Моя декламация. Мирра Лохвицкая. Пион

 К дню рождения Мирры Лохвицкой по современному григорианскому и дореволюционному юлианскому календарям.

Мария Александрована Лохвицкая(по мужу Жибе;р — фр. Gibert)-19 ноября (1 декабря) 1869, Санкт-Петербург, Российская империя — 27 августа (9 сентября) 1905, там же — русская поэтесса, подписывавшаяся псевдонимом Мирра Лохвицкая. Ударение в фамилии - на первом слоге.

Ее имя при рождении было не Мирра, а Мария.
"Ветер уносит запах мирры ... ", — сказал по семейному преданию ее дед. И Миррой вошла она в литературу.

По другой версии, обоснованной ее биографом Т. Александровой, происхождение псевдонима - в переводе начала романса «Mira la bianca luna…» («Смотри, вот бледная луна…» — итал.). Маша Лохвицкая, училась "итальянскому" пению belcanto в институте и могла петь этот популярный романс. Тот факт, что "строка прообразует не только литературное имя будущей поэтессы, но и часто встречающийся у неё мотив луны", по мнению исследовательницы ее творчества — в какой-то мере свидетельствует в пользу этой версии.
 

И еще прекрасный образец пейзажной лирики:

Пион

Утренним солнцем давно
Чуткий мой сон озарен.
...
Полный текст стихотворения см в рецензии к этому эссе и там же ссылку на мою декламацию в ю тьюб канале где я веду канал литературных декламаций поэзии и чтения прозы.
 
Из моей статьи о Мирре Лохвицкой
см. по ссылке полную версию:

http://stihi.ru/2011/11/16/1778
Золотой закатиться звездой. Мирра Лохвицкая

Иллюстрация: Леонид Пастернак. Цветы. холст, масло.
Рамочку картины я сделала в фоторедакторе и украшаю этим полотном свою декламацию. И эту публикацию. Как Борис Пастернак украсил стены своего переделкинского дома картинами и рисунками Леонида Пастернака, что создало из дома его некий аналог музея, но я бы сказала, в аутентичном смысле музея:как храма муз. Наряду и с роялем и книгами. И письменным столом, за которым музы вдохновляли творить стихи, как и духи чудесной природы за окнами дома.
Мирра Лохвицкая выхватила из природного пейзажа одно цветовое пятно:пион! И одушевила его, словно языческая жрица. Как зазвучал один только цветок! В руках Мастера поэзии.
Есть ли здесь на картине пион - кажется, нет, но живописный холст кисти художника той же эпохи, чье имя известно более в сопряжении с именем поэта Бориса Пастернака, а не как самостоятельной творческой величины -  несправедливое забвение, — полотно хорошо иллюстрирует тему и эстетику Серебряного века, когда документальная точность была не на первом месте, а настроение, аллюзии...Впрочем, Мирра Александровна Лохвицкая не вполне вписывается в временные рамки "Серебряного века", а скорее её предтеча, у которой учились и Ахматова, и Цветаева, и еще многие но стиль Лохвицкой остался узнаваемо-индивидуален.
А картины с изображением пиона, и притом цветущего, а не срезанного, - нужно поискать, пока не нашла, найду - запишу заново.
Для лучшего разглядывания мелких деталей картины и панорамности1 кликните на "Открыть картинку в новой вкладе" - на весь экран отобразится картинка.

21/11/2021


https://zera-cherkesov.livejournal.com/424034.html


Рецензии