Героические женщины Кузбасса

                «Убийца всех достоинств в человеке – безделье. И позорнее вовеки порока в людях не было и нет. Не в праздном возлежании на диване, а в празднике полезного труда ищи свой смысл… И разочарованье не потревожит ум твой никогда!» Фазу Алиева
               
                Главное богатство Кузбасса – это его люди! Они – герои нашего времени, люди, которые всю жизнь посвятили честному труду на благо нашей Родины. Когда мы слышим слово «шахтёр», нам представляется мужчина в каске, с фонариком на голове и с чёрным от угольной пыли лицом и, будто подкрашенными чёрным карандашом, веками. Это наш кузбасский шахтёр! Увидеть женщину, на груди которой сияют шахтёрские награды, – удивительно! Как? Где? За что? Именно про такую женщину, ветерана шахтёрского труда, хочется сегодня рассказать. Валентина Ивановна Косовских живёт среди нас, близкая и понятная. Это про таких сильных женщин говорил Н.А. Некрасов: «В беде не сробеет – спасёт: коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!» Именно с них нужно брать пример подрастающему поколению.
                И почему её назвали этим именем, Валя не понимала. Оказалось, что так называют и мальчиков, и девочек. Вот и пришлось ей быть пацанкой с сильным характером. Смелая она была: ничего и никого не боялась. Да, командиром родилась, жаль, что не пацаном. Была бы мальчишкой, выросла, точно бы полком командовала!
               Наверное, сказалось то, что отец, которого Валя очень любила, уехал жить в другой город. Мама работала на шахте имени «7 Ноября», как все говорили: «На Семёрке» Не то, что Валя купалась в любви, но её никогда не наказывали и слишком не контролировали, к самостоятельности приучена с детства. У Вали всегда были обязанности, которые она чётко исполняла: сделать уборку в доме, помыть посуду, прополоть и полить грядки. А ещё накормить и контролировать младших брата и сестру. С малолетства соблюдала правило: «Сделал дело – гуляй смело!»
                Жила их семья в домике недалеко от речки, и, когда наступало лето, с двоюродными сёстрами там и пропадали. Купались до посинения, выползали из речки, пошатываясь. Валя, зеленоглазая, белокурая девочка жила недалеко от речки и плавала лучше всех. Весёлая она была, шкодливая, знала омуты и глубокие места. Сначала командирша Валя сестре Гале приказала: «Иди вон туда купайся, там мелко!» Галя и не поняла, как закрутило, на дно потянуло, а Валя хохочет, приблизилась и вытащила её.
                Иногда девочка жила у своей тёти Маруси, потому что мама уезжала в Казахстан к родственнице, яблоки привозила ароматные, платья цветные и плюшевые ковры. Это считалось шиком. Плюшевые ковры с оленями висели на стенках во многих домах, они были яркие, блестящие с шёлковыми кистями. Красивые скатерти с розами заманчиво блестели на круглых деревянных столах. У тёти Маруси было четверо детей: сын и три дочери. Вале нравилось жить у них: в доме утром вкусно пахло, и, когда они просыпались, на печи стоял целый таз с пирогами.
            Летом, чтобы пойти на речку, девчонки наводили в доме порядок, носили воду на коромысле по десять раз и поливали грядки, потом, счастливые, мчались во весь дух. Шли через парк. Вот девочка маленькая сидит, белый кудрявый ангелочек, котёнок заблудился, пищит. Вале весело, тоже пищит, мяукает, дразня девочку и котёнка, смеётся и убегает. Пока идут на речку, Валя что-нибудь да обнаружит интересное: то цветы невиданной красоты ароматные, то грибы шампиньоны найдёт и предлагает погрызть их, ведь так вкусно пахнут! Девочка была любознательная и весёлая фантазёрка.         
