Реферат1483

Реферат
«Занятие спортом как средство развития профессионально важных жизненных качеств»






Новосибирск, 2021
Оглавление


Введение 3
Как спорт может помочь в овладении профессией 4
Как спорт помогает оценивать себя 7
Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта 8
Формирование воли 9
Заключение 10
Список литературы 11

Введение

Занятия физической культурой воспитывают не только тело, но и дух, влияет на социальную сферу жизни человека. С развитием социальных отношений в обществе претерпели метаморфозы и функции физического воспитания.  Прогрессировал процесс его внедрения в сферу материального производства и духовной жизни людей. Сегодня можно говорить о формировании нового типа человека, способного на протяжении своей жизни активно использовать собственные физические качества. Существуют значительные различия в условиях труда специалистов разных профессий. Для любого трудоспособного человека необходимо хорошее здоровье, высокий уровень физического развития и стрессоустойчивости, который тоже приобретается в результате занятий спортом. «Следует заметить также, что каждая профессия требует от работающего преимущественного развития одного или нескольких ведущих физических качеств. Так, геологу по преимуществу необходима физическая выносливость, шахтеру – общая и силовая выносливость, физическая сила, летчику и космонавту – ловкость и вестибулярная устойчивость и т. д.»

Как спорт может помочь в овладении профессией

Кому не знакома чувства утомления? Снижается производительность труда, ослабляется внимание, трудно сосредоточится, замедляются мышление и движения, нарушаются точность, ритмичность, координация рабочий действий. Если при утомлении человек стремиться поддержать интенсивность работы на высоком уровне, не допустить её снижения, то это потребует от него большой затраты сил и энергии, но все равно интенсивность труда начнет снижаться.
Похожий процесс происходит, когда функции организма, ответственные за профессиональную пригодность, не развиты или не тренированны.
А можно ли их совершенствовать?
Чтобы получить ответ на эти вопросы был исследован уровень профессионально важных (для этих специальностей) показателей у 104 юных спортсменок - разрядников в детско-юношеских спортивных школах спортивными играми (волейболом, баскетболом, настольным теннисом), легкой атлетикой (бегом на средние дистанции и прыжками), гимнастикой и лыжным спортом.
Оказалось, что спортсменки значительно превосходили своих сверстниц, не занимающихся спортом и в быстроте различения мелких предметов, и в тактильной чувствительности, пальцев, и в подвижности нервных процессов. Они лучше координированы, более внимательны, меньше утомляются. Следовательно, эти качества были приобретены и развиты тренировкой.
Вместе с тем выяснилось, что многое зависит и от вида спорта: у девушек, занимающихся спортивными играми и легкой атлетикой, физиологические показатели, необходимые для изучаемой профессии сборщицы изделий из мелких деталей, оказались более высокими, чем у гимнасток и лыжниц
За тем, применяя те же методы, исследования были проведены наблюдения над 186 воспитанниками Московского профессионального - технического училища
- будущими сборщицами часов. Среди  испытуемых выдели различные  группы: спортсменки - девушки, которые  посещали спортивные занятия  в секциях училища, и те, кто  совсем не занимался ни спортом, ни физкультурой.
Вот только некоторые данные, полученные в результате экспериментов.
Наверное, каждому знакомо кольцо Ландольта (оно используется глазными врачами при проверки зрения) на белом листе - черный кружочек с разрывом в одном месте.
Кольцо, диаметр которого был меньше полутора миллиметров, поместили за щитом с маленьким отверстием перекрытым Затвором фотоаппарата. С его помощью давалась экспозиция: 1; 0,5; 9,2; 0,1 и 0,04 сек. За эти миллимгновения используемому с расстояния полуметра нужно было определить, куда направлен разрыв кольца (Просвет равен 0,2 мм!): вверх, вниз, вправо- влево.
Баскетболистки, волейболистки, любительницы настольного тенниса, легкоатлетки (бегуньи на короткие дистанции) реагировали более быстро и точно, нежели гимнастки и лыжницы, не говоря уже о тех девушках, которые спортом не занимаются.
Точность возвратно -поступательными движения определялось с помощью прибора Г.С. Жигалина - за одну секунду в такт метроному требовалось разгибать и сгибать руки (амплитуда движения 20 см, также как у сборщиц, берущих и ставящих деталь на конвейер) и электрическим щупом попадать в центр закрытой мишени, равной диаметру ручных часов. И в этом случае гимнастки, легкоатлетки и девушки, увлекающиеся спортивными играми, оказались точнее тех, кто занимается лыжами, а уж тем более тех, кто равнодушен к спору.
Весьма любопытны показатели физиологического тремора (непроизвольное дрожание рук): чем меньше дрожание, тем точнее и быстрее будет установлена деталь на часовую «платину» с допусками, равными порой микронам. Испытуемая держала в вытянутой руке спице электрического щупа, вставленного в пятимиллиметровое отверстие, и старалась не касаться стенок. Специальный счетчик за 30 секунд зафиксировал в среднем 30 касаний у баскетболисток и 43 (!) у тех, кто не занимается спортом.
Эти и многие другие исследования показали, что уровень физиологических функций, обеспечивающих полноценное овладевание профессией сборщика из мелких деталей, у спортсменок (особенно у тех, кто занимается спортиграми) в течении всего периода обучения значительно выше, чем у их сверстниц, имеющих только общую физическую подготовку. Таким образом, в спортивных занятиях закладывается основа для экономичных и рациональных производственных навыков.
Итак, спорт может совершенствовать то или иное профессиональное качество, доводя его до совершенства, влиять на производительность труда, работоспособность. Всем известно и то, какое большое значение придают различным профессиональным физическим упражнениям космонавты, летчики, музыканты. Но пока мало кому известно, что практически нет такой специальности, где не нужна бы была профессионально - прикладная физическая подготовка: специально подобранные упражнения, формирующие у работников свойства, способствующие повышению квалификации, продлению работоспособности, снятию усталости, предупреждению утомления и профессиональных заболеваний.
 
