красный с синеватым отливом, иссиня-малиновый цвет.
Мов — розовато-лиловый.
Московского пожара 1812 года — цвет огня в горящем городе, похож на цвет давленой брусники.
Накаратовый — оттенок красного, «жаркий».
Оброщеный — багряный.
Пюсовый — красно-бурый, коричневый оттенок красного, (от фр. puce — «блоха»).
Рдяный — красный, алый. Рдеть — гореть, воспаляться, краснеть, ярко алеть.
Серизовый — вишнёвый.
Сольферино — один из оттенков красного цвета — ярко-красный, ярко-розовый либо с лиловым оттенком. Название появилось после битвы при Сольферино в 1859 году во время австро-итало-французской войны.
Психология восприятия
Карл фон Фриш в монографии «Из жизни пчёл» обращал внимание, что пчёлы (как и большинство насекомых, за исключением бабочек) не воспринимают красный цвет, в отличие от птиц.
Красный цвет считается стимулирующим, как часто пишут, «способствует активности, дружелюбию, уверенности; в больших количествах вызывает гнев и ярость. Даёт уверенность в себе, готовность к действию, способствует заявлению о силе и возможностях».
В Университете Лидса доказали, что цвет имеет непосредственное влияние на человека. Красное освещение способно ускорить сердцебиение и повысить кровяное давление[5].
У многих народов красный цвет связан с угрозой, опасностью, страстью и вожделением. Исследования показали, что красный цвет влияет на сексуальное поведение, способность к физическим нагрузкам, а также на успешность выполнения тестов. Так, испытуемые, у которых на бланках для сдачи теста была красная отметка (и это было единственным отличием), показывали значительно худший результат, чем те, у кого эта метка была зелёной или чёрной. Аналогичным был результат, когда испытуемым предложили тестовые задания в папках с обложками красного, зелёного и белого цветов. Ряд экспериментов также показал, что спортсмены в красной форме чаще выигрывают, правда, точная причина не ясна — красный цвет влиял на всех участников соревнования, включая судей. По некоторым данным, зрительный контакт с этим цветом влияет на восприятие привлекательности: испытуемые сочли женщину, сфотографированную на красном фоне, более сексуально привлекательной, чем её же, но сфотографированную на белом[6].
Техника, полиграфия, промышленность
Красный сигнал светофора
STOP — красный как сигнал опасности
Красный как сигнальный цвет — признак опасности, запрета действия, движения (светофор) и другое.
Маркер «СТОП», цвет соответствующих кнопок.
Красным цветом отмечают баллоны с горючими газами — пропаном, метаном.
Символ «Горячо» — например для кранов горячей воды.
Цвет пожарной охраны, пожарного оборудования.
Стандарты
Для светофора
Рубиновый лазер
Светодиодный лазер
Пищевые красители E**
Понсо красный
Амарант
Природные эталоны и пигменты
Рубин
Кошениль
Киноварь
Эмиссионный спектр излучения ионов стронция и лития
Коралл
Ассоциации и символы
В религии
В римской мифологии красный как цвет крови ассоциируется с богом войны Марсом.
«Красная вера» — распространённое в монголоязычном мире обозначение школ тибетского буддизма линии Кагью, в противовес «жёлтой» школе Гелуг.
Красный — символ жертвенной крови Христа и мучеников[7], а также величия и царственности. Из Лиц Пресвятой Троицы красный цвет соответствует Богу-Отцу: Бог есть огонь «поядающий», который открылся Моисею в огне Неопалимой Купины. Красный также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества.
Красный в православии — цвет Пасхи, Светлого Христова Воскресения — главного православного праздника. Начало Пасхи православные священники встречают в белых облачениях в знак воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Во время службы священство переодевается в красные одеяния, и вся праздничная служба, а за ней и службы сорока пасхальных дней служатся в красном. И красная пелена лежит в алтаре на престоле все сорок пасхальных дней. В данном случае красный цвет одежд священства знаменует торжество любви Бога к роду человеческому.
Красная горка — народное название Антипасхи — второго воскресения после Пасхи. Другое название — Фомино воскресение, так как в этот день православная церковь вспоминает апостола Фому.
Красный — в христианстве цвет дракона-дьявола, «великой блудницы», огонь ада (Апокалипсис).
Красный цвет в индобуддийской схеме мироздания ассоциируется с западом, закатом; в библейской же традиции красный — символ юга. Библейское «Красное море» — то же самое, что и «Южное море». Также в Китае красный цвет ассоциируется с югом.
