Как отец Михаил возглавил Союз безбожников

Иногда борьба за Бога вы глядит как богоборчество, примеров тому много, вспомним главный - Христа , которого по преданию распяли за оскорбление чувств верующих иудеев. Иногда борьба с Богом , а чаще за него выглядит как простое человеческое желание улучшить своё материальное и социальное положение. Интересный случай из истории.

Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» принятый Совнаркомом в 1918 году написал по собственной инициативе настоятель Церкви Преображения Господня в Петрограде Михаил Галкин.
В ноябре 1917 года этот священник направил письмо в Совнарком с жалобой, что живёт «с тяжёлым камнем полного неверия в политику официальной церкви», и просьбой привлечь его к активной работе. Он предложил провести конфискацию церковных ценностей, введение гражданского брака и григорианского календаря, лишение духовенства льгот. Отца Михаила с радостью принял сам Ленин и вскоре  вышел этот декрет:

1. Церковь отделяется от государства.

2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.

3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.

Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.

4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.

5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики.

6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.

Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.

7. Религиозная клятва или присяга отменяется.
В необходимых случаях даётся лишь торжественное обещание.

8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.

9. Школа отделяется от церкви.
Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.

10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.

11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.

12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.
Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

Сын священника Михаил Галкин был образцовым попом. Он издавал журнал «Трезвые всходы». Он ушел с третьего курса из Духовной Академии и стал самым популярным духовным писателем России. Его книга «На службе Богу», выпущенная в 1906 году, стала бестселлером. В 1996 году она была переиздана Сретенским монастырём (не знали монахи кто такой Галкин на самом деле). Сегодня первое издание этой книги стоит 120 000 рублей https://www.litfund.ru/auction/92/163/

В 1911 году отец Михаил пишет «Открытое письмо православному духовенству». В нем заявляет, что борьба с народным пьянством является ведущей задачей православного пастырства: "Братья-сопастыри! Пред натиском мрака, перед страшной, обидной совершенно незаслуженной казнью богоносной души величайшего из народов мы должны, мы призваны сказать свое “не могу молчать”»

В 1914 году отец Михаил обратился с прошением о назначении его в действующую армию и был отправлен в Сальянский 206-й пехотный полк. «За отлично-усердное исполнение пастырских обязанностей на поле брани под неприятельским огнём» священник был награждён орденом Святой Анны третьей степени с мечами. Общаясь с солдатами, а потом с рабочими среди которых он проповедовал трезвость и содержал кассу помощи бедным отец Михаил пропитался левыми идеями. И начал печататься в левых газетах. Он общался с Максимом Горьким и с Григорием Распутиным.

В 1917 году Галкин как редактор-издатель  начинает выпускать собственную газету «Свободная церковь».
Вспоминая те дни он пишет: «Тотчас же после октябрьской революции, прочтя в газетах призыв тов. Троцкого к участию к работе с Советской Властью, отправляюсь в Смольный, к тов. Ленину и прошу его бросить меня на работу где-угодно и кем-угодно, в любой канцелярии, брошенной разбежавшейся интеллигенцией. Владимир Ильич, после 10-ти минутной беседы, в которой, как казалось это мне, испытывал мои убеждения, рекомендует от канцелярской работы пока что воздержаться, а лучше написать статью в „Правду“ по вопросу об отделении церкви от государства.
Так отец Михаил бросил священствовать и подал заявление о вступлении в РКП(б), 1 января 1919 года он принят в члены партии и стал атеистом.

С 1918 по 1922 год Галкин служил в  Наркомюсте. Потом стал советником  по делам о духовенства при ОГПУ. (Объединённое государственное политическое управление).
Стал первым редактором популярнейшего в СССР журнала "Наука и религия".

В 1932 году в Ленинграде была снесена церковь в Колтовской слободе в которой служил отец Галкина и сам Галкин. В тридцатые годы он заведовал кадрами во всеукраинской сети  книжной торговли и преподавал в вузах Харькова.
В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Новосибирске, где заведовал кафедрой марксизма-ленинизма  в одном из институтов, а также занимался руководящей работой в местном Союзе безбожников. Умер в 1948 году своей смертью, прожив 63 года.


Рецензии