Чудные дырочки 7

7. Горе-Горицкое

Старые стены под серыми тучами
Съедены временем до кирпичей.
Знал монастырь времена и получше,
Нынче – ничей.

Статус музея от разрушения
В грозные годы хранил. А теперь?
Стонет-скрипит, будто просит прощения,
Древняя дверь.

Вниз поглядим с высоты колоколенной…
Рядом - собора лазоревый свод…
Будто ладья, над подворьем намоленным
Осень плывёт.

Эту встречу тоже предвкушали целый год. Казалось, что за высокими стенами бывшего Горицкого монастыря, а ныне Переславль-Залесского историко-архитектурного музея-заповедника скрываются самые-самые, самые главные чудеса…
Но на самом деле… Может быть, сказалась усталость, может быть, нахмурившееся серыми тучами небо добавило мрачности, может быть, исполнилось железное правило: большие ожидания редко оправдываются.
Улыбнулись белым задорным лошадкам-привратникам, бодро прошли под белой аркой ворот и очутились как будто в другом мире. Старые стены монастыря сумрачно хмурились бровями разросшегося кустарника, изящная архитектура зданий хранила следы былого величия, но им давно уже требовалась заботливая рука реставратора. Павел и Марина первым делом поднялись на колокольню (как без этого!): снова увидели серую, совсем свинцовую под низкими тучами гладь Плещеева озера, белые башенки Никитского монастыря вдали, золотые-голубые маковки храмов вокруг. Попытались увидеть валы, но… зелёное море листвы укрывало весь Переславль Залесский и, не зная точно направления, различить полоску деревьев вдоль вала было трудно.
Успенский собор внутри оказался совсем не похож на строгую архитектуру древнерусских храмов. Там царило… бело-голубое барокко. Вензеля двух императриц: Елизаветы Петровны и Екатерины Великой вместе с кудрявыми головками ангелов и херувимов в окружении украшенных изящной лепниной карнизов и барельефов гордо взирали с высоты на посетителей, создавая ощущение дворцовой роскоши, довершаемое огромным резным иконостасом, богато украшенным колоннами и фигурами-аллегориями. И на всём легкий налёт запустения…*
Дальше просто гуляли. Прошлись по открытой галерее северной стены, поднялись на маленькую колокольню со смотровой площадкой и опять увидели серые озёрные дали, уже подёрнутые дымкой предвечернего тумана. Озеро всегда было рядом, кормило, оберегало, спасало. «По преданию, в далёком 1382 году, когда войско хана Тохтамыша подошло к Переславлю Залесскому, великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского и еще несколько человек чудом спаслись от гибели, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. Затем, в память о своём спасении, княгиня восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера», - рассказывала Марина (она, как обычно, подготовилась к поездке). С Павлом и сёстрами они не спеша шли вдоль белых стен трапезной палаты и кирпично-красного здания бывшего духовного училища, где вход в историко-художественную экспозицию музея охраняли две пушки, «отбитые переславцами у поляков во время осады города в июле 1611 года». Далее вдоль старого полузаросшего пруда двинулись к выходу. Здесь пахло сыростью, на дорожку падали круглые монеты листьев - чувствовалась осень. Худенькая седая женщина на другом берегу пруда собирала из осенних листьев букет. Её розовый вязаный берет ярким цветком отражался в тёмной воде.
_________________________________
Вы думаете, этим и закончилось свидание с Переславлем Залесским? Совершенно напрасно.
Потому что рядом с монастырем примостился небольшой бревенчатый домик в три окна, и это тоже был музей: Музей Александра Невского и через 15 минут начиналась экскурсия. Разве можно было её пропустить и уехать? И вот Павел и Марина уже слушают рассказ экскурсовода о рождении и жизни князя, смотрят на макет древнего Переславля Залесского: вот они, валы, несколько часов назад путешественники меряли их шагами, а там, где они свернули к реке, в древние времена, оказывается, были одни из трёх ворот - выход к Плещееву озеру. И Александрова гора не осталась без внимания: в XIII веке на холме князем Александром Невским был основан Александров монастырь, просуществовавший до XVIII века. Посещение музея тоже как бы замыкало круг, подводя итоги этого длинного, насыщенного впечатлениями дня.
Теперь можно было и домой!

*) - В годы правления Елизаветы Петровны в Горицах разворачивается масштабное строительство Архиерейского подворья, результатом которого станет роскошный комплекс зданий, одним из которых стал Успенский собор. В последующую пору в результате Екатерининских реформ, монастырь постигло полное забвение и запустение… Иконостас дошел до наших дней без поновлений и переделок – это подлинник XVIII века, уцелевший в водовороте послереволюционных событий благодаря открытому в монастыре уже в 1919 году Художественному музею.


Рецензии