               А на речке Иня красота: песочек у берега, сыпучий, как сахар, травка шелковистая изумрудная, солнышко слепит. За речкой благоухает ароматами согра. В лес они ходили все вместе за черёмухой, которую тётя Маруся перекручивала и потом стряпала сладкие пирожки. Валя организовывала походы за речку, за саранками. И вроде вкусного в них ничего не было, но ходили, копали, грызли скользкие клубни. В самую жару бегом на речку, это было счастье! Пляж. Речка Иня была широкая и глубокая. Плавать учились друг у дружки и смотрели на мастерство других. По-лягушачьи стыдно, осваивали все виды. Сначала «по-морскому»: ручки и ножки одновременно в стороны, и тогда легко плыть. Потом узнали, что такой стиль «брассом» называется. Научились «вразмашку»: поочерёдно доставая из воды полусогнутые в локтях руки. А там были и такие орлы, которые выбрасывали одновременно два крыла и вылетали из воды. Красиво! Это считалось непревзойдённым классом. «Баттерфляй» назывался или «бабочка». Валя плавала лучше многих. Девчонки тоже пробовали, но почему-то уходили под воду, силёнок не хватало. А вот нырять солдатиком научились. Разбегутся с обрыва, руки по швам – прыг в воду! Как-то поплыли наперегонки на другой берег. Гребут девочки, стараются. повернулись на бок, на спинку. «Так скорость выше!» – сказала Валя и показала высший класс, обогнав сестёр. Она всегда стремилась, если за что-то бралась, быть первой и лучше других.
                Не было у них глазастых кукол, непросто жилось в то время, но все дружно и весело играли в подвижные игры. Дети выходили на улицу: немцы, казахи, татары, бессарабцы, и начиналось: «Третий лишний», «Кованы-раскованы», «Лапта», «Море волнуется.» Позже Валя узнает, что все ребятишки были детьми репрессированных с разных краёв страны людей. А мама расскажет, что и она, и все родные дяди и тёти – чистокровные белорусы. В голодные тридцатые годы отец вывез их из Белоруссии, чтобы спасти семью. В Сибири же созрел очень богатый урожай, так они и выжили. Потом, когда выросли, завели семьи, родили деток.
              У речки Ини люди жили в землянках. Одна добрая одинокая женщина держала много кошек, часто гуляющих на улице. Как-то тёмным зимним вечером Валя пошла к землянке. Там она обнаружила замёрзшую кошку, прошла по крыше землянки, потопала, похрустела снегом, потом вернулась к двери, постучала, помяукала, оставила животное у дверей и умчалась, как ветер. Весело ей! Валя в то время казалась врушкой, но была она не врушка, а фантазёрка. Училась хорошо, любимый предмет – история. Вот где простор для фантазий! Она представляла себя царицей и рассказывала небылицы, сказочные сюжеты: всё это происходило в её царстве-государстве. Там жили красивые люди, у которых не было бровей и ресниц, поэтому они их тонко рисовали. И тут же младшая дочка тёти Маруси состригла себе брови и ресницы, а средняя срезала ножницами кисти с кашемирового платка, чтобы красиво было и похоже на ковёр-самолёт. Маленькую любимицу не наказали, а средняя спряталась под чугунной кроватью.
                Идут девчонки по улице, а там красотка в туфлях на шпильках, какие и в глаза не видели. Спереди сине-белое переплетение, а каблук тонкий-тонкий, как гвоздь. Девочки любовалась, туфли были самые дорогие в магазине. Им казалось, что это, как в музее, для выставки. Идёт девушка-красавица в необыкновенных туфлях, а Валя говорит: «Ой, посмотрите, какая воображуля! Думаете, почему идёт и подпрыгивает? В этих туфлях есть пружинки, в каблуке под стелькой, поэтому у неё такая походка!» А сестры отвечают: «Вырастем и себе купим такие туфли с пружинками!»            
