Живая природа Очерк

СЕРГЕЙ  НОСОВ
ЖИВАЯ ПРИРОДА
ОЧЕРК

    Меня всегда поэтически привлекало представление об одушевленности всей природы и об одушевленности мира в целом - о «душе мира» растворенной незримо во всем существующем и в живой природе особенно.
      Эти представления в философском контексте громко и мощно прозвучали в мировоззрении и творчестве многих мыслителей и творцов эпохи Возрождения.
          Позже они были «подняты на щит» великим Гете. Да и не только им одним.
           Сейчас правда (и давно уже -  с начала ХХ-го века по крайней мере) эти идеи и представления принято считать философски несостоятельными.
           Может быть так и есть. Не буду особенно спорить с этим. Но поэтически и вообще духовно - эти представления до сих пор способны покорить сознание.
             И многое, очень многое в нашей жизни их поддерживает и питает.
             Комфорт городской жизни несомненен.
             Более того, городская жизнь всегда создавала и создает до сих пор самые благоприятные условия для развития человека и общества - она лишена мертвенности, застылости, полна возможностей для самых разных контактов, для самого неожиданного общения. И это исключает утверждение 
в городах мертвенной «пустыни жизни» где ничего никогда не меняется, ничего не происходит и один день похож на другой как две капли воды… И так далее.
              В городах непременно есть взаимодействие (притяжение и отталкивание) самого разнородного в культуре и в жизни в целом. А потому
всегда есть импульсы для развития, для смены эпох, настроений, чувств и идеалов, для их преображения и - для усовершенствования человеческой жизни в целом.
                Но - в городах нет настоящей живой природы. Если она в больших городах и сохраняется, то - «в декоративном виде».
               Красивые парки больших городов - это и есть природа в декоративном варианте. И ничего более.
                В них ты реально видишь «природу в клетке» - как зверей в зоопарке. И это - вовсе не живая природа на воле, в своем диком и вдохновляющем человека буйстве роста и буйстве красок.
                А между тем когда прикасаешься к вольно растущей траве на лугу - - особое светлое чувство рождается… В городе такого чувства не бывает.
                И мне например жизнь в центре горячо любимого мной Санкт-Петербурга всегда была на самом деле тягостна.
                «Каменный мешок» города действовал на меня угнетающе даже если я чувствовал, что он ослепительно и неповторимо красив - как стрелка Васильевского острова где я более тридцати лет работал Ведущим научным сотрудником Института Русской Литературы (Пушкинского Дома) Российской Академии Наук в здании бывшей Таможни старого императорского порта Санкт-Петербурга на стрелке Васильевского острова.
                Мне всегда хотелось «домой» к невысоким и сугубо современным домам у парка Сосновка на северо-западе Санкт-Петербурга, в одном из которых я жил в молодые свои годы.
                Парк Сосновка был в значительной своей части «диким» парком в то время - и я жег в нем костры, собирал в нем грибы… И считал, что лес у меня на самом деле рядом с домом. Настоящий лес.
                Город меня томил… Хотя казалось бы - это великий город, город неописуемой красоты, Санкт-Петербург.
                Восхищаться Петербургом я был готов. Но жить в центре Петербурга даже в самых комфортных условиях - нет, никогда бы я на это не согласился.
                В городах, даже и в великих городах мира, мы не видим первоисточника всего что существует на земле - живой природы.
                А живая природа и поддерживает и одухотворяет человека - как божественный бальзам тайну которого никто не знает.
                Я думаю на самом деле, что человек сопричастен по своему происхождению всей живой природе - и это так или иначе  отражается в сознании человека всегда.
                И вне связи  с природой человек гибнет даже в самых роскошных условиях. 
                Я это знаю и по собственному опыту.
                Раньше я писал (и в своих воспоминаниях и не только в них) что я жил летом в своем детстве на бывшем финском хуторе под названием Лимузи на южном берегу Финского залива и напротив фортом южной части залива и  практически напротив самого Кронштадта.
                Очарование вольной  природы я впервые в Лимузи и почувствовал.
                Я помню каким восторгом было собирать ландыши по лесистым низинам.
                А как я радовался когда встречал неожиданный дикий тюльпан на склоне горы, спускающейся к заливу…
                Я просто не мог воспринимать эту природу «мертвой».  И это воспитало во мне поэта.
                Поэт просто не может видеть мир вокруг себя мертвым и безжизненным. Иначе он не поэт. Или добровольно убивает себя.
                Поэт в таком случае совершает самоубийство и превращается в злобного мещанина, враждебного поэзии как таковой.
                И мы все это видели в истории поэзии на самом деле.
                Не  буду приводить конкретных примеров. Вы их сами прекрасно знаете.
                Но истинный поэт живет - пока живет его Муза, которая и в нем самом, и рядом с ним в красоте мира вокруг поэта, в красоте девушек, которые любят поэта…
                Но и это не главное.
              Главное в том,  что мир вопреки доводам «строгой науки» - одушевленный… В нем есть душа. И в нем есть вера в любовь и счастье которая преобразит все существующее.
                Как же  это может быть - я не знаю. Но я чувствую что это так и есть на самом деле.
                В жизни  очень многое загадочно. И сокрыто от нас.


 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. оссии и за границей.Ро
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 26-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге



               

               
               

               
               


Рецензии