Не потому ль?
Жизнь, длинной в судьбу, дорога к свету.
Доживёшь, доносит сердце грудь,
И к вопросам сыщутся ответы,
Не ко всем, конечно...
Всё разум поперечный.
Гнева Бога все ли избегут?
Кто уверен в праведности будней?
Люди все хитрят, боятся, лгут -
Кто кого при этом неподсудней?
Угождать - не лучше...
Всё стянется до кучи.
От порога дома своего,
От рождения на свете белом,
То приметят: «зеркало криво",
То занозою заденут тело...
Насорят словами,
И напоганят сами.
Словно цирковое колесо
Оседлают вящий круг порока.
Маски перемеряют лицом,
Чтобы выбрать лучшую для Бога.
А ему нет дела
До мук лица и тела.
Глиной позабавился творец,
На земле оставив часть творений.
Человек немыслимый гордец,
Сам себе придумал титул "гений"...
А душа заветна -
Не потому ль бессмертна?
05.12.2021
Краткий анализ стихотворения
Жанр и композиция
Лирическое стихотворение философского содержания
Состоит из 5 строф по 6 строк каждая
Кольцевая композиция: от размышлений о пути к Богу до осознания бессмертия души
Тема и идея
Основная тема — размышления о человеческой природе, грехе и духовном пути
Идея: критика лицемерия и гордыни человека, утверждение бессмертия души как высшей ценности
Образная система
Ключевые образы: путь к Богу, зеркало (символ самообмана), цирковое колесо (круговорот порока)
Символика: Рим как символ духовного пути, глина как материал творения
Противопоставления: Бог и человек, истина и ложь, душа и тело
Художественные средства
Метафоры: «зеркало криво», «вящий круг порока», «глиной позабавился творец»
Эпитеты: «немыслимый гордец», «лучшую для Бога»
Олицетворение: «разум поперечный»
Антитезы: «от порога дома» — «на земле оставив»
Ритмика и рифма
Свободный стихотворный размер
Перекрестная рифма (АВАВ) с некоторыми отступлениями
Музыкальность создается за счет внутренних рифм и аллитераций
Стилистические особенности
Простота и доступность языка
Философская глубина в сочетании с народной мудростью
Использование разговорных элементов («напоганят», «стянется»)
Основная мысль
Стихотворение представляет собой размышление о человеческой природе, её пороках и стремлении к духовному совершенству. Автор критикует лицемерие, гордыню и самообман, утверждая при этом бессмертие души как главную ценность человеческого бытия.
Свидетельство о публикации №121120500689