1812 У Доброго ч 317

Ч317
У Доброго

В походе , подготовленном с величием и помпой,
Собрав цвет европейского дворянства выходом из тьмы,
Настало время , подводить итоги очень скромной,
Победы , над величием Божественной России и Зимы.

Заждавшихся , когда уйдут своей дорогой,
Те , кто в ней верой в счастье пребывал,
Став остальным , примером жизни строгой,
За всё , что создал родовой аннал.

Во искупление азарта и стенаний,
От исступления в невиданной крови,
Творить века разбег воспоминаний,
В дух покаяния за прожитые дни.

Под чётким исполнением пророчеств,
Несущих до сих пор нам образ вековой,
Величия и радости высочеств,
Живущих в вечной благости войной.

Привычной и заманчивой картиной,
Сверкая датой умиления внутри,
Позвав пройти дорогой самой длинной,
Скрижалям рода подчиняясь из любви.

От радости былых воспоминаний
И благости невиданных щедрот,
Ваять победу , долей вечных покаяний,
Создавших дух величия сирот.

                Между тем Князь Кутузов был на марше из Волкова , и не доходя до Красного 5-ти вёрст , расположился лагерем между Новосёлками и Шиловою . Корпус Графа Строганова и 2-я кирасирская дивизия стали при Новосёлках ; за ними корпуса Дохтурова и Бороздина , в резерве гвардия и 1-я кирасирская дивизия . Отряд Бороздина 2-го , которому подчинили также отряд заболевшего Графа Орлова-Денисова , содержал вправо сообщение с Милорадовичем , стоявшим между Никулиным и Мерлиным . Князь Кутузов лично обозрел позицию , занимаемую неприятелем впереди Красного , лицом к деревне Уваровой . Тут были : гвардия , пришедшие заранее из Смоленска , корпуса Жюно и Зайончека и остатки корпуса Вице-Короля . Войсками предводительствовал Наполеон , имевший намерение ожидать в Красном Маршалов Даву и Нея ; первый должен был присоединиться к нему 5-го, а последний 6-го Ноября . Видя , что сим маршалам нельзя примкнуть к нему без сильных потерь , доколь Милорадович стоял у Мерлина и Никулина , Наполеон решился атаковать на следующее утро нашу главную армию , в том предположении , что Князь Кутузов , при нападении на него , непременно притянет к себе Милорадовича , и тем самым даст возможность Даву и Нею безпрепятственно пройти к Красному . Вечером 4-го числа сделаны были распоряжения к атаке . Готовясь к бою Наполеон полагался преимущественно на гвардию: прочие находившиеся с ним армейские войска были в большом расстройстве .
                И Князь Кутузов готовился атаковать неприятеля , располагая завести по утру 5-го Ноября большую часть войск в тыл его , к Доброму , и отрезать ему дорогу в Ляды . Для предположенного нападения Фельдмаршал разделил армию на две неравные части . Одну поручил он Князю Голицину , другую , большую , Тормасову , приказав ему , с корпусами Дохтурова , Бороздина , гвардейским , и 1-ю кирасирской дивизией , идти 5-го Ноября , в 8 часов поутру , из Шилова через Зунькову , Сидоровичи , Кутьково и Сорокино к Доброму. Авангард его , под начальством Барона Розена , состоял из гвардейских полков Егерского и Финляндского , одного казачьего , кирасирских Его и Ея Величества и роты гвардейской артиллерии . Барону Розену назначалось выступить в 6 часов поутру из Сидоровичей .Другая . Меньшая часть армии , порученная Князю Голицину , состояла из корпуса Графа Строганова и 2-й кирасирской дивизии . Ему велено было идти 5-го числа из Новосёлок на деревню Уварову , и начать движение через полтора часа после выступления Тормасова к Доброму . Извещая о своих предположениях Милорадовича , Князь Кутузов писал ему : «При приближении неприятеля ,» ( то есть Даву) «к Красному , не тревожьте его в марше , но как он вас минет , поставьте его между вашим и наши огнём , чтобы принудить его сдаться.» Графу Остерману приказано было двинуться из Кобызева влево , на Корытню , и послать кавалерию во все стороны к Смоленской и Мстиславльской дорогам , давая вид , будто хотим атаковать Французов под Смоленском , а между тем не препятствовать им идти в Красный , теснить их с тыла и гнать на нашу главную армию , «которая,» сказано в повелении , «отрежет неприятелю отступной марш». Графу Ожаровскому велено делать набеги левее от Тормасова , к Синякам.

