О состоянии творения. 18 плюс. Только для думающих

               О состоянии творения. 18+. Только для думающих!
               
                И снова про сочинительство
       
     NB !!! Предлагаемый текст большой. И не простой. В стихах и не только. С цитатами из беседы с умным человеком, известным учёным.  Тем читателям, кому размышления о творческом процессе и возникающих состояниях поэтического творения кажутся надуманными и пустыми, нудными и непривлекательными (а таких на Стихире, полагаю, большинство), предлагаю тотчас прекратить  чтение, закрыть  файл, и поискать что-нибудь поинтересней, типа:

Летела бабочка по саду,
Искала бабочка усладу,
Нашла цветок, она садится,
Чтоб сочным цветом насладиться,
Но вдруг! –
Пред ней ужасный чёрный жук…
          Ну, и так далее и тому подобное…


          А МЫ ПОЙДЁМ ДАЛЬШЕ продолжать рассказ о давнем занятии автора   по исследованию творческих состояний в процессе стихосложения. Промежуточный этап был завершён как бы итоговым текстом «Изведать таинство творения». (http://stihi.ru/2018/05/30/7856 ), а ему предшествовало не менее полутора десятка других стихов на эту тему, собранных на странице под «говорящими» заголовками сборников. 

Сегодня предлагается несколько иной взгляд, точнее, акцент на несколько иной стороне творческого процесса.

                Преамбула

       Где-то прочитал фразу, что «литературное творчество – это не таинство, а процесс преобразования абстрактных мыслей и переживаний в реальные слова, строки и образы».  И захотелось на эту тему не то, чтобы поспорить, но поразмышлять. …


           РАЗМЫШЛЕНИЯ АВТОРА:
 
Если творчество – процесс, а не таинство,
значит  оно, как  математическое неравенство,
подвластно логике, без вздохов и чудес, 
как самогенерируемый процесс!

И, насколько позволяет мне
мой полуинтеллигентский такт,
задаюсь вопросом:
            ЧТО же это такое –  ТВОРЧЕСКИЙ  АКТ?

Может быть, есть особое  испытание –
генерировать творческое состояние?
Вроде  управляемого вдохновения?...
Или как «премия» за нестандартное поведение!)

А может быть это такое наказание –
принуждать генерировать творческое состояние?

Как будто бы  свыше настойчивое приказание –
Пиши!
Если не хочешь жить в духовной глуши –
Пиши!
Если ещё не лопнули струны души –
Пиши!
Если чувства и разум в себе разворошил –
Пиши!...
Включай механизмы, побуждающие к сочинению,
кнопку нажми – и плыви по течению…

А волны из слов, превращаясь в потоки,
потом выливаются в нужные строки,
из них возникают и чувства, и знания…
И…  как бы даже без приказания…

… Наверное, ЭТО, всё же, не наказание…

А что, существует другое название?
Какие пройти нужно нам расстояния
для понимания:
       наши творческие состояния
                они управляемы?
                Кто нас третирует
                тем, что в нас
                ТВОРЧЕСТВО генерирует?

         Ближе к итогу: предварительное  резюме:

В итоге – ни спора, ни размышлений,
вопросы на грани ума-лишения,
возможно,
всё началось из неверного посыла,
и, по ходу размышлений,
истина блеснула  и … сплыла…

         ЧТО-ТО ВРОДЕ ПОСТСКРИПТУМА:

Вы скажите: Что-то бредово-натужное,
и в этой стилистике – дело не нужное,
ну, пишутся строки, – сиди и пиши,
кому-то в подарок, кому – для души,
кому-то на рынок творений-дешёвок,
(для тех, кто и в «творчестве» прыток и ловок)…
… А, может, всё проще, не стоит мудрить –
пиши, коль не можешь без этого жить!

        Недоумённый вопрос от союзника автора стиха:

А то, что придумано «про генерировать»,
теперь можно, что, просто так игнорировать?
Какой-то ведь нужен на это ответ,
согласен, так «Да!», не согласен – так «Нет!»?

       Вердикт рассудительного обозревателя:

Что ж, нет однозначного, видно, ответа,
когда мы всерьёз размышляем про ЭТО,
когда столько мнений о Творческом Духе,
о «Божьей руке»,  об особенном «слухе»,
о разных вторжениях Музы в сознанье,
о том, что Поэт – это луч мирозданья…
И прочее- прочее, разная- разность
смешались здесь –  выдумки, блеф, несуразность…

       УЧЁНЫЙ, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ИЗУЧЕНИЕМ МОЗГА:

      Ни слова ни сказано в произведении
      о  Главном – о Творческом Озарении!

      
          Пометка на полях неизвестно читателя:

«Сегодня бы  Пушкин впал точно  в тоску
от  множества  пишущих что-то в строку»…

02.02.2019,
дополнено 16 ноября 2021 года


      В развитие темы привожу некоторые цитаты, затрагивающие вопросы творческих состояний, из беседы журналиста с академиком Наталией Бехтеревой, опубликованной в еженедельнике «Аргументы и факты» в августе 2007 года.

              Наталья Бехтерева: как поймать озарение

…Тысячелетия человек изучает собственный мозг. Но до сих пор, кажется, знает о нем меньше, чем о космосе. Быть может, загадки серого вещества так и не будут раскрыты до конца.

НАТАЛЬЯ БЕХТЕРЕВА, нейрофизиолог с мировым именем, академик, почетный член десятков научных обществ, занимается "мозговым штурмом" более полувека. Уже 16 лет она является научным руководителем Института мозга человека в Санкт-Петербурге. В своих редких интервью Наталья Петровна приоткрывает завесу тайны, скрывающую от нас "средоточие мыслей".

