Теодор Герцль

Теодор Герцль,
2 мая в 1860 году,
В Будапеште родился,
В еврейской семье,
А 3 июля 1904 года умер,
И 44 года прожил,
Место смерти:
Райхена у-ан-дер-Ракс,
Нойнкирхен, Нижняя Австрия,
Страна - Австро-Венгрия,
Род деятельности- журналист,
Адвокат, писатель,
Доктор юриспруденции,
Создателем политического движения,
Сионизма он был,
Которое ставило своей целью,
Основание еврейского государства,
На земле Израиля,
Он целому народу,
Мечту и цель дал,
Которую многие утопией считали,
Он сказал:
Желайте, и станет реальностью,
Ваше желание, а не сказкой,
Теодор Герцль,
Моисеем нового времени стал,
И умер,
Не дожив всего несколько лет,
До воплощения своей мечты,
Именем Теодора Герцля,
Назван город Герцлия в Израиле,
И множество улиц,
И площадей в Израиле,
США и других странах;
В Будапеште,
В ассимилированной семье он рос,
Не чуждой еврейским традициям,
Отцовская линия прослеживалась,
До раввина Йосефа Тайтацака,
Мать, Жанетт Герцль,
Урожденная Диамант,
Приобщала сына,
К немецкому языку и культуре,
С детства Теодор Герцль,
Имел склонность к литературе,
Стихи писал,
Будучи в евангелической гимназии,
Рецензии на книги и спектакли публиковал,
В одной из будапештских газет,
Но оскорбленный антисемитскими,
Высказываниями учителя,
Герцль реальную гимназию оставил,
В 1878 году с семьей переехал,
Из Будапешта в Вену,
Там Герцль поступил,
На юридический факультет,
Венского университета,
В студенческие годы Герцль,
Не интересовался еврейским вопросом,
Но на него впечатление произвела,
Антисемитская книга Е. Дюринга,
«О еврейском вопросе» (1881),
В 1881 году он стал,
Членом немецкого студенческого общества,
«Альбия» (Albia),
Но в 1883 его в знак протеста покинул,
Против антисемитских высказываний,
Его членов,
В 1884 году Герцль получил,
Степень доктора юридических наук,
И некоторое время проработал,
В судах Вены и Зальцбурга,
В своих автобиографических заметках (1898),
Он писал:
«Будучи евреем,
Я бы никогда не смог,
Занять пост судьи,
Поэтому я расстался одновременно,
И с Зальцбургом, и с юриспруденцией»,
С 1885 года Герцль себя всецело посвятил,
Литературной деятельности,
Он ряд пьес написал,
Фельетонов и философских рассказов,
Некоторые его пьесы имели,
Громкий успех на сценах,
Австрийских театров,
И тогда Герцль считался,
Одним из ведущих драматургов,
Пьесы Теодора Герцля шли,
На сценах Вены, Берлина, Праги,
И других театральных столиц Европы,
В 1889 году Герцль женился,
На Юлии Нашауэр, (1868—1907),
Но их супружеская жизнь не сложилась,
Жена не понимала и не разделяла,
Взглядов Герцля,
С октября 1891 по июль 1895 года,
Герцль корреспондентом работал,
Влиятельной либеральной венской газеты,
«Neue Freie Presse» в Париже,
В ней он заметки публиковал,
О парламентской жизни во Франции,
Свои взгляды на политику Герцль изложил,
В небольшой книге,
«Бурбонский дворец»,
Там находилась французская палата депутатов,
В политических кругах Парижа,
Герцль неоднократно слышал,
Антисемитские речи и высказывания,
Его взгляды на решение еврейского вопроса,
Постепенно менялись,
Это заметно в его пьесе «Гетто» (1894),
Переименованной затем в «Новое гетто»,
Поворот во взглядах и в жизни Герцля,
1894 году произошел,
Под влиянием дела Дрейфуса,
Дело Дрейфуса - судебный процесс,
В декабре 1894 года во Франции,
И последовавший за ним,
Социальный конфликт (1896—1906),
По делу о шпионаже,
В пользу Германской империи,
Офицера французского генерального штаба,
Еврея родом из Эльзаса,