 Как спорт помогает оценивать себя

Человек – существо социальное. Не возникает вопросов почему оценка его личности происходит через призму восприятия его другими людьми, тем, какую пользу он приносит, какую роль выполняет и как он ее выполняет, справляется ли он со своими обязанностями. Но на сегодняшний день, оценка человека на сегодняшний день не даёт обществу полной картины о нем, требуется также и оценка его дальнейших перспектив и потенциальных возможностей. На все это влияет осознанность человека при постановке и достижении цели. В психологии это называется уровнем притязаний человека. Спорт занимает огромную роль в становлении человека как личности. Он определяет результативность и плодотворность деятельности. Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку личности. Понятное дело, что самооценка играет далеко не последнюю роль в социальном ключе жизни индивида. Она определяет его отношение не только к себе, но и к окружающим, а также к труду. Спорт способствует тому, что формы и оттенки поведения человека в обществе становятся шире, богаче. В ходе занятий спортом, формируется умение общаться с людьми, которое далее проецируется на остальные сферы жизни и деятельности спортсмена. Правильное поведение, воля, способность к само регуляции, склонность к рефлексии, адекватный уровень притязаний и соответствующая действительности самооценка возникают чаще, если спорт не рассматривается как самое главное, самоцель.

Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта

Основные значения гимнастики – ловкость, сила, скорость и др. способствуют формированию эстетики тела, умения управления телом в пространстве. Данные качества важны для летчиков, космонавтов, строителей. Взяв за основу гимнастические упражнения, составляются комплексы УГГ, разминки и тд.
Легкая атлетика делает упор на оттачивание естественных движений человека- бег, прыжки, ходьба. Это необходимо для развития важных физических качеств, например, ловкости и силы. Подобные навыки необходимы для людей таких профессий, как геолог, зоотехник и так далее.
Лыжный спорт. В отличие от других видов спорта, навыки, полученные при занятиях, могут применяться в неизменном виде исследователями, геологами и тд. Плавание. Крайне необходимый навык, который помимо своего бытового значения необходим речникам, водолазам, морякам, спасателям.
Туризм. Туризм помогает развить у человека целый спектр навыков и умений: ориентирование с опорой на карту и компас, либо даже на народные приметы. Туристические походы развивают выносливость, волевые качества. Все это необходимо широкому кругу специальностей. Как пример- охотники, геологи, строители удаленных объектов.
Спортивные игры. В этом направлении одним из самых важных постулатов является скорость реакции, а так же адекватный ответ на раздражитель. Эти навыки находят применение у людей, чья работа связана с механизмами, машинами, где предъявляются высокие требования к этим качествам. Специально-прикладные виды спорта. Данные виды спорта делают упор на развитие спец навыков для узких категорий сотрудников в связи с работой в необычных и специфических условиях. Примером могут служить тренировки полицейских, пожарных, строителей-высотников и др.

Формирование воли

Занятия спортом формируют не только красивый мышечный рельеф, укрепляют физическое здоровье, но также и закаляют дух. Внутреннюю силу человека. На аренах и финишных прямых мы сталкиваемся с прямыми примерами проявления высочайшей силы духа спортсменов. Мать победителя Сиднейской Олимпиады отметила в сыне изменения, которые не могли ее не радовать: сын стал более собранным, требовательным к себе, аккуратным, начал  рационально использовать своё время. Из-за обязательности нагрузок и напряжения в спорте как раз и развивается сила воли, она же духа. Лишь когда человек осознанно и целенаправленно идет к поставленной задаче, он сможет развить в себе и силу духа. На спортивных тренировках нередко встречаются преграды и неотъемлемой частью спорта является их преодоление. Целеустремлённость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание – все это проявления воли.


Заключение

Таким образом, подходя к заключению, хочется отметить следующее: утверждение, что спорт воспитывает в человеке личность – правильно и неоспоримо. В результате изматывающих тренировок, падений и взлетов, проигрышей и побед в человеке появляются очень важные качества, необходимые не только для присутствия на арене, поле или дорожке, но и в обычной жизни. Человек, который имеет отношение к спорту, знает цену не только победам, но и себе, он способен более трезво оценивать различного рода ситуации, имеет огромную силу воли и способен дойти до поставленной цели.



Список литературы

1.
2. Толовин В.А. Физическое воспитание - М. 1988
3. «Физическое воспитание учащихся молодежи». С.П. Полиевский. Изд. «Москва - Медицина - 1989 г.»
4. «Физическая культура в жизни человека». С.М. Оплавин, Ю.Т. Чихаев,. Изд «Ленинград - Знание-1986 г.»


Рецензии