Суриков. Боярыня Морозова. 1887

1887. Третьяковская галерея. Москва

*************************

Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством. В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой».

Везут её в острог далекий,
Хотя и скована она.
Однако, дух не сломлен все же,
Горят бесстрашием глаза.

Она продолжит жить, как прежде,
Не будет Никону внимать.
Гоненья, смерть не страшны духу,
Готова это доказать.

А провожает на Голгофу
Людей беснующих толпа.
Бунтарный век, раскол духовный,
Непримиримая борьба.

***************************

Фигура боярыни на скользящих розвальнях — единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Высоко поднятая в символическом жесте рука — как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди.


Рецензии