Николай Ге. Петр 1 допрашивает царевича Алексея

Третьяковская галерея, Москва

Светотеневое решение композиции подчёркивает разницу между персонажами. По словам искусствоведа Татьяны Карповой, фигура царевича Алексея освещена более бледным, «словно лунным, мертвенным светом», который в этой ситуации символизирует то, что «он уже более принадлежит царству теней, нежели реальной жизни с её страстями и красками».

Петр смотрит на сына, надеясь увидеть,
Раскаялся тот и вину осознал?.
Молчит Алексей и не просит прощенья,
Уже неизбежен трагичный финал.

Фигура наследника выглядит бледно,
Понурил глаза перед грозным отцом.
Петр 1 сидит, освещаемый солнцем,
Уверен в пути историческом он.

Пол комнаты в образе шахматной доски
Царевич неправильно ход совершил.
Пойдя против воли отца- самодержца,
Себе приговор смертный он утвердил.

Изображённый на картине момент мучительного поиска решения свидетельствует о том, что Ге хотел показать в Петре I не палача, а отца, переступающего через свои личные пристрастия ради интересов государства. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что «впервые в русской исторической живописи были созданы типические, чуждые идеализации образы реальных исторических деятелей», поскольку «психологизм обусловил подлинный историзм произведения».


Рецензии