Красный (в сочетании с чёрным) ассоциируется с сатанизмом.
Титул второго по значимости иерарха буддийской школы Карма Кагью — Шамарпа — означает «красношапочник». Первый же иерарх, — Кармапа, — носит чёрную шапку.
Католические кардиналы носят красные сутану, пояс, мантию, биретту[8].
В политике
Красный с древних времён считался цветом власти: порфирородный, то есть облаченный в порфиру, верхнюю одежду государей красного цвета.
В Московском царстве красный был государственным, регальным цветом: под красным стягом Иван Грозный брал Казань в 1552 году. С красным знаменем нижегородское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским освобождало Кремль от польских оккупантов.
Красный флаг приобрел устойчивое значение символа революционной борьбы и социализма в после Французской революции и особенно Парижской коммуны. В качестве основного цвета для флага социалистического государства красный цвет использовали (или используют) СССР, КНР, Вьетнам, Камбоджа (1975—1989).
Красная Армия — название армии Советского Союза до 1946 года, когда она была переименована в Советскую Армию. Военно-морской флот СССР по аналогии носил в эти годы неофициальное название Красный Флот.
Одним из самых распространённых символов анархизма и левого антифашизма является красно-чёрный флаг.
В культуре, искусстве и этнографии
Красная площадь — главная площадь Москвы, столицы России. (См. также Красная площадь в других городах.)
Красный угол — у восточных славян наиболее почётное место в избе, домашний алтарь, в котором находились иконы и стоял стол.
Красный — в европейских культурах — символ свободы[9], мужества и отваги.
Красный цвет — символ радости и праздника у очень многих народов.
В средневековой Европе и в современной Индии до сих пор невесты на свадьбе одеваются в красные платья.
«Красная книга» — книга об исчезающих видах животных, растений и грибов: книга, задачей которой является «привлечь внимание общественности», поэтому красный цвет — единственный, выполняющий данную задачу.
«Красный крест» — международное движение бескорыстной и срочной медицинской помощи выбрало этот цвет как видимый издалека, цвет, максимально привлекающий внимание.
Красные ворота — первая триумфальная арка в России, построенная по приказу Петра I в честь победы над шведами в 1709 г. под Полтавой. Находилась в районе нынешней станции метро «Красные ворота». В 1928 году арка была снесена при расширении Садового кольца. Однако площадь, на которой она находилась, и по сей день называется «площадью Красных ворот».
Планета Марс — «красная планета». Красители марс красный и марс коричневый своим названием также обязаны основному компоненту — красным, оранжевым и бурым оксидам железа.
Улан-Батор (монг. красный богатырь) — столица Монголии.
В инкской узелковой письменности кипу красный цвет обозначал войну; собственное войско, а также собственные потери на войне[10]. На нитях археологических кипу встречается довольно редко.
Красное окно — так на Руси называлось большое окно деревянного дома. Другое название — косящатое окно. Делалось из 4 брусьев — косяков, в них вставляли оконницу и заполняли слюдой, рыбьим пузырём, стеклом.
В японской культуре считается, красный цвет имеет целебные свойства, распространены красные амулеты, призванные защитить от болезней, такие как акабэко.
Прочие литературно-культурные ассоциации
Джон Кольер «Красный»
Цвет любви, а также цвет ярости в западной культуре. В буддийской тантрической традиции — цвет страсти.
Красный фонарь — условный знак в кварталах домов терпимости.
Красная нить — основная связующая идея текста, выступления.
Красная строка — отступ перед абзацем. «Начать с красной строки» — в переносном смысле означает начать всё сначала.
Красные каблуки — символ знатного происхождения и высокого общественного положения.
Красные лета — лучшие годы, молодые годы.
Красные похороны — говорили, когда муж жену хоронил.
Алые паруса — символ мечты (из романа А. Грина «Алые паруса»).
Красна девица — красавица, молодая незамужняя девушка, персонаж русских народных сказок, песен. Иногда так говорят о застенчивом, робком, нерешительном молодом человеке.
В вексиллологии
Красный цвет на государственном флаге Мозамбика символизирует борьбу за независимость, на некоторых других флагах — кровь, пролитую в борьбе за свободу. Красный цвет является наиболее часто используемым, на двух третях государственных флагов присутствуют элементы красного цвета[11].
Транспорт
Красный цвет имеют трамваи МТВ, КТМ/КТП-2, Татра Т3, Tatra T6B5 и некоторые современные модели.
