Как я пришла к стихам. О времени и о себе. Проза

       ПРЕДИСЛОВИЕ       


       Дорогие мои читатели, здравствуйте!

       Это повествование было написано мной ещё в июле 2018 года, но только сейчас, в декабре 2021 года, вдруг решила опубликовать его.

       Не знаю, к какому прозаическому жанру его можно было бы отнести. Я ведь не садилась писать ни рассказ, ни воспоминания. Для рассказа нужен замысел, сюжет - а в моей голове его не было. Я не планировала писать воспоминания - когда начинала писать, я тогда ещё не вспомнила многих подробностей, приведённых здесь, они всплыли в памяти позже. Я просто хотела поведать читателям будущего авторского Сборника об истоках своего творчества. Вкратце.
      
      . . . Но по мере того, как я писала, воспоминания начали всплывать в памяти одно за другим, разматываясь всё дальше и дальше, как ниточка из клубочка.
      
       Они становились всё более наглядными, прямо ощутимыми! И такими они были приятными для меня, такими тёплыми, что хотя я уже прекрасно понимала, что не справляюсь со своей задачей, у меня не возникло ни малейшего желания сократить или прервать эти дорогие воспоминания. Я продолжала писать вольно и свободно, не сдерживая себя. Как текла сама мысль - так и писала.

       Почему решила опубликовать? Ну, во-первых, ведь это и изначально задумывалось для читателей, хоть и в несколько иной форме. А, во-вторых,  перечитывая  написанное, я вдруг поняла, что рассказала не только о себе , но и о жизни нашего поколения, о Советском Союзе, где мы родились, выросли, получили образование; об атмосфере, в которой мы тогда жили. Я закончила школу в 1977 году, тогда была 10ти-летка. И в наших дошкольных и школьных годах было столько светлого, интересного, радостного!

       Надеюсь, что читая моё повествование, многие тоже окунутся в дорогое для них время! А другие читатели смогут узнать что-то новое для себя о времени детства и молодости своих родителей или даже бабушек - дедушек.



      Ч.I.   А НАЧАЛОСЬ ВСЁ С ДЕТСТВА, С РОДИТЕЛЕЙ, С СЕМЬИ

      Мама – преподаватель начальных классов; преподаватель русского языка и литературы. Всю свою жизнь посвятила работе в школе, и до сих пор часто говорит: «Какое счастье, что я работала учителем!» Трудностей и огорчений, выпавших на её учительскую долю, мама даже не вспоминает. Она всю жизнь жила и работала по негласному принципу: пол сердца - семье, пол сердца - школе! Да, мы и сами пожизненно знаем, как она всегда любила свою работу, как всю нашу семью на общественных началах подключала к школьным делам и заботам.

      Благодаря помощи отца, военного инженера - метеоролога, благодаря его умению отлично чертить, отлично писать плакатными перьями разными шрифтами и оформлять всё, у мамы всегда были лучшие в школе наглядные пособия (в то время готовых ещё не продавали), лучшие классные и отрядные уголки. Только озвучивать подобные просьбы отцу надо было очень заблаговременно - служба занимала, практически, всё его время. А я, маленькой, сначала просто при этом крутилась рядом, мне было очень интересно смотреть, как отец все делает, потом, подрастая, просила дать попробовать самой, а потом и помогать начала.
    
      Будучи постарше, уже школьницей, помогала маме сочинять сценарии для внеклассных мероприятий, а потом и, вообще, стала отрядной пионервожатой в мамином классе. И мне всегда всё это было очень интересно. Мамина любовь к творчеству, неразрывно связанная с любовью к школе, несомненно передалась и мне, и младшей сестре. Сестра, вообще, пошла по маминым стопам и стала педагогом.

      Отец, как я уже сказала - военный, а служба - это совсем не то, что работа.  Военный не принадлежит ни сам себе, ни семье. А время его не принадлежит ему. У каждого офицера дома всегда стоит наготове тревожный чемоданчик. И независимо от того, вернулся ли он со службы несколько часов назад или буквально только что переступил порог квартиры, он в любую минуту должен быть готов, в случае тревоги, немедленно снова прибыть в воинскую часть, а дальше - всё согласно приказу и занимаемой должности: и по продолжительности, и по дальности, и по степени ответственности, и по сложности - опасности . .

       Отец, метеоролог, прослужил в Военно-Воздушных Силах 38 календарных лет. Семья несколько раз переезжала к новому месту службы отца.