                Валентина, чтобы не быть никому в тягость, сразу после школы пошла на шахту работать, комбинат находился недалеко от дома. Сёстры изредка приходили к ней. Был там шурф и рельсы, по которым надо было толкать вагонетку немного вверх. Вот Валя и толкала эти вагонетки с шестнадцати лет. В это же время пошла доучиваться в школу для рабочей молодёжи. Там и окончила одиннадцать классов. Потом при шахте училась на курсах машинистов подъёма. Труд приучил быть ответственной и исполнительной. Валя успевала и книги читать, приобретала дополнительные знания. Вскоре и первая любовь подоспела: понравился здоровый, симпатичный хулиганистый Витя, и вскоре они поженились. Сначала было и хорошее, и плохое, но Валя решила для себя: у детей должен быть единственный, родной отец, а у неё один на всю жизнь муж. Благодаря силе характера Валентины, Виктор стал порядочным семьянином и всю жизнь проработал в шахте. Вырастили двух дочек, которые получили образования: медицинское и педагогическое. Дочери тоже работали на шахте имени 7 ноября. Крепкий, целеустремлённый характер оказался у Вали. Благодаря тому, что почти с малолетства работала на шахте, заслужила много почётных званий. Стала очень хорошей, чистоплотной хозяйкой, хотя в детстве у неё всё валилось из рук, часто тётя Маруся сетовала: «Валька, у тебя руки, как крюки!» Один раз тётя купила шоколадное масло. Это было редкое счастье. И послала Валю в подполье за ним. Залезла она в подпол, достала масло и с верхней ступеньки лестницы уронила весь шматок вниз на землю. Если б кто другой, наверное, тётя Маруся наказала бы, а Валю пожурила, землю соскоблила.
              Пока Валя работала на шахте, научилась мастерски вязать спицами, стала хорошей хозяйкой, заработала квартиру в новом доме, и дочки получили своё жильё. Валентина Ивановна состояла в рабочем комитете, в шахткоме, профкоме, отстаивала не только свои права, но и права коллег. Валентина Ивановна Косовских 45 лет проработала машинистом подъёма на шахте им. 7 Ноября города Ленинска-Кузнецкого. За свою работу Валентина Ивановна награждена знаками «Трудовой Славы» всех трёх степеней. Нагрудный знак «Шахтёрская слава» – награда, учреждённая в 1956 году по инициативе Министра угольной промышленности СССР А. Ф. Засядько. Награда имеет три степени, из которых высшей является первая. Сначала награждают знаком III степени, потом II степени и знаком I степени.
                Женщина-шахтёр, это звучит гордо! Это значит, что она сильная, с волевым характером – В 16 лет я пришла на «Семёрку» и ни разу за 45 лет не пожелала перейти на другую шахту, – рассказала в беседе со школьниками Валентина Ивановна. – В каждом человеке присутствует лень, стоит себя распустить, как она прорастёт и не избавишься от этого порока. Я училась из книг и от других людей. Каждая женщина должна вкусно готовить, быть чистоплотной хозяйкой и примерной матерью. Я не считаю, что сделала что-то невозможное. Я воспитала в себе трудолюбие и всегда честно и добросовестно делала свою работу!
                Сейчас она – уважаемая мать семейства, бабушка, всего добившаяся сама, чем гордится. Да и есть чем! Она – мать, берегиня семейного очага, а вот огонёк и задор остался, так и светится в её глазах.
                Много лет Валентина Косовских вела общественную работу.                Самые важные дела для неё те, которые принесут пользу окружающим.  Валентина Ивановна была председателем Женского совета шахты имени 7-го ноября города Ленинска-Кузнецкого, всегда считала основной задачей оказание помощи шахтерам, вышедшим на пенсию, навещала многодетные семьи, ветеранов труда. Две дочери трудятся на разных угольных предприятиях города Полысаево и Ленинска-Кузнецкого. Сейчас Валентина Ивановна с супругом на заслуженной шахтёрской пенсии. Интересно, кем бы стала Валентина, если б в то время у неё была  возможность получить высшее образование? Наверное, известным политиком с её лидерскими, командирскими способностями. Но это теперь останется в наших фантазиях. Валентина Ивановна – труженица, ветеран шахтёрского труда, женщина, с которой нужно брать пример!


Рецензии