Краткая история моей жизни в физике

Я с 1963 по 1968 год учился в КазГУ, на физфаке (специализация – теоретическая физика). Тогда я увлекался физикой элементарных частиц и дипломный проект был посвящен расчету протон-антипротонному взаимодействию.
После окончания университета работал старшим преподавателем в Актюбинском пединституте на кафедре физики. Читал лекции по термодинамике, статистической физике, классической электродинамике с элементами специальной теории относительности; вел семинарские и лабораторные занятия по общей физике; проводил занятия на курсах повышения квалификации учителей и подготовительных курсах.
С октября 1970 года по май 1971 года проходил стажировку в Институте физики высоких энергий (лаборатория теоретической физики). Руководитель стажировки был Руськин Валерий Иванович. Стажировку не закончил, т.к. был призван в ряды советской армии.
Служил на Дальнем Востоке в мотострелковом подразделении (пехота), хотя три медкомиссии признавали меня негодным к строевой службе.
После окончания военной службы некоторое время не мог устроиться на работу. Через какие-то пятые-десятые связи меня вывели на одного из заместителей директора института. Так я появился на реакторе в лаборатории радиационной физики ИЯФа. Первые полтора года работал в группе «горячих камер». Приходилось дежурить на УДП (установка длительной прочности), участвовать в разделке и захоронении петлевых каналов, мыть «горячие камеры» и т.д. За проявленное усердие награждался «буравчиком», т.е. спиртом с жидким азотом.
После того как шефу понравился мой реферат по адсорбции, он поручил мне всю «бумажную» работу, назначив меня приказом по лаборатории своим замом по науке. Мне приходилось заниматься редактированием научных статей сотрудников, писать отзывы на авторефераты диссертаций, составлять отчеты по хоз. договорам, годовые и пятилетний отчеты. Основная тематика работ лаборатории относилась к исследованиям влияния ионизирующего излучения на адсорбционные характеристики сорбентов, на свойства датчиков инфракрасного излучения, а также радиационно-стимулированную диффузию. Помимо этого я собирал материал для очередной монографии своего незабвенного шефа. Короче я работал «негром».
После не совсем опрятной истории с выдвижением моего шефа на член-корство, я оказался между молотом и наковальней. Пришлось покидать пенаты и отправляться в свободное плавание. Правда, свободным его трудно назвать, т.к. при моем устройстве на кафедру физики твердого тела в КазГУ, зав. кафедрой Шамшит сразу сказал, что я «грешный ангел» и рассчитывать на многое не должен. Однако, когда я через несколько месяцев увольнялся, то незаменимый МихКас, возглавлявший длительное время отдел научно-исследовательских работ универа, вдруг «запел», что Шамшит возлагал такие большие надежды на меня…
Так закончилась моя карьера как физика, я перешел в программисты, в ГВЦ Министерства автомобильного транспорта. Но это другая история и другие воспоминания.


Рецензии