     "... Без прогноза погоды не взлететь и не сесть!
      Жизненно важен метеоролог,
      Ведь только с ним авиация есть!" -

           Это строки из песни "Лётчикам дорог метеоролог!", которую я много лет спустя напишу в память об отце и его сослуживцах и посвящу всем метеорологам ВВС!
https://vk.com/wall43495775_2813

         . . . А тогда, в моем дошкольном детстве, ещё без сестрички, и мама, и отец мне много читали. Когда у отца выдавалось свободное от службы время, он брал меня на колени и начинал читать. Я до сих пор помню  «Серую Шейку» и сказки в папином прочтении! А ещё мы сшивали с папой книжки-малышки (это был вкладыш детского журнала  «Весёлые картинки») и тоже читали их. Я знала наизусть много стихов, легко запоминала их и с удовольствием читала вслух.

      

       Ч.II.   С СЕСТРИЧКОЙ

       Когда мне было 8 лет, родилась сестричка, и как раньше мне читали папа и мама, так теперь уже я сама читала Оксаночке её первые книжки. Помню, как папа привёз из командировки 3х-томник Агнии Барто и «Приключения Карика и Вали». «Агния Барто», бесконечно любимая нами, как и миллионами советских детей и взрослых, зачитанная нам и нами, буквально, до дыр и позже переплетённая заново, жива в нашей семье до сих пор, хотя прошло больше, чем полвека!
И уже в зрелом возрасте, с великой благодарностью и любовью я посвятила ей свои стихи.

Про Агнию Барто
                4 февраля 2011 года исполнилось
                105 лет со дня рождения нашей любимой детской
                писательницы Агнии Барто

Известно: для детей писать
Труднее, чем для взрослых –
Ведь надо всё им рассказать
И весело, и просто.

Чтоб научить их доброте,
И смелости, и дружбе,
Сил и стараний приложить
Немало взрослым нужно!

Конечно, это нелегко,
Но главное не в этом –
Нужна огромная любовь
Вот, к этим самым детям!

10.02.2011.
http://stihi.ru/2011/02/23/8239

И "Ещё про Агнию Барто" - http://stihi.ru/2021/11/05/4376

      В нашем с Оксаной детстве было много интересных детских книжек в стихах, некоторые из них я до сих пор помню наизусть полностью.
В школьные годы была неизменной участницей и частой победительницей школьных и районных конкурсов чтецов. У нас в семье бережно хранятся книги, подаренные мне вместе с грамотами за победы в конкурсах.


      
       Ч.III.   ВСЕРОССИЙСКИЕ ЛЕРМОНТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

 
       . . . Совершенно особым событием в моей жизни стало участие в составе делегации Амурской области во Всероссийских Лермонтовских чтениях школьников в Тарханах (ныне Лермонтово) Пензенской области в июне 1975 года.

       Привожу здесь по памяти стихи о том незабываемом событии, напечатанные тогда в Пензенской газете (автора, конечно, уже не помню):

"Тарханы, Лермонтово ныне,
Где жил поэт и вечно жив.
Идут к нему, как пред святыней,
Склонясь и душу обнажив.

Не гроб, угрюмая гробница,
Его бессмертие хранит,
То, что в сердцах людей хранится –
Прочней, чем бронза и гранит!

... Промчались годы - нет в помине
"Страны рабов, страны господ".
К поэту в Лермонтово ныне
Любая тропка приведёт.

Он не один, не в мире дерзком,
Врагами брошенный у скал –
Весёлый галстук пионерский
В старинном парке замелькал.

Старинный склеп – и льётся в дверцы
Людской поток. Здесь – не мертво:
С поэтом рядом бьётся сердце
Всего народа моего!

Цветы живые пред гробницей
Кладёт рабочая рука,
А песнь поэта вольной птицей
Летит – в грядущие века!"

      
      (Не могу удержаться, чтоб не сделать это дополнение, позже, уже когда перечитываю написанное: до чего же интересна жизнь!
      Вот, тогда, в 1975 году, "грядущие века" казались чем-то недостижимым и непостижимым, прямо, из области фантастики! А, пожалуйста - не просто дожили, а уже 21 год живём в этом, тогда ещё только "грядущем", ХХI веке! Да, что там "веке" - нашему поколению выпало на долю перешагнуть в новое, III тысячелетие!!!)

       . . . Удостоиться чести стать участником Всероссийских Лермонтовских Чтений было совсем непросто!
       Чтобы пройти районный и областной отборочные туры, надо было подготовить
доклад на конкретную тему о творчестве М.Ю. Лермонтова (причём, это не в нынешнее время, когда всё можно найти в Интернете - в те годы над докладом надо было покорпеть в библиотеке, как следует!), и успешно выступить на конкурсе чтецов. В числе трёх победителей областного тура я получила право поездки на этот большой литературный праздник.
      Сколько же было волнений и впечатлений, словами не передать!

