По следам Шаттла

Из цикла "ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ГОЛОСА"

Получив задание написать интервью на конкурс, я вспомнил об опыте коллег из эпических 90-х, когда процветал стихийный трансграничный товарообмен.
На эту тему мы и побеседовали с allat :

– Алла, в материале “Шаттл Беларусь” для конкурса “Героические 90-е” ты уже рассказывала о челночных поездках в Польшу, но главным образом – о первой. Интересно было бы знать, какая из них больше всего запомнилась и чем всё завершилось?
– Думаю, ты знаешь, что больше всего запоминаются обычно первое и последнее событие, вот и у меня так, но крайняя была не челночная…

– То есть? Ездили не с товаром на продажу?
– Нет, скорее – за товаром, и не для продажи, а для себя. Это было уже в 1997 году, когда товарный поток поменял знак, и мы поехали за покупками. Первоначально такого замысла не было, просто, как обычно летом, приехали в Брест к родственникам. И нам подсказали, что можно съездить в Польшу на поезде, причём, очень дёшево.

– У вас были польские визы?
– Это был, кажется, поледний год, когда визы не требовались, достаточно было купить так называемый ваучер, что делалось прямо на вокзале. Ну а дальше – в обычный поезд, только через досмотр, и – на Запад.

– Это был обычный поезд регулярного сообщения?
– Да, как наша электричка, те же самые вагоны с деревянными скамейками. Большинство пассажиров – поляки, возвращающиеся с покупками и не только с ними.

– А с чем же ещё?
– Мы тоже не сразу поняли, увидев, как в вагон заходит группа людей, довольно плотно одетых, несмотря на летнюю погоду. И все, как один, молодые и упитанные, можно даже сказать – толстенькие. А через пять минут увидели впечатляющее зрелище.

– Что, было жарко, раздеваться стали?
– Ещё интереснее. Пани, которая у них была главной, подала команду. Двое молодых людей ловко открутили винты или гайки, которыми скамейки крепятся к полу, и отодвинули скамейку на середину вагона. А потом сняли обшивку. Вот тут и началось раздевание. Оказывается, у каждого к туловищу были примотаны пакеты с жидкостью, и я не думаю, что это была вода (улыбка).

– Контрабандисты, однако…
– Да, и очень хорошо организованные. Атаманша, кстати, похожая на леди из мультфильма «Бременские музыканты», подавала команды, каждый знал свой манёвр и было видно, что это делается не в первый раз. Буквально через несколько минут пакеты были за обшивкой, а скамейка стояла на месте как ни в чём не бывало.

– Интересно, а как они потом всё это доставали?
– Этого мы не видели: поезд шёл до Варшавы, мы вышли в Бялэй Подляске. Думаю, таким же образом и доставали, и есть подозрение, что у них всё было схвачено. На польской стороне тоже ведь был досмотр. Причём, всех пассажиров вывели из вагона, а вот «атаманша» осталась внутри. Проверяющие зашли в вагон, оставались там с ней минут пятнадцать.

– Договорились, наверное?
– Судя по всему, да, – вышли довольные, и пани тоже улыбалась. В общем, дальше до места мы доехали спокойно.

– А у вас с собой спиртного не было?
– Нет, зачем было рисковать, тем более, ехали с двумя детьми, так что приключения нам совсем не были нужны.

– Поэтому обошлось без приключений?
– Не совсем. Когда возвращались с рынка на вокзал, у водителя в автобусе закончились билеты. Сказал, так доедете. А при выходе на остановке стоял контролёр, и попытки доказать ему, что билеты нам просто не продал водитель, не имели успеха. Там ещё несколько наших вышли, пытались уговорить, но всё было бесполезно. В конце концов, чтобы не попасть в участок, отдали ему десять долларов, на том и разошлись. Думаю, что всё было сделано специально, но доказать правду обошлось бы дороже и по деньгам и, главное, по времени.

– Ну, и с облегчением – домой? А чего накупили и как сильно сказалась эта потеря?
– Не так уж и сильно. Купили детям и себе кое-какую одежду, кроссовки, двухкассетный переносной магнитофон "First", как будто австрийский… теперь антиквариат, да?

– И что, антиквариат ещё жив?
– Как ни странно, жив, работает… может быть, и в самом деле Австрия? Но этим всё не закончилось, недалеко от вокзала был строительный рынок…

– Неужели ещё стройматериалы покупали?
– Заглянули и увидели, что плитка для потолка стоит почти в три раза дешевле, чем у нас. Тогда в моде были такие пластиковые квадраты размером 50 на 50 см. Быстро посчитали, сколько нужно на квартиру, поняли, что остатка денег хватит, и решили купить. Подумали, что она же лёгкая, пенопласт, довезти не будет проблем…

– А на самом деле – были проблемы? Плитки же, наверное, на квартиру немало нужно.
– Да как сказать… В общем, когда продавец её вынес, мы ахнули. Представь себе картонную коробку, в которую войдёт холодильник, высотой примерно два с половиной метра. Вот так он нам всё добросовестно упаковал. И очень удивился, узнав, что мы без машины.

– И что вы делали с этой коробкой, как довезли?
– А мы её расформировали, ну и разобрали в восемь рук. Назад ехали на автобусе, еле впихнулись, хорошо, пассажиры были свои люди, помогли. А потом в Бресте едва уговорили таксиста – не в руках же по городу всё это нести!

– Но ведь нужно было ещё домой довезти.
–С этим как раз не было проблем – в своей машине нас же только четверо, одно место свободно плюс багажник, ну и на руках тоже.
Так что в целом поездка завершилась благополучно, с количеством плиток угадали, обувь давно сносили, а раритетный двухкассетник когда-нибудь сдадим в музей!

08.04.2019


Рецензии