На тот момент территории Германии,
Капитана Альфреда Дрейфуса (1859—1935),
Разжалованного военным судом,
И приговоренного к пожизненной ссылке,
И на волне сильных,
Антисемитских настроений в обществе,
Крики «Смерть евреям!»,
Раздававшиеся на парижских улицах,
Окончательно убедили его в том,
Что единственным решением,
Еврейского вопроса является создание,
Независимого еврейского государства,
В июне 1895 года Герцль обратился,
К  барону Морису де Гиршу,
За поддержкой,
Но встреча не принесла результатов,
В те дни Герцль писать дневник начал,
И делать первые наброски к книге,
«Еврейское государство»,
В своем дневнике Герцль писал:
«Идеи в душе моей гнались одна за другой,
Целой человеческой жизни не хватит,
Чтобы все это осуществить…»,
Свою программу Герцль изложил,
В книге, которую назвал,
«Еврейское государство,
Опыт решения еврейского вопроса»,
Которая была опубликована в Вене,
14 февраля 1896 года,
В том же году были опубликованы,
Ее переводы с немецкого на иврит, английский,
Французский, русский и румынский языки,
В своей книге Герцль подчеркивал,
Что еврейский вопрос следует решать,
Не эмиграцией из одной страны диаспоры,
В другую или ассимиляцией,
А созданием независимого,
Еврейского государства,
Политическое решение еврейского вопроса,
Он считал, должно быть согласовано,
С великими державами,
Массовое переселение евреев,
В еврейское государство,
Будет проводиться в соответствии с хартией,
Открыто признающей их право на поселение,
И международными гарантиями,
Это будет организованный исход,
Еврейских масс Европы,
В самостоятельное еврейское государство,
Герцль полагал,
Что образование такого государства,
Должно осуществляться,
По продуманному плану,
Еврейское государство,
Должно быть проникнуто духом,
Общественного прогресса:
 - Установление семичасового рабочего дня; 
- Свободы, каждый может исповедовать,
 свою веру или оставаться неверующим;
- Равноправия, другие национальности имеют равные с евреями права;
Для реализации этого плана Герцль считал,
Необходимым создать два органа,
Политический и экономический:
«Еврейское общество»,
В качестве официального представительства,
Еврейского народа,
И «Еврейскую компанию»,
Для руководства финансами,
И конкретным строительством,
Необходимые средства предполагалось,
Получить при содействии еврейских банкиров,
И только в случае их отказа,
Должен был последовать призыв,
К широким еврейским массам;
Вместе с Оскаром Мармореком,
И Максом Нордау,
Герцль организовал,
Всемирный сионистский конгресс,
С 26 по 29 августа 1897 года,
В Базеле и избран президентом был,
«Всемирной сионистской организации»,
Принятая  там Базельская программа,
Стала основой,
Для многочисленных переговоров,
В том числе с германским императором,
Вильгельмом II,
И турецким султаном Абдул-Хамидом II,
С целью создать,
«Жилище для еврейского народа»,
В Палестине,
Старания Герцля тогда,
Не увенчались успехом,
Но его работа создала предпосылки,
Для создания государства Израиль,
В 1948 году,
В 1897 году Герцль опубликовал,
Пьесу «Новое гетто»,
И создал в Вене Die Welt,
Ежемесячник сионистского движения,
В 1899 году Герцль создал,
«Еврейское колонизационное общество»
С целью закупки земли в Палестине,
Которая тогда была частью,
Османской империи,
Великобритания предложила Герцлю,
Как представителю,
Всемирной сионистской организации,
Землю в Британской Восточной Африке,
Часть территории современной Кении,
Под названием Уганда,
Но это не современное государством Уганда,