      Поездка из Амурской области в Пензенскую область была и долгой, и трудной: самолет от Благовещенска до Москвы, пересадка, поезд от Москвы до Пензы, специальные автобусы до Тархан! Я, конечно, ездила и до этого на большие расстояния, ведь наш отец – военный, но на этот раз я впервые поехала в такую даль не с родителями!

      В Чтениях участвовали делегации со всех концов РСФСР, даже в нашем отряде (мы жили там отрядами) и то было 5 делегаций: наша делегация - Амурской области, и ещё 3 делегации помню: Архангельской обл., Кабардино-Балкарской АССР и Астраханской обл. Пятая делегация - вроде, делегация Алтайского края, но это не 100 % - но. Это так интересно было, ведь каждый рассказывал всем о своём крае! У нас появились новые друзья, новые знания о своей стране. Все мы, конечно, обменялись адресами, тогда - ещё обычными, почтовыми, и с некоторыми ребятами потом, действительно, ещё 2 - 3 года переписывались. И письма от них в почтовом ящике были большой радостью.
      
      Во всех мероприятиях культурной программы, принимал участие Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Слушая замечательных экскурсоводов на экскурсиях и выступления других участников на секциях, мы узнавали столько нового, интересного о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

       А самым главным, конечно, было впервые пережитое мною ощущение, что ты лично прикасаешься душой к истории, в каком-то смысле, к вечности, к жизни великого поэта! То, о чём я раньше знала лишь по книгам, я теперь увидела своими собственными глазами! Ходить по дорожкам, по которым ходил М.Ю. Лермонтов, смотреть на деревья, поле, луг, на которые смотрел при жизни он! Это каким-то непостижимым образом соединяло меня с самим поэтом. Это совершенно неповторимое чувство!

      Я ещё раз напомню, что тогда ведь не было ещё ни компьютеров, ни Интернета с их безграничными возможностями виртуальных путешествий, экскурсий, когда можно, не выходя из дома, побывать виртуально в любом конце света! Поэтому нам, теперешним, живущим уже в XXI веке, в полной мере даже не представить себе, насколько тогда, в 1975 году (!), удивительной, вдохновляющей и необыкновенной была для школьников с Дальнего Востока, а тем более, лично для меня - школьницы из военного авиагородка, живущего довольно закрытой жизнью, эта поездка в Тарханы, эта встреча с М.Ю. Лермонтовым на его родной земле!

       ... Вот они – истоки моего творчества, которое в разные периоды жизни проявляется в разных видах.


      
       Ч.IV.   ПИОНЕРСКОЕ ДЕТСТВО
      
       Я также уверена, что очень важную роль для моей души, для будущих стихов и песен сыграла сама жизнь, сама атмосфера тех лет: интересная, с позитивными новостями и событиями в жизни страны, с замечательными чувствами дружбы, взаимопомощи и коллективизма, с соревновательным духом, тем более, что я всегда активно участвовала во всех событиях.

      Читатели моего возраста прекрасно помнят своё пионерское детство, а для более молодого поколения, наверное, стоит хотя бы коротко пояснить, что в Советском Союзе для детей 10-14 лет существовала замечательная организация - Всесоюзная пионерская организация  им. В.И. Ленина, а в 14 лет ребят уже принимали в комсомол, и комсомольцы сами уже становились вожатыми у пионеров.
В пионерском возрасте каждый класс был отрядом.

      Каким же праздником для нас был приём в пионеры! Помню, как мы ходили в пальто нараспашку, только, чтоб все видели красный галстук на груди!  Классы тогда были большие, не как сейчас: 36-38 человек в классе – было для всех обычным делом, а бывало и по 42 (!) человека!  Поэтому пионерский отряд делился на звенья. В разные годы была и звеньевой, и председателем Совета отряда и членом Совета дружины.
Это были наши, действительно, звонкие пионерские годы:
       «Взвейтесь кострами, синие ночи!» !!! Этими словами начинался Гимн пионеров Советского Союза.

       Мы шли маршрутами Всесоюзного пионерского марша «ВСЕГДА ГОТОВ!»:
приходили с Тимуровской помощью к участникам и ветеранам Великой Отечественной войны, больным и одиноким людям,
были вожатыми у октябрят,
занимались сбором металлолома и макулатуры,
играли в военизированную игру «Зарница»,
готовили и проводили пионерские сборы,
выпускали стенгазеты,
участвовали в смотрах художественной самодеятельности,
участвовали в смотрах песни и строя.
      
       У каждого отряда был девиз, речёвка и отрядная песня. У нас была песня:  «Орлята учатся летать!» Ох, как наш пионерский отряд маршировал под неё! Даже спустя десятилетия, я и сейчас в памяти слышу присвист Володи Мишурова, Жени Воспякова, Игоря Филатова в припеве песни!

