Пётр Вяземский - Масленица на чужой стороне...

           Петр Андреевич Вяземский (1792 - 1878)– русский литератор, критик, мемуарист, переводчик, историк и государственный деятель, стоявший у истоков создания Русского исторического общества. Близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина.
       Петр Вяземский прожил долгую, но нелёгкую жизнь. Он искренне любил Россию, но, тем не менее, большую часть времени жил за границей, постоянно испрашивая себе при дворе отпуск. Словно какой-то бес гнал его по миру, не позволяя нигде задерживаться подолгу.
       С тех пор, как он передал родное Остафьево единственному сыну, Павлу Петровичу, он в России почти не жил. Каждый год: Гейдельберг, Франкфурт, Карлсбад, Веймар, Бонн, потом Париж, Венеция, снова Германия, и лишь ко второй половине лета, к осени, он затихал - останавливаясь в основном в Висбадене, в Гомбурге или в Баден-Бадене.

       В Саксонии и Дрездене Вяземский бывал неоднократно. В 1835 г. он останавливался в Дрездене с 13 по 15 мая по пути из Вены в Берлин. В полном восторге писал он о Галерее старых мастеров и сожалел, что из-за недостатка времени не мог хорошо познакомиться с Флоренцией на Эльбе: «Дрезден показался мне приветливым, весёлым городом, много зелени, много садов, много улиц, похожих на Садовую в Москве». Непосредственно перед отплытием из Любека он сетовал, что из-за спешки не смог увидеть Саксонскую Швейцарию. Экскурсии в Саксонскую Швейцарию Вяземский совершил позже. В ноябре 1852 г. он - снова в Дрездене, где уже оставался до лета 1853 г.

       Пётр Андреевич страдал от нервной болезни и бессонницы и хотел окончательно излечиться в Карлсбаде. В конце своего пребывания в столице Саксонии он писал в дневнике: «Я должен был бы по меньшей мере написать хвалебный гимн в честь Дрездена, который меня принял, успокоил и дал мне такие условия проживания, что я воскрес, начал спать, и в тишине и в полном довольстве провёл здесь семь месяцев».
       В Дрездене Вяземский встретил много русских дворян «первой линии», а также общался с высшими саксонскими чиновниками. Он часто посещал театр, что отразилось в целом ряде его стихотворений, при этом он иронизировал над немецкой серьёзностью в «Маслянице за границей»:



Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
 
Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Усыпленные сердца!
 
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица–душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка–зима!
 
Из–за льдистого Урала
Как сюда ты невзначай,
Как, родная, ты попала
В бусурманский этот край?
 
Здесь ты, сирая, не дома,
Здесь тебе не по нутру;
Нет приличного приема
И народ не на юру.
 
Нам не страшен снег суровый,
С снегом — батюшка–мороз,
Наш природный, наш дешевый
Пароход и паровоз.
 
Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша бодрая забава,
Молодецкая зима!
 
20 февраля 1853 г.

Дрезден




           * * * * * * * * * * *



       Примечания:

   Первая публикация: «Отечественные записки». 1853, № 5/6, с вар. ст. 47, 78, 81. — «Раут». М., 1854. Кн. 3. без загл., в тексте статьи Н. В. Сушкова «Обоз к потомству с книгами и рукописями». — За границею: Корректурные листы из стихотворений князя П. А. Вяземского. Карлсруэ, 1859.
   Вошло в «Москвитянин» (1854, № 3/4), но опубл. не по авторскому списку (историю публикации см. в кн.: Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. Спб., 1898. Т. 12. С. 260—261) и в изд.: В дороге и дома. Собрание стихотворений князя П. А. Вяземского. — М.: Типография Бахметева, 1862., но в наборной рукописи текста нет. Автограф — первоначальные наброски, без загл.
       Черновой автограф, под загл. «Масленица на чужбине», с датой: «1853» и с последующей авторской правкой. Два беловых автографа в Альб-1, один из которых с вар. ст. 78. Авториз. копия рукою В. Ф. Вяземской — 2-я часть ст-ния (со строфы 16), с вар., без строфы 26, с датой: «Дрезден, 20 фев<раля>>/4 марта 1853» и с авторской правкой.
       В «Записной книжке» 1853 г. под 19 февраля Вяземский пометил: «Кончил свою «Масленицу на чужбине» (ПСС-10. С. 2). Окончательно текст был готов 20 февраля 1853 г., так как 21 февраля в письме к сыну поэт досылает строфы 25—27 и просит включить их в ранее посланный текст (ЦГАЛИ).
       Огромное количество списков, гектографических и литографированных изданий свидетельствуют о необычайной популярности «Масленицы» в различных слоях общества. Стихотворение было восторженно встречено Булгариным, назвавшим его образцом «народности в поэзии» (СП. 1853, 30 мая), что вызвало настороженную реплику Вяземского в «Записной книжке»: «Это что-то не к добру: Булгарин в «Север<ной> пчеле» 30 мая ужасно меня расхваливает…» (ПСС-10. С. 56).
       Пародию на «Масленицу» («Снежок в Берлине показался…») см. в фельетоне В. С. Курочкина «В гостях и дома» («Искра». 1862, № 39. С. 510). О соотношении русофильства «Масленицы» с антитезой «Запад-Восток» в мировоззрении поэта 1820—1830-х гг. см.: Тоддес Е. А. О мировоззрении Вяземского после 1825 года // «Пушкинский сборник». Рига, 1974. Вып. 2. С. 123—166.
       Стихотворение неоднократно было положено на музыку. . .   


Рецензии