От автора

Посвящается
моей любимой маме
Наталье Александровне Жуковой 

«Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны» – только человек, познакомивший мир с Маленьким принцем мог так точно выразить суть нашего потаённого, вечно детского естества.
Я тоже родом из своего детства, которое началось тревожной весной 1945, за несколько дней до Великой Победы, в огромной северной стране, и вместо салюта надо мной в космическом безмолвии трепетало полярное сияние, вместо звезды на башне мерцала Полярная звезда.
«Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда» – для меня это не только строчка из популярной песни. Я влюблена в Север с первых дней своего существования и не разлюбила его до сих пор. Я не теряла с ним связь ни на минуту, даже когда ласковое южное море покачивало на своих волнах меня и мои мечты, и белые корабли в сопровождении белых чаек и таких же плывущих над ними облаков манили в сказочные дали мою детскую душу. Север всегда присутствовал во мне, как осколочек льда в сердце Кая, с той только существенной разницей, что этот осколочек не мешал мне любить.
Напротив, он помогал делать то, чему научила меня моя огромная «малая родина» – восхищаться великолепием Вселенной, потому что суровость тамошней природы с лихвой компенсируется её неожиданной красотой. Мистическое небесное сияние, фиолетово-зелёные лунные радуги, алмазные россыпи Млечного Пути томительно долгой полярной ночью приобщали к таинствам Космоса не хуже учебника астрономии и походов в планетарий, не давая забыть даже днём, что мы не только дети Земли, но и самые ближайшие родственники нашей Галактики. И даже когда на рассвете весны Солнце возвращало мне такое привычное, такое голубое, такое земное небо, заслонявшее тревожную и манящую звёздную бесконечность, его ослепительные гало в звонком морозном воздухе напоминали о скрывшихся тайнах ночи, продолжая волновать воображение.
И воображение не заставило себя долго ждать. Оно взволновалось! Оно потребовало самовыражения и выбрало для этого жизненно важного дела самое доступное средство – родную речь. И вдруг, как на планете Маленького принца из прилетевшего семечка расцвела роза, из упавших в мою душу звёзд расцвёл первый стих.
Он был скромен, как цветок над вечной мерзлотой, и не запомнился даже мне, но его живучие корни сумели основательно врасти в моё естество, затаив будущие всходы. И когда мой парусник, наполнив паруса ветром перемен и следуя тайным линиям навигации Судьбы вошёл в глубокие воды холодной Невы, великолепный город Петра, по воле истории в то время носивший имя Ленинград, нашёл для меня не только дом, профессию, друзей, возлюбленного, дочерей и крупицу причастности к его немеркнущей славе, но и слова для моего воображения.
Дух поэзии, томившийся в полярном безмолвии, наконец-то обрёл свою плоть.
И если в ошеломляющем стихотворении Бориса Леонидовича Пастернака поэт в больничном коридоре завершает свой путь и встречает Бога, я там же начала свой поэтический путь и нашла общение с Тем, Кто меня на этом пути вдохновляет и хранит.
Что поделать, такова природа человеческого познания – только на грани гибели начинается подлинное постижение жизни! И подобно тому, как «луч солнца и вода ручья» затвердевают в корнях, стволе и кроне деревьев, постижение жизни стало строчками моих стихотворений.
Им я и предоставляю теперь слово.
Пусть мои стихи расскажут тебе, мой добрый читатель, о моей жизни в этой стране, и об этой стране, ставшей моей жизнью. Они расскажут тебе о моих радостях и печалях, о потерях и обретениях, о боли и счастье, о моей любви и моём Боге. А, может быть, они смогут что-нибудь рассказать и о тебе самом.
В завершение я позволю самое важное: выразить благодарность. Ибо нет в человеке качества более человечного и важного, чем искренняя благодарность.
Конечно же, в первую очередь маме и папе, Наталье Александровне Жуковой и Ивану Фёдоровичу Власову – самим фактом моего присутствия на этом празднике жизни я всецело обязана им. Царствие им небесное.
Благодарность моим братьям, Юрию и Сергею. Вы до скончания века в моём сердце.
Благодарность моему любимому мужу Вадиму Александровичу Моисееву, который сумел оставить о себе память не только в моём сердце и сердцах моих дочерей и внуков, но и в том городе, в котором он родился и которому служил верой и правдой – Книга памяти, в Памятном зале «Блокада» Монумента героическим защитникам Ленинграда, в создании которой он принимал участие, а так же надёжное покрытие крейсера «Аврора» стали событиями истории и останутся в ней надолго.
Благодарность моим дочерям и внукам. В особенности старшей дочери Ирине и её дочери, моей внучке Маше, за возможность этой книге увидеть свет, за их кропотливую, полную любви и терпения работу.
Ещё принято благодарить спонсоров, но я это делаю, не потому, что так принято, а потому, что без искреннего и бескорыстного участия уважаемого Андрея Геннадьевича Пригульного моя книга так и осталась бы стопкой исписанных листов или виртуальным образом в памяти компьютера.
Я благодарю свою страну, большую и строгую, и ту самую, «страну детства», откуда я родом, сотворённые Богом. Земной поклон и благодарность Господу за мой дар стихосложения и удивительное путешествие по океану жизни на паруснике моей мечты!


Рецензии