       А летом – пионерский лагерь: купание в реке или озере, песни у костра под ночным небом, походы, трудовые десанты, печёная в костре картошечка!
Помните любимую пионерскую песню?

"Здравствуй, милая картошка-тошка-тошка-тошка,
Низко бьем тебе челом-лом-лом.
Даже дальняя дорожка-рожка-рожка-рожка
Нам с тобою нипочем-чем-чем!"

       . . . Итак, именно летом, в пионерском лагере после 5-го класса, я и написала 2 первых своих стихотворения («Стадион» и «Дневник»)

        ДНЕВНИК

Дневник - мой спутник верный,
Хоть радость, хоть беда,
Поэтому, наверно,
Не забуду его никогда.

Я буду перечитывать
Те строчки, что давно
Моей рукой написаны.
Хоть время то прошло,

Но буду вновь  я вспоминать
И давние походы,
И как варили мы уху,
И быстрых речек воды,
И слышное на всю версту
Кукушки звонкое «КУ-КУ!»

Дневник напомнит обо всём,
Ведь он – копилка впечатлений!
И, может быть, найду всё в нём
Для будущих стихотворений!


Лето 1972г., Амурская обл.

       И,  получается, что я тогда уже, в 12 лет, думала, или точнее, чувствовала, что буду писать стихи?! Очень интересно - всегда помня два первых своих стихотворения наизусть, я только сейчас впервые обратила внимание на свою тогдашнюю мысль о "будущих стихотворениях"!

       Между прочим, дневник вести я тогда началА, но вскоре бросила это дело. А стихотворение осталось! У меня и сейчас так иногда случается. Это происходит в том случае, если я пишу об ожидаемом событии, а оно по каким-то причинам не происходит.

       В подтверждение того, насколько значимыми остались для нас на всю жизнь добрые чувства и мысли тех далёких лет, та светлая и чистая дружба, я хочу сразу перебросить мостик в сегодняшние дни и привести здесь строки о пионерском детстве, написанные мною уже в зрелом возрасте:

Пионерская Республика Стих-ние 2010-го года
Наталья Василькова

                Помню и очень люблю Анапу тех лет! И стихи ей посвятила,               
                ещё в 2010-м году.

. . . Целый проспект лагерей пионерских*
От Анапы до самого ДжеметЕ -
Для умных, весёлых, мечтательных, дерзких
Ребят, отдыхавших в те годы здесь!

Горн, барабан, пионерская форма,
Галстук, пилотка на голове.
Ребятам всегда улыбались прохожие -
В ответ их задору и красоте!

Люди, совсем не юного возраста,
Глядя на них, молодели душой!
Анапа была Пионерской Республикой -
Солнечной! Звонкой! Задорной! Большой!


* Этот проспект в Анапе так и называется: Пионерский.

19.06.2010.

© Copyright: Наталья Василькова, 2021
Свидетельство о публикации №121032109505


      И ещё одно стихотворение, 2011 год.
 Подруга прислала фото юбилейной встречи с одноклассниками – и пожалуйста:

40 лет спустя
Наталья Василькова
                Одноклассникам моей любимой подруги Людочки

Отлично, ребята! Отлично, девчата!
Что помните тех, с кем учились когда-то,
С кем у костра пионерского пели,
И вместе за школьною партой сидели!

Пусть годы промчались - зачем их считать?
Сегодня с друзьями встреча опять!
Как прежде, вы - Людочки, Геши и Гали,
И возраст Ваш паспортный дам Вам едва ли!

Сияют глаза ваши не по годам!
Всегда быть такими желаю я вам!

21.06.2011.


© Copyright: Наталья Василькова, 2011
Свидетельство о публикации №111062200961

P.S.
            
Я понимаю, что мое повествование заканчивается несколько неожиданно, можно даже сказать: обрывается. Видимо, нужно было придать воспоминаниям более завершенный вид, но я решила оставить все, как вспомнилось.

      Спасибо всем, кто дочитал до конца!

      И как хорошо, что сама ещё раз мысленно пережила это время. Столько добрых светлых чувств в душе всколыхнулось!


Рецензии
Спасибо за интересное.

Андрей Кузнечиков   07.06.2023 13:22     Заявить о нарушении
Вы знаете, это такие дорогие чувства и воспоминания! И очень радостно, что они греют сердца многим людям! Спасибо за отклик!
С наилучшими пожеланиями Наталья

Наталья Василькова   08.06.2023 01:07   Заявить о нарушении
Всего самого лучшего вам!

Андрей Кузнечиков   08.06.2023 07:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.