Теория Души. Часть IV. Реформация

ТЕОРИЯ ДУШИ. ЧАСТЬ IV. РЕФОРМАЦИЯ.
Автор очерка: Виктор Хадсон, ноябрь 2021 г.
Иллюстрация: титульный лист трактата Мартина Лютера "Von den Juden und iren Lugen".
________________________________________________

Введение.

"Ранняя современная Европа", также называемая постсредневековым периодом, представляет собой европейскую историю между концом Средневековья и началом промышленной революции, примерно с конца 15 века до конца 18 века. Историки по-разному отмечают начало "раннего Нового времени" — изобретением подвижного шрифта в 1450 гг., падением Константинополя и концом Столетней войны в 1453 г., концом Войны роз в 1485 г., началом Высокого Ренессанса в Италии в 1490 гг., конца Реконкисты (см. историю Испании) и последующим путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 г. или началом протестантской Реформации в 1517 г. Точные даты окончания периода также различаются и обычно связаны с либо с началом Французской революции 1789 г., либо более неопределенным началом промышленной революции в Англии конца 18 века.
________________________________________________

  Протестантская Реформация или просто Реформация привела к расколу римско-католической церкви на католическую и протестантскую. По сравнению с другими событиями, Реформации иногда уделяется меньше внимания - возможно потому, что она была чисто религиозным движением или же поскольку она началась не в прекрасной и теплой Италии, а в небольшом городе далеко не такой прекрасной:-) холодной Германии, а её зачинателем был до того малоизвестный Мартин Лютер (монах,профессор теологии и музыкант). Он оказался харизматическим лидером (кроме Лютера, были ещё Кальвин и Цвингли со своими версиями протестантизма). В 1517 г. он прибил на дверях Замковой церкви в Виттенберге список 95 тезисов с изложением его доктрины радикальных церковных реформ. Две вещи спасли Лютера от забвения или сожжения на костре - печатный пресс и раздробленость средневековой Германии (конгломерата независимых и полунезависимых графств, княжеств и т.п., составлявших т.н. Священную Римскую Империю). Печатный пресс был новым изобретением, сравнимым по значимости и последствиям с интернетом. Лютер печатал свои прокламации и рассылал их по всей Европе, где они приобрели популярность, и таким образом подрывал авторитет Ватикана. Естествено, агитация Лютера не осталась незамеченой и ему пришлось искать убежище в одном из германских государств, откуда он мог безнаказано отправлять свои послания.
В чем состояли идеи Лютера? Во-первых, что единственным источником слова Божия является Библия, и посредники - священники и попы - никому не нужны. Во-вторых, что не нужно ничего делать, чтобы попасть в Рай, т.к. Христос уже искупил все грехи своим подвижничеством. Единственное, что требовалось от человека - вера в Бога.
________________________________________________

К несчастью, в ходе своих изысканий, автор этого очерка натолкнулся на информацию, промолчать о которой - все равно, что промолчать о Гитлере. Речь идёт об отношении Мартина Лютера к евреям. Если в начале своей карьеры он благодушно относился к евреям и даже на словах защищал их от нападок, то в свои поздние годы он совершил поворот на 180 градусов и написал и издал отвратительное сочинение Von den Juden und iren Lugen (О евреях и их лжи, 1543 г.), где призывал к преследованиям евреев, если они не обратятся в христианство.
В трактате Мартин Лютер описывает евреев (в смысле последователей иудаизма), как «низменных, блудливых людей, то есть не людей Божьих, и их хвастовство родословной, обрезанием и законом должно считаться мерзостью». Лютер писал, что они «полны дьявольских фекалий ... в которых они валяются, как свиньи», а синагога - «неисправимая проститутка и злая развратница».
Будучи образованым по тому времени человеком, Лютер не остановился на общих фразах, а предложил конкретную программу из семи пунктов, мало отличающуюся от нацистской:

1. Сжечь еврейские синагоги и школы и предостеречь людей от них.
2. Отказать евреям во владении домами среди христиан.
3. Забрать еврейские религиозные сочинения.
4. Запретить раввинам проповедовать.
5. Не предлагать евреям защиты на дорогах.
6. Чтобы ростовщичество было запрещено, а все серебро и золото евреев было изъято, отложено на хранение и возвращено евреям, которые действительно обратились в христианство.
7. Дать молодым, сильным евреям и еврейкам цеп, топор, лопату и веретено, и позволить им зарабатывать свой хлеб в поте лица.

Неудивительно, что вышеупомянутый трактат Лютера стал настольной книгой нацистов и одним из краеугольных камней их идеологии. Достаточно отметить, что эта книга Лютера выставлялась напоказ на ежегодных нацистских сборищах в Нюремберге.
Некоторые исследователи оправдывают Лютера в том смысле, что он выступал против иудейской веры, а не национальной принадлежности, однако лексика и тон трактата вызывают диаметрально противоположные мысли и чувства. Видимо, антисемитизм легко даёт всходы на полях академических богословских опусов. Как говорится, дорога в ад вымощена благими намерениями. Да и были ли эти намерения искренними на самом деле?
________________________________________________

  Следствием движения протестантов были ожесточенные религиозные войны. По оценкам историков, только в Германии погибло от 15 до 40 процентов населения. Конечный результат - северные страны Европы, не считая большей части Ирландии, стали протестантскими, южные остались католическими, а центральные, как уже упоминалось, стали ареной религиозных войн. В Англии, после реформ Генриха (Анри) VIII, церковь стала независимой от Ватикана и неким "среднеарифметическим" между католической и протестантской. Что же касается Франции, то можно вспомнить роман Александра Дюма "Три мушкетера", где д'Артаньян отправляется на осаду Ла Рошели - последнего оплота гугенотов (протестантов) во Франции. Преследования протестантов вызвали их значительную миграцию в Северную Америку, где различные варианты протестантизма составили существеную часть (большинство?) христианских церквей и приходов.
________________________________________________

Заключение.

   Реформация привела к падению авторитета римско-католической церкви на европейской политической арене. Проще говоря, европейские государства перестали считаться с мнением Ватикана. Однако, римско-католическая церковь смогла перестроиться (см. "контрреформацию") и сохранила значительное влияние (и, в отличие от остальных христианских конфессий, структуру с единым центром в Ватикане) не только в Европе, но и в мире.
Реформация вызвала серию религиозных конфликтов, особенно Тридцатилетнюю войну, после которой европейские монархи согласились не нарушать сложившиеся государственные границы и решать проблемы с помощью политических переговоров.
Как обычно, автор очерка предлагает читателям самостоятельно ознакомиться с темой и сделать свои собственные выводы.
________________________________________________


Рецензии