Жертвенность Из романа Сказ о Волкодавах

                «ЖЕРТВЕННОСТЬ»

                РОМАН «СКАЗ О ВОЛКОДАВАХ-ВОЛКОБИНСКИХ»

                Том II «ПОВЕРЕННЫЙ АЛЕКСАНДР ВОЛОКОБИНСКИЙ»


                Комментарий автора к снимку из Интернета: «Богоматерь Одигитрия Смоленская». Икона в серебряном окладе. Середина – вторая половина XVI века. Из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве.
Государственный Исторический музей, Москва.


                12.22.3. Преображенская церковь села Волокобина

                Каменный храм в XVII столетии считался дорогим удовольствием, мало кто мог позволить себе такую роскошь. Пётр Осипович Воронов не скупился на богоугодное дело, хотя богатым не являлся – просто он отличался бережливостью и боголюбивым нравом. Храмоздатель творчески подошёл к воплощению благих помыслов.

                Преображенская церковь села Волокобина – редкий для области пример двухэтажного бесстолпного храма, выполненного ещё полностью в формах нарядного узорочья московской архитектуры середины XVII века. Обладает оригинальной объёмной композицией, выразительным силуэтом за счет отсутствия трапезной. Это объясняется тем, что в здании, одна над другой, расположены две церкви (два престола: в верхнем этаже – в честь Преображения Господня, а в нижнем – в честь Смоленской иконы Божией Матери).

                По каноническим требованиям алтари церквей, которые расположены одна над другой, должны быть смещены относительно друг друга. Развитую же схему с традиционным набором помещений (алтарь, храм, трапезная) получила только нижняя церковь. Верхняя церковь в силу указанных требований сокращена на одно членение за счет трапезной. Летний храм поставлен над трапезной нижнего зимнего (тёплого) храма, в котором находилась изразцовая печь.

                Снаружи их общий объём воспринимается не двухэтажным, а двусветлым четвериком, поскольку поэтажное членение фасадов отсутствует. Храм выглядит нарядным, характерным для своего времени убранством, декорирован фигурным кирпичом. Окна пышно обрамлены гладкими или наборными полуколонками с лопастными килевидными фронтонами и архивольтами из двух валиков. Тимпаны  кокошников и карниз четверика храма венчают интересные зелёные изразцы с изображением птиц (вероятно, воронов – по фамилии строителей храма) и шишек с побегами и цветами по сторонам. Такие же изразцы присутствуют и на огибающих по углам колокольню лопатках.

                Входы на паперть и в верхнюю церковь оформлены перспективными порталами, архивольты которых составлены из «дынек» и «бусин», покрашены в красный, жёлтый и зелёный цвета. В окнах сохранились кубчатые решётки с «репьями», в одном из окон паперти – железный ставень. Интерьеры храма более выразительны в верхней церкви, где окна помещены в глубокие ниши, начинающиеся от пола.


                Комментарий автора к снимку из Интернета: «Икона «Преображение Господня» Трудно сказать соответствовала ли эта икона той, что находилась в Храме Спаса Преображения в селе Волокобино.
                Икона основана на истории, описанной во всех четырех Евангелиях. Иисус пророчествовал своим ученикам, что он скоро будет обречен на смерть, но через три дня он воскреснет. Ученики были опечалены, но им было трудно поверить словам Учителя о воскресении, потому что все считали его пророком, Мессией, но не знали его божественной природы.
                Через несколько дней после этого пророчества он поднялся на гору, чтобы помолиться вместе с Иоанном, Петром и Иаковом, которые из всех учеников были ему ближе всего. Здесь произошло событие, описанное иконой «Преображение Господне»
                Он преобразился перед ними: и лицо его засияло, как солнце, а одежды его стали белыми, как свет (Мф 17: 2).
                Но на этом чудо не закончилось: рядом с Иисусом появились Илия и Моисей, пророки Ветхого Завета, которые говорили с ним о Его исходе, который он должен был совершить в Иерусалиме (Луки 9:31).
                Преображение произвело на учеников совершенно поразительное впечатление, особенно когда Голос Божий раздался из затенившего все облака:
«Это мой возлюбленный Сын, которым я очень доволен; Послушайте его» (Мф 17.5).
                Когда облако исчезло, Иисус принял свой прежний образ и остался наедине со своими учениками. Он запретил им рассказывать то, что они видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк 9: 9)».


                Местно почитаемыми были икона «Преображение Господня», составленная из разных камней, и икона Божией Матери «Смоленская» в жемчужной ризе, в серебряном окладе, с позлащённым венцом.


                Комментарий автора к снимку из Интернета: «Богоматерь Одигитрия Смоленская». Икона в серебряном окладе. Середина – вторая половина XVI века. Из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. Государственный Исторический музей, Москва.


                Александр БЛАГОВЕСТ
                ОДИГИТРИЯ

               Одигитрия, Божья Матерь,
              Всей Смоленской земли печать:
              Защищала Россию всегда Ты
              В час нашествий непрошеных тать.

Русской армией всей молились
Накануне Бородино…
И под сенью Твоею бились,
Защищая Сына Твоего!

              Не презри всех молений гласы,
              Предвари всех, зовущих Ти,
              Отврати от Руси проказы,
              Помоги православным в пути!


                Примечания:
                «Одигитрия» значит «Путеводительница;
                Тать – книжное вор, грабитель;
                Сень – защита, покровительство;
                Тваво – Твоего;
                Презреть – устаревшее, посчитать кого-либо недостойным своего внимания;
                Предварять – предупреждать, уведомлять заранее;
                Ти – Тебя;
                Проказа – наказание за грехи.

                © Copyright: Александр Благовест, 2012. Свидетельство о публикации №112081100552


Рецензии