Дорога жизни

Первый снежок припорошил ноябрьскую грязь. Он лёг на бежевые травы побережий, на подросшие за осень клевера, на золотистую листву после листопада.
Утренний ветерок играя снежинками, придавал рассвету красоту и сказочность.
 Проезжая мимо перелеска Алексей притормозил, увидел тетерева на макушке берёзы. Тетерев сидел на прогнувшейся под его тяжестью ветке, покачиваясь в такт ветра, внимательно разглядывая кого- то внизу под деревом.
Молодой светло-рыжий лисёнок мышковал, разрывая мышиные норки в незамерзшей земле.
Свет фар машины напугал его, лисёнок бросился на утёк в заросли кустарников и молодых берёзок, выросших по краю полей.
Тетерев поднял голову вверх, распушил свой хвост. В утренней заре полилась громкая
волшебная песня на всю округу.
Алексей и Елена, которая  вышла из салона машины, стояли и слушали это соло, которое наполнило их сердца, чем- то необыкновенным.
УАЗ съехал с грунтовки, из - под колёс брызнула грязная вода по сторонам, оставляя на белом снегу чёрные пятна.Машину таскало из стороны в сторону, и Алексей, то прибавляя газу, то сбрасывая его, будто плыл по отдыхающим убранным полям побережий.
В предрассветной тьме на востоке, сквозь тёмное небо, засияла полоска зари.
У деревни уже собрались люди. Они ждали машину с товаром. Продукты быстро перекочевали в сумки сельчан. В продуктах никто не копался, как это происходит в супермаркетах, потому что товар был всегда свежий. От свежевыпеченного хлеба,запах
разносился на всю округу. Товаров брали столько, чтобы хватило  до следующего приезда автолавки. Пенсионеры часто покупали в долг, под запись, пенсии не хватало, даже на продукты.
Деревенские жители вросшие корнями в землю, не хотели уезжать в город к детям.С весны до поздней осени они трудились на своих десяти сотках земли.
У кого- то стояли ульи, кто- то выращивал цветы, кто- то ухаживал  за  плодовыми деревьями, а кто- то любил просто поработать в своём огороде. Яблони, сливы, груши, вишни дарили неплохой урожай, который нужно было прибирать: сушить, варить варенье, повидло, готовить компоты. Из ягод чёрной и красной смородины, крыжовника и клубники варили варенье, прокручивали ягоды на мясорубке, засыпали их сахарным песком, сохраняя свежесть и аромат ягод. Лесная земляника заваривалась в чай, туда  добавляли коренья, листья, ягоды малины. При простудных заболеваниях им не было  цены. С первой грибной порой люди уходили в прибрежные леса за подберёзовиками и подосиновиками, белыми грибами и рыжиками, лисичками, чуть позже груздями, маслятами и волнушками.
Многие грибники собирали кругленькие сыроежки и кубарики. Грибы солили ,  сушили,  мариновали. Кто во что горазд.
 Они прекрасно понимали, как живут их дети, и как они- это две большие разницы.
" Со своим уставом в чужой монастырь не ходят"- так гласила русская пословица.
Пожилые люди привыкли рано вставать, прожившие всю жизнь в деревне. С утра топили печь, разгребали снег зимой у домка. С приходом весны работали на приусадебном участке, дышали чистым воздухом травяных ароматов. Вот так доживали они свой век в деревне, в рубленных домах , храня огонь родного очага.
Лена прекрасно понимала этих людей, сама выросшая в деревне, помогала им, как могла. "Дорогой жизни"- в шутку прозвали жители ее перевозку. Тридцать деревень, которые растянулись на 150 километров в бескрайних просторах нашего края.
Просыпаясь в пять утра, она зачастую приходила домой  в десять часов вечера.
Она не просто торговала продуктами, если у кого-то сломался телевизор или мобильный телефон- везла в ремонт.В одной деревне накопали картошки в другой неурожай, то, развозила картошку по деревням. Какой русский не любит жаренную картошку? Картошка -это второй хлеб.  Во время войны картошка спасла многих от голодной смерти.
Привозила лекарства, почту, последние новости, Были случаи, когда привозила больных в больницу. Кто поедет в бездорожье, если не она? Случалось, что из питомника привозила щенков в добрые руки, а бывало и котят.
А как радовались люди, будто малые дети, этим пушистым маленьким комочкам шерсти.