Мозг - это "существо в существе"

ВОПРОС вопросов: что такое мозг? Нобелевский лауреат физиолог Эклс утверждал, что мозг - лишь только рецептор, с помощью которого душа воспринимает мир. Впервые я услышала речи Эклса на заседании ЮНЕСКО в 1984 году. И подумала: "Какая чушь!" Все это казалось дико. Понятие "душа" для меня тогда было за гранью науки. Но чем больше я изучала мозг, тем чаще вспоминала Эклса... Мне хочется верить, что мозг - не только рецептор. Не все его тайны еще раскрыты.
Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы "существо в существе". Иногда он меня поражает... Если он не "рецептор" - то что? Я думаю, мы сможем приблизиться к разгадке, когда изучим мозговой код мыслительной деятельности - то есть подсмотрим, что происходит в участках мозга, имеющих отношение к мышлению и творчеству. Тут пока для меня не все ясно... Мозг впитывает информацию, обрабатывает ее и принимает решения - это так. Но иногда человек получает готовую формулировку как бы из ниоткуда. Как правило, это происходит на ровном эмоциональном фоне: не слишком большая радость или печаль, но и не полное спокойствие. Какой-то оптимальный "уровень активного бодрствования". Это и есть озарение.

Озарение - бесценный дар

О ФЕНОМЕНЕ озарения знают все, кто занят творчеством. И не только творчеством: эта еще мало изученная способность часто играет решающую роль в любом деле. А чем именно она обусловлена?.. У мозга есть свой блок самосохранения и защиты вроде предохранителя - детектор ошибок. Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину. Откуда такая аналогия? Я люблю повесть Стейнбека "Жемчужина". Ее герои, ныряльщики, говорят: чтобы найти стоящую жемчужину, нужно хотеть этого, но не слишком. Это особое состояние сознания, и бывает, в нем и приходит озарение.

Может ли это быть результатом работы мозга? Да, может. Только я не очень хорошо представляю себе как. Потому что уж больно красивы и совершенны формулировки, которые мы получаем как бы извне.

…Моя сегодняшняя работа - изучение творчества, вдохновения, озарения, "прорыва" - когда идея возникает как бы из ничего... На этот счет есть две гипотезы: в момент озарения мозг работает, как идеальный приемник. Но тогда нужно признать, что информация поступила извне - из космоса или из четвертого измерения. Это пока недоказуемо. А можно сказать, что мозг сам себе создал идеальные условия и "озарился". Но как бы то ни было, озарение - это тоже жемчужина сознания, бесценный дар. Помните Архимеда с его "Эврикой!"? Я испытала это на себе: дважды в жизни формулы теорий приходили ко мне именно так... Как красивы и безупречны они были! Я не сразу верила в свое счастье, когда встречалась с умными законами мозга...

Я задумалась: этот детектор - добро или зло для творчества? Он способствует полету творческой мысли или тормозит его? Вначале мне казалось, что он, конечно, должен только мешать. Творчество - всегда создание чего-то нового, а детектор вроде бы сличает это "что-то" с матрицей и, если есть нестыковки, принимает меры. То есть, когда вы готовы воспарить, как бы одергивает: "Не лезь туда, остановись, неприятностей не оберешься!" Но сейчас я думаю, что он может и помогать, чтобы мы не тратили силы на изобретение велосипеда...

…Что же это все-таки за состояние, в которое нужно впасть, чтобы тебя озарило? "Мозговой штурм"? Отрешенность? Своего рода транс, когда можно воспринимать "внутренний голос" или "глас свыше"?

Я могла бы ответить так: "Для озарения необходима активация определенных областей мозга, в том числе, вероятно, 39-го и 40-го поля по Бродману". Но если не лезть в такие дебри, то вы просто не должны быть слишком взволнованы или, напротив, равнодушны. Нужно чуть-чуть отстраненности и вместе с тем долгой сосредоточенности на проблеме. И тогда, быть может, мозг включит скрытые резервы.

Мастера культуры описывают момент творчества так: "Начал творить, а очнулся спустя два часа". Что происходит в это время? Все дело в эмоциональном накале. Такое случается и в момент беды. Бывает, человек увидит что-то ужасное, например признаки неизлечимой болезни у близкого человека. Из-за сильного шока он может забыть об этом, и останется смутное чувство - "что-то произошло". Так же и с творчеством. Помните, как воскликнул Пушкин, когда писал "Евгения Онегина": "Что со мной выкинула эта Татьяна?! Она вышла замуж!.."? А еще меня поражают защитные механизмы в мозге актеров, которые позволяют им выжить под натиском бурь эмоций.

...И еще: без озарений не бывает гения. Ученые не раз пытались объяснить феномен гениальности. Хотели даже создать в Москве НИИ для исследования мозга одаренных людей при их жизни. Но ни тогда, ни сейчас никаких отличий гения от обычного человека не нашли. Я лично думаю, что это особая биохимия мозга. Как для Пушкина, к примеру, было естественно "думать" рифмой. Это "аномалия", скорее всего, ненаследуемая. Говорят, что гений и безумство схожи. Безумство - тоже результат особой биохимии мозга. Прорыв в изучении этого феномена произойдет, скорее всего, в области генетики….


                От автора страницы:
     Не стал приводить весь текст беседы с Н.Бехтеревой, полагаю, что для тех, кого интересует тема исследования творческих состояний, уже в этом отрывке найдётся немало полезного или даже нового. Несмотря на то, что публикация состоялась более 14 лет назад…

    А что же остаётся нам? Для себя я определил так:

Мне в творчестве спасенье от тоски
от лжи и фальши, прущих ото всюду!
Пишу стихи. Они мои мостки
до тех времён, пока я есть и буду!

Ноябрь 2021 года


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.