Веселье погибели - полет в небытие

У Толстого в «Живом трупе» герой, слушая цыганские песни, говорит, что это не свобода, а воля. То есть тот самый произвол, не сопряжённый со смыслом. Цыганщина более всего близка к бесовскому восторгу, восторгу полёта в небытие. Это веселье погибели, бесшабашность пропадшести – все эти пляски, вольные скитания, а ещё надрыв, безысходная тоска, чёрная ночь в чёрных глазах. Цыганщина – это противоположность странничеству, при всём внешнем подобии ему. Странничество не имеет пристанища на земле, но взыскует грядущего града. Странники не бездомны, их дом – вся Россия, причём Россия настоящая, небесная – Святая Русь. Цыгане же идут в никуда, это их пафос. Я думаю, что по цыганам можно что-то узнать о самочувствии демонов, обречённых на погибель. Отсюда дурная слава цыган (и никакой хорошей), отсюда все эти истории с красавицами-цыганками, убивающими своих возлюбленных, изменивших им, отсюда их негативная роль в нашей литературе, например, у Достоевского в «Братьях Карамазовых». (Ещё у Башлачёва в «Егоркиной былине».) И тем, кому нравятся цыганские песни, стоит призадуматься о том, куда стремится их душа и чем она пленяется. 1998 год

https:// ridero.ru/ books/ zapiski_novoobrashennogo/


Рецензии