Внимавших счастью веры и восторга,
Кумира ,поражённого войной,
В Смоленске обнаружив суть итога,
Нести свой крест величия домой.

Путём изгнания любви и веры,
Из вверенных величию солдат,
Создав на веки вечные примеры,
К чему ведёт чужой земли захват.

Лишившей их величия и права,
Творить войной бесчинства и нужду,
Забрав в себя истоки злого нрава,
Творившие в политике вражду .

Среди людей , создавших королей и принцев,
Отдав им Дух Величия Божественной Любви,
Творя в них счастье радости восторженных любимцев,
Творя Величие Любви Своей Страны.

               В сих чертах заключались распоряжения Князя Кутузова , но они не были приведены в действие вполне . Рано поутру 5-го Ноября , приехал Наполеон к Своими войскам , впереди Красного . Он был в тёмнозелёной бекеше , подбитой соболем , в собольей шапке , и по причине гололедицы , подпирался берёзовым суком . Высмотрев нашу позицию , где был только князь Голицин , с корпусом Графа Строганова и 2-ю кирасирскою дивизией , потому , что Тормасов находился с прочими войсками у Шиловой и Зунькова , Наполеон приказал атаковать деревню Уварову , занятую Черниговским пехотным полком . Князь Голицин двинул Графа Строганова вперёд к оврагу , послал подкрепления к Уварову , в правую сторону её отрядил кирасирскую бригаду , и поставил орудия на высоты правого берега Лосминского оврага . Огонь их был обращён и на неприятельскую позицию и на столбовую дорогу , куда Наполеон отрядил часть войска , для скорейшего открытия сообщений с Даву . С обоих сторон началась канонада . Князь Голицин был слишком слаб и не мог один продолжать наступления против всех войск , соединённых Наполеоном , а потому для начатия решительного движения выжидал содействия Милорадовича , долженствовавшего подкрепить его с правой стороны . В то время батареи Милорадовича действовали по корпусу Даву , который всеми силами ускорял марш и почти бегом старался соединиься с Наполеоном . Иные из его колонн , желая уклониться от наших выстрелов , бросались с дороги вправо , в леса , дабы невредимо пройти до места своего назначения . Дав Маршалу Даву поравняться с деревнею Есково , Милорадович вышел на дорогу и теснил его с тыла , причём полонил более 1000 человек , и взял знамя и 13 орудий. Видя своё правое крыло обеспеченным , Князь Голицин начал переводить войска за Лосьминский овраг . Наполеон хотел остановить его наступательным движением , и послал гвардейский вольтижёрный полк против нашей батареи , бывшей впереди Уваровой . Кирасирские полки Новгородский и Малороссийский пошли в атаку на вольтижёров , свернувшихся в каре , но были отбиты . Подвезли орудия и картечами расстроили неприятеля , после чего Князь Шаховский , с двумя полками , ударил в штыки , а кирасиры , врубившись довершили истребление каре . Из неприятельской линии двинулись войска вперёд для поддержания вольтижёров , но увидев поражение их , возвратились; Наполеон велел повсеместно отступать , потому что завязал дело только в намерении соединиться с Даву и Неем . Убедясь в невозможности дождаться обоих , он должен был удовольствоваться появлением первого , тем более , что ему донесли из Доброго о приближении туда Русских.

Призвавшей суть и радость мира ,
Основой человеческих забот,
И вдохновляя жизнью Дух Эфира,
Была источником Божественных Щедрот.

В границах вечности Величия и Силы,
Творивших Дух Величия Добра,
Внимая вечный Свет Мессии,
Основой Счастья и Душевного Тепла.

Уняв простор и радость красноречий,
В служении величию судьбы,
Отдав исток любви противоречий,
На лоно счастья мира и семьи.

Преследование казаками отступающих французов
Огюст-Жозеф ДЕЗАРНО
(Огюст-Жозеф (Август Осипович) ДЕЗАРНО был ранен в этих боях, попал в плен, в дальнейшем он, ученик Жана-Антуана Гро, остался в России и написал несколько полотен о событиях 1812 года. За данную картину Дезарно удостоен звания академика Императорской Академии художеств)На переднем плане — сам художник, упавший с лошади за несколько минут до своего пленения, на заднем — конные калмык и башкир…


Рецензии