Красная стрела — фирменный скорый поезд, курсирующий по маршруту Москва — Санкт-Петербург — Москва.
Населённые пункты
Красный Цвет — деревня в Москаленском районе Омской области.
Примечания
Красный цвет:
Значения в Викисловаре
Медиафайлы на Викискладе
П:
Портал «Цвет»
Артюшин Л. Ф. Цвет // Физическая энциклопедия : [в 5 т.] / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — Т. 5: Стробоскопические приборы — Яркость. — С. 419. — 692 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-85270-101-7.
Красный: цветовые гармонии — hexcolor16
Пастуро, 2019, с. 19—20.
Шанский Н. М. В мире слов. — М.: Просвещение, 1985. — С. 112—113.
Действительно ли цвет может повлиять на тело и сознание?
Тальма Лобель, 2014, с. 65.
Попова Наталья. Античные и христианские символы. — СПб.: Аврора, 2003.
Католическая Энциклопедия, Том 3. М - П.
Символ // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
Антонио де ла Каланча. Моральная хроника Ордена Святого Августина в Перу. Том 1., стр. 176. Архивировано 21 августа 2011 года.
Фоли, Дж. Энциклопедия знаков и символов. — М.: Вече, АСТ, 1996. — С. 193.
Литература
Символ // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
Тальма Лобель. Тёплая чашка в холодный день: Как физические ощущения влияют на наши решения = Sensation The New Science of Physical Intelligence. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 259 с. — ISBN 978-5-9614-4698-2.
Пастуро, Мишель. Красный. История цвета / пер. с фр. Нины Кулиш.. — М.: Новое литературное обозрение, 2019. — 160 с. — («Библиотека ж урнала „Теория моды“»). — ISBN 978-5-4448-0960-0.
Русский цвет. М.: Экономическая газета, 2011.
Перейти к шаблону «Внешние ссылки» Словари и энциклопедии
Большая каталанскаяВ. ДаляBritannica (онлайн)
В библиографических каталогах
GND: 4178482-0LCCN: sh85112023Microsoft: 2909686636
[показать]Перейти к шаблону «Цвета»
Основные цвета (список)
[показать]Перейти к шаблону «Оттенки красного цвета»
Оттенки красного цвета
Категория: Оттенки красного цвета
Навигация
Вы не представились системе
Обсуждение
Вклад
Создать учётную запись
Войти
СтатьяОбсуждение
ЧитатьПравитьПравить кодИстория
Поиск
Искать в Википедии
Заглавная страница
Рубрикация
Указатель А;—;Я
Избранные статьи
Случайная страница
Текущие события
Участие
Сообщить об ошибке
Сообщество
Форум
Свежие правки
Новые страницы
Справка
Пожертвовать
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Служебные страницы
Постоянная ссылка
Сведения о странице
Цитировать страницу
Печать/экспорт
Создать книгу
Скачать как PDF
Версия для печати
В других проектах
Викисклад
Элемент Викиданных
На других языках
Беларуская
English
Fran;ais
;;;;;;
Монгол
Portugu;s
Svenska
;;;;
;;
Ещё 157
Править ссылки
Эта страница в последний раз была отредактирована 20 декабря 2021 в 12:04.
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации Wikimedia Foundation, Inc.
Политика конфиденциальностиОписание ВикипедииОтказ от ответственностиСв
Озеро Рица, смотрю с высоты,
и осторожно спускаюсь по склону.
Семь лет надежды и семь лет мечты,
и наконец вижу водное лоно.
В мокрых, сдержанных мазках...
Блохина Ирина 8
На скрещённых проводах
Маревом густым тревога,
В узких и глухих тисках,
В мокрых, сдержанных мазках
Мимо стен змеёй дорога...
Лифты, перила, ступени -
Кажется, мы вознеслись...
В доме осеннем
..........................лампы да тени,
От воскресения
..........................до воскресения
Ангелы падают вниз...
© Copyright: Блохина Ирина 8, 2021
Свидетельство о публикации №121112907802
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Блохина Ирина 8
Рецензии
Написать рецензию
Ирочка, здравствуйте! Так многомерно нарисовали Вы время наше и атмосферу вокруг.
Сильные, многозначные строки. Здорово! С теплом души - Ира.
