Это легко и страшно - отпасть от Бога

«Как же так? – может спросить кто-нибудь. – Разве может человек по собственной воле отойти от Бога? Ведь это подобно покушению на самоубийство, это страшная угроза для жизни человека». А тут ведь дело простое и одновременно страшное. Мы привыкли, что объект нашего внимания требует от нас ограниченного времени и лишь некоторой ограниченной части нашего существа, мы привыкли как бы одаривать своим вниманием. С Богом не так. Здесь речь идёт о всём нашем существе без остатка, о всём нашем времени, о всех наших силах, занятиях, стремлениях и т.д. Бог сотворил нас и дал нам всё это как Свои дары, Свои таланты. И мы должны эти таланты приумножать в творческом труде, чтобы всё Богу вернуть, и самих себя тоже. В этом состоит наше бытие, не земное только, но и целокупное. И Бог в этом нам помогает, нас направляет, поддерживает, хранит, вразумляет. Без Бога мы сразу падаем под невыносимой тяжестью. Поэтому Бог должен быть как бы постоянным фоном всего, что бы мы ни делали, чем бы заняты ни были. Это есть постоянный контакт со своим сверхсознанием, непрестанное благословение низшего, эмпирического «я» на земное бытие, благословение от сверх-Я, это есть непрестанная молитва. Когда ты об этом забываешь, ты от Бога отходишь. Как бы непроизвольно ни было это забвение. Если ты забыл, значит, ты в чём-то проявил неверность Богу, что-то предпочёл памяти о Нём. В этом-то и есть то страшное, о чём я говорил. Здесь задействован весь человек. Здесь он не царь и центр, а подсудимый, он постоянно предстоит пред судом Божьим и судится весь и в каждый момент. Здесь имеет значение не убеждения твои, не то, как ты «вообще-то» думаешь, а само дело, этот миг и ты весь. Отсюда страх Божий и хождение перед Ним. Потому что если в какой-то миг суд Божий признал тебя отпавшим, то есть память о Боге угасла, помощь Божья автоматически, сама собою отходит. Ведь ты свободен. Никто не будет тебя насильно ставить перед Богом. Только ты сам можешь это с собою сделать. А отпавши от Бога, ты не останешься в одиночестве. Тихонечко подходят к тебе всякие духи с неприятным душком и постепенно начинают тебя закручивать: в суете, в пустых страхах, в мелких заботах, в житейской гордыньке, в сластях всяческих… И пока ты о Боге не вспомнишь, пока не вернёшься к Нему своим вниманием, ты будешь увлекаться всё ниже и ниже. Прийдёт тяжесть, уныние… А вот ещё часто чувства тяжёлые приходят как бы сами собой, с утра, как проснулся, из-за каких-то внешних впечатлений, а проще – провокаций, и ты опять теряешь память о Боге, как будто Он менее реален, чем эта тьма. И это тоже суд. Ведь это только испытания, которые вместе с Богом легко преодолеваются, и через них ты только ближе к Нему должен стать. Тебя ничто просто не должно тревожить. Ты должен стать как слон. Не надо обращать на этих шавок такое внимание, какого они недостойны. Тяжесть не упраздняет Бога. Надо терпеть, молча делать своё дело и за Бога держаться, даже если совсем Его не чувствуешь. Но Он-то тебя чувствует. И в твоём собственном усилии быть с Ним рядом Он будет держать тебя. Мы путники, мы странники. «Поток атмосферных осадков», ветра и вьюги не должны отвлекать нас от нашего пути. А каков он, этот путь, не нам решать. 1998 год

https:// ridero.ru/ books/ zapiski_novoobrashennogo/


Рецензии