Книжная полка. В. Демин. Андрей Белый

Валерий Демин. Андрей Белый. ЖЗЛ
Буду читать всего Демина и всего Белого. Перечитала главу "Андрей Белый" из "Литературы и революции" Л. Троцкого. Да, хлёсткость сатирической оценки у Льва Давидовича было не отнять. То, что так удивило меня и поразило, перо Троцкого, в мои студенческие годы и долго ещё оставалась под сильным впечатлением.
Но сейчас, перечитав, специально перед чтением книги Демина о Белом, главку из Троцкого, я снова подивившись острому перу Троцкого, стала догадываться, как всё непросто на самом деле...Насколько все сложнее. И революция, и литература.
Вчера перечитала 10 писем А.Белого к ней, опубликованных в мемуарах Мариэтты Шагинян "Человек и время", впервые поняла кое-что...Но это личные коллизии взаимоотношений, впрочем, общечеловеческие, почему спустя время начинаешь понимать то, что вызывало усмешку раньше.

Интересно, что Андрей Белый, Борис Николаевич Бугаев(запомнить его имя сразу стало легко, как вспомним кого в нашей новейшей истории звали Борисом Николаевичем) - сын декана математического ф-та МГУ Николая Бугаева(вот отчества еще не запомнила), математика, автора учебника арифметики, по которому училась вся российская детвора. И философа, последователя монадологии Лейбница. Сам Андрей Белый был, как известно, последователем Рудольфа Штейнера, немецкого мистика.

А отец его, более позитивист, в силу своей специальности. Автор философских трактатов. Хочу почитать, они есть в Сети.
Книга В.Демина(Валерий Демин, доктор философских наук и автор чрезвычайно интересных книг)начинается как обычно ЖЗЛ-овские книги, с происхождения родителей и раннего детства героя книги. Атмосфера семьи, в которой мать и отец были людьми полярного склада, и психологически неблагополучна в этом смысле для единственного сына. Борис любил обоих родителей, удивительно, что он вопреки мнению "природа отдыхает на детях" - взял всё от обоих:внешность необычную, редкую среди мальчишек и юношей, выразительный "цепляющий" взгляд(в наше время его пригласили бы в модельные журналы  - они как раз ищут не столько классической красоты черт, сколько "цепляющего взгляда")от матери, см фото детства и юности, чем-то напоминает кстати царевича Алексея. Подумалось, разглядывая фотки раннего А.Белого:мальчика с такой внешностью можно было бы снять в фильме "Сказка о звездном мальчике" по О. Уайлду(сказка о мальчике красивом, но жестоком и эгоистичном, был такой фильм-сказка), или в экранизации "Маленького принца" по Экзюпери(кстати, никогда не слышала о том чтобы сказку Экзюпери экранизировали).. Определенно что-то "астральное" в взгляде. Заодно и "египетское", хотя и не так резко выраженное как у Николая Гумилёва.
От неё же, матери, Белый унаследовал очевидно болезненно-заостренную душевную организацию, отразившуюся на его лит. стиле, так беспощадно обличенную Троцким.
От отца - свой интеллектуальный багаж талантов, широту интересов, Белый писал много и стихов, и прозы, и мемуаров, и лит. критики, и мистических трактатов, и эпистолярии.
 
 
01/12/2021


Рецензии
из Демина, гл1

аники…» Научные убеждения отца несомненно повлияли и на космистское мировоззрение сына. Это признавал и сам А. Белый. В двух стихотворениях, посвященных памяти отца, он вспоминал философские беседы во время совместных прогулок по подмосковным полям: Ты говорил: «Летящие монады В эонных волнах плещущих времен, — Не существуем мы; и мы – громады, Где в мире мир трепещущий зажжен».
«В нас – рой миров. Вокруг – миры роятся. Мы станем – мир. Над миром встанем мы. Безмерные вселенные глядятся В незрячих чувств бунтующие тьмы».
«Незрячих чувств поверженные боги, — Мы восстаем в чертоге мировом». И я молчал. И кто-то при дороге Из сумерек качался огоньком. <… >


Зера Черкесова 2   01.12.2021 19:01     Заявить о нарушении