Ирина Голыгина 04.12.2021 19:05 • З
-------------------------------------------------
Рица
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Озеро
Рица
абх. Ри;а, груз. ;;;;
Озеро осенью 2006 года
Озеро осенью 2006 года
Морфометрия
Абсолютная высота 950 м
Размеры 2,5 ; 0,27—0,87 км
Площадь 1,5 км;
Наибольшая глубина 116 м
Средняя глубина 63 м
Гидрология
Прозрачность 1—10 м
Бассейн
Впадающая река Лашпсы
Вытекающая река Юпшара
Расположение
43°28;53; с. ш. 40°32;29; в. д.HGЯO
Страна
Абхазия/ Грузия[1]
Регион Гудаутский район
КавказТочкаРица
АбхазияТочкаРица
Топографическая карта Абхазии
Описание изображения
Desc-20.png
Wikimedia | © OpenStreetMap
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
У этого термина существуют и другие значения, см. Рица (значения).
Ри;ца[2] (Большая Рица; абх. Ри;а, груз. ;;;;) — горное озеро ледниково-тектонического происхождения на Западном Кавказе, в Абхазии, в Гудаутском районе частично признанной Республики Абхазии, согласно административному делению Грузии — в Гудаутском муниципалитете Абхазской Автономной Республики[3]. Крупнейшее озеро Абхазии.
Содержание
1 География
2 Туризм
3 Галерея
4 Примечания
География
Расположено на высоте 950 м над уровнем моря в бассейне реки Бзып, в глубоком лесистом ущелье рек Лашипсе и Юпшары, к востоку от Гагрского хребта. Горы, окружающие озеро, имеют высоту 2200—3200 метров. Площадь — 1,5 км;[4], длина — 2,5 км, ширина — от 270 до 870 метров. Средняя глубина составляет 63 м[источник не указан 836 дней], наибольшая — 116 м[4]. Питание дождевое и снеговое, сезонные колебания уровня воды составляют 2—3 м[4]. Средняя температура воды на поверхности озера выше 10 °C (с конца июня по октябрь), наивысшая — 17,6 °C (август)[4], в зимнее время (в феврале) средняя температура равна +3,8 °C.[источник не указан 836 дней]
Рица замерзает в очень суровые зимы. Тогда почти вся её поверхность покрывается слоем льда толщиной 1—5 см. В особенно снежные зимы покров снега в районе Рицы достигает 7—11 м, обычно же не превышает 2—3 м.[источник не указан 836 дней]
Цвет водного зеркала меняется по временам года. Причина этого явления кроется в разной степени прозрачности вод впадающих рек и развитием микроскопических водорослей — фитопланктона в самом водоёме. Весной и летом преобладает зелено-жёлтый цвет воды, осенью и зимой — холодный сине-голубой.[источник не указан 836 дней]
Из озера Рица вытекает река Юпшара[2], впадающая в реку Гега, а та, в свою очередь, в реку Бзыбь. Озеро образовалось приблизительно 250 лет назад, когда часть горы Пшегишхва обрушилась в реку Лашипсе (Лашпсы) и запрудила её.[источник не указан 836 дней]
Озеро также питают реки Водопадная, Четыре Черкеса, Ацетука (Атсечека), Турбаза (Тербаза), а также несколько ручьёв и родников[источник не указан 1578 дней].
В озере обитает форель, акклиматизирован сиг, голавль.[источник не указан 836 дней]
Неподалёку находится озеро Малая Рица, площадью 0,2 км;.[источник не указан 836 дней]
Туризм
Ссылки на источники
В разделе не хватает ссылок на источники.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 20 мая 2021 года.
Исключительная живописность озера сделала его одной из главных туристических достопримечательностей Абхазии. На берегу озера находится дача Сталина и примыкающая к ней дача Хрущёва. На дачах сохранилась историческая мебель и предметы интерьера, проводятся экскурсии. Озеро и прилегающие к нему территории относятся к Рицинскому реликтовому национальному парку.[источник не указан 836 дней]
На восточном берегу в буковой роще располагается туристическая автостоянка с местами для палаток. Есть галечный пляж с отгороженной территорией для купания в заливе, где вода, как правило, на 1—3 градуса теплее, чем во всём озере[источник не указан 1491 день].
От побережья Чёрного моря к озеру ведёт автомобильная дорога, проходящая по долинам рек Бзыбь, Юпшара и Гега и уходящая выше, на климатический курорт Ауадхара.[источник не указан 836 дней]
Галерея
Озеро Рица с юго-запада
Озеро Рица
Рица
Озеро Рица, 2013
Примечания
Свидетельство о публикации №121120805118
Людмила Савина 5 18.12.2021 07:57 Заявить о нарушении