Для организации там еврейского государства,
Так называемый план Уганды,
Герцль сам готов был,
Принять данное предложение,
Но этому воспротивились,
Другие активисты движения,
В том числе весьма близкие к Герцлю,
И угандийские планы провалились,
Из-за того, что большинство сионистов,
Рассматривали как возможную территорию,
Для еврейского государства,
Только Палестину,
Кроме того, представители конгресса сочли,
Предложенную британским министром колоний,
Джозефом Чемберленом,
Территорию непригодной для поселения;
В 1900 Герцль опубликовал,
«Философские рассказы»,
В своем утопическом романе,
На немецком языке «Altneuland»,
(«Старая новая земля» 1902),
Позже Нахумом Соколовым,
Он переведен на иврит был,
Герцль идеалистическую картину создал,
Будущего еврейского государства,
Здесь он эскиз сформулировал,
Политического и общественного строя,
Еврейского государства в Палестине,
Герцль арабско-еврейских конфликтов,
Не предвидел,
И стоял на точке зрения,
Согласно которой,
Живущие в Палестине арабы,
Будут радостно приветствовать,
Новых еврейских поселенцев,
В переводе на иврит,
Роман назывался Тель-Авив,
То есть «весенний холм»,
Название библейского поселения,
Название будущего города Тель-Авив,
Было навеяно романом Герцля;
Напряженная борьбе за дело сионизма,
Привела к обострению болезни сердца,
Которой страдал Герцль,
Его болезнь осложнилась,
Воспалением легких,
Своему другу, приехавшему навестить его,
Герцль сказал:
«Почему мы дурачим себя?...,
Колокол звонит по мне,
Я не трус и могу спокойно встретить смерть,
Тем более что я не потерял попусту,
Последние годы своей жизни,
Я думаю, что неплохо послужил своему народу»,
Это были его последние слова,
Когда Герцль умирал,
Он своих сторонников призвал,
Не забывать о вкладе Уильяма Хеклера,
В дело сионизма,
Уильям Хеклер,
Англиканский священник,
Сын ученого,
Знатока древнееврейского языка,
Исходя из своего изучения,
Библейских пророчеств,
К убеждению пришел,
Что 1897 год должен стать критическим,
В восстановлении еврейского государства,
Вскоре состояние Герцля ухудшилось,
И 3 июля 1904 года Герцль скончался;
В завещании Герцль просил,
Похоронить его в Вене рядом с отцом,
Пока еврейский народ,
Не перенесет его останки в Землю Израиля,
Останки Герцля,
Были доставлены из Австрии в Иерусалим,
14 августа 1949 года,
Вскоре после создания Государства Израиль,
Ныне прах провозвестника,
Еврейского государства,
Покоится на горе Герцля в Иерусалиме,
А недалеко от его могилы,
Построен музей Герцля,
День смерти Герцля,
По еврейскому календарю,
20-й день месяца таммуз,
Отмечают в Израиле,
Как национальный день его памяти;
После его смерти,
Владимир Евгеньевич Жаботинский,
(Зеев; Vladimir [Ze’ev] Jabotinsky,
1880, Одесса, - 1940, Нью-Йорк),
Писатель и публицист,
Один из лидеров сионистского движения,
Идеолог и основатель,
Ревизионистского течения в сионизме,
Писал:
«И днем конца был день его расцвета,
И грянул гром, и песня не допета,
Но за него мы песню допоем!»;
Судьба детей Герцля была трагична,
Старшая дочь Паулина (1890—1930),
Покончила жизнь самоубийством,
Так же как и сын Ханс (1891—1930),
Который в 1906 году христианство принял,
А после смерти сестры,
На ее могиле в Бордо застрелился, (Франция),
Младшая дочь Маргарет,
Известная как Труде, 1893-1943),
Умерла в нацистском концлагере Терезин;
Государство Израиль было провозглашено,
В мае 1948 года,
Лишь немногим позже той даты,
Которую предсказал Герцль,
После 1-го Сионистского конгресса.


Рецензии