Ее жизнь, буто ниточка, связывала город и деревню с ее бытом, жителями, которых она знала не понаслышке. Они уважительно называли ее - Елена Викторовна, она краснела, стеснялась, потому что была в два раза моложе их.
Это была ее жизнь полная неожиданностей, капризов природы, теплых встреч с местными жителями.
Последнее время участились поломки УАЗа, приходилось оправдываться перед местными жителями."Даже человек и то  ломается, а железо и есть железо"- оправдывалась она. Разговоры переходили в шутку, раскаленная  атмосфера пропадала сама по себе.
Один курьезный случай произошел на днях, рассказывала мне по телефону Елена Викторовна.
На прошлой неделе плохо заклеили колесо в автосервисе, в итоге колесо спустило.
Пришлось возвращаться назад, ехать в такую дорогу без запаски -это непредсказуемо. Задержка в дороге на час- это лишнее ожидание покупателей на дороге. Одна женщина пришла с собакой и стала ждать. Позвонить ей невозможно, так как пожилая женщина не умеет пользоваться мобильным телефоном.Проходит час,машины нет, собака обиделась и ушла домой, не получив свою порцию колбасы. Женщина дождалась машины и поведала эту  историю.
 Я помню, как в детстве, уходя из дома ставили к дверям веник-голик. На пробой одевали планку, вместо замка и приходящий человек спокойно ожидал на крыльце хозяина, потому что хозяин ушел по делам. Мобильных телефонов не было.
Если у кого-то с утра  не затопилась печь, дым не шел из трубы,то приходили соседи узнать все ли в порядке. А может, нужна помощь?
Если кто-то чужой покупал дом в деревне, то к нему относились с недоверием. Нужно было съесть пуд соли, чтобы чужака стали уважать в деревне.
Сельчане-это простой , добродушный, честный народ, но если что-то не так, то могут и на место поставить и встряску устроить. В деревне всегда " один за всех и все за одного".
На Лену, тоже долгое время смотрели с недоверием, когда она только начинала свою нелегкую работу. За лето ее узнали, делились своими секретами, готовили для нее обед в глиняных горшочках. Собаки и то, ждали ее, встречая радостным лаем.
С чувством выполненного долга она приезжала вечером домой. Уставшая, сводила бюджет по нолям, потому что  многие товары брали в долг, в счет пенсии.
Она же не виновата, что государство не может обеспечить безбедную жизнь пенсионеров. Пенсия уходит на дорогие лекарства, на продукты. Те субсидии , которые администрация дает за дрова и  газ- это крохотные деньги. Дров на зиму нужно 15 кубометров, а с баней все 20 кубометров, за газ дают тысячу. а баллон стоит 2 тысячи, за лето и осень баллон заканчивается. на год его не хватает, да в сорокоградусные морозы газ в баллонах замерзает, не горит.
Елена зачастую договаривалась с предпринимателями не только на привозку дров, но и распиловку, и расколку.
Вот так моталась она от деревни к деревне, решая одну проблему за другой. Она жила жизнью людей, которые стали ей близкими, за последние шесть лет. Она мчалась по "Дороге жизни" приносила тепло своего сердца, отдавая свои годы служению людям, занималась чужими проблемами, взваливая на хрупкие плечи нелегкую ношу времени, потому что пенсионер никому не нужен.
Пенсионер на своих десяти сотках земли, выращивал неплохое подспорье к столу, пока были у него силы. Они тихо уходили, оставляя после себя, народные ремесла.
Они выживали, как могли, стараясь из последних сил свести концы с концами.
Дети войны  не привыкли говорить о своих проблемах, зачастую помогая детям, внукам. Попадались, конечно, и недобросовестные дети, которые отбирали последние деньги на бутылку водки, обрекая родителей на голодание.Хорошо, что таких подонков единицы, которые отбирают у родителей последнее. А разве родители скажут плохо о своих детях? Они промчат тихо переживая о своей беде, что воспитали лентяев, которые не хотят работать.
Елена приехала в очередной раз в 22 часа, уставшая, но довольная с чувством выполненного долга. Завтра новый день, новые проблемы, и она будет решать их, спешить на помощь простым деревенским людям, которые ей платят той же монетой добра.
Неслучайно наш Вологодский поэт Н.М.Рубцов написал такие строки-
" За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью..."


Рецензии