Георгины

Было это ещё в прошлом веке. За неделю до 1 сентября будущая училка заявилась к родителям Коли прямо посреди августовского счастливого настоящего и в ультимативной форме потребовала, чтобы их малолетний оболтус вызубрил наизусть и прочитал на линейке один из следующих стишков:

Я сижу на вишенке,
Не могу накушаться,
Деда Ленин говорил,
Надо маму слушаться.

Либо:

Летит, летит ракета
Вокруг земного света,
А в ней сидит Гагарин
Хороший русский парень!

Коля заявил, что никаких стихов он учить не будет. Тогда училка высказала большое сожаление, что её будущий ученик такой непослушный. Она обещала этот момент учесть при последующем развитии знакомства. Но стишок придётся всё равно выучить, хочешь ты этого или не хочешь. Школа - это то самое место, где очень хорошо умеют учить заниматься тем, чего ты не хочешь делать.

Коля решил тогда просто убежать на улицу и закончить этот бесполезный спор, но его поймали родители, и мама с улыбкой попросила сынка порадовать её чтением стишка про вишенку. Она сказала, что будет очень горда видеть и слышать на линейке, какой умный и смелый у неё сынок. Коля отчасти пошёл на уступки и сказал, что так и быть, стишок он выучит и даже расскажет, но не про вишенку, а про Гагарина. И папа Колю поддержал. Училка вышла и тут же позвонила в соседнюю квартиру, где жил Колин ровесник мальчик Вова, ябеда и врун. Коля усмехнулся. Он понял, что теперь Вовка будет читать на линейке про вишенку, и так как это будут произносит уста закоренелого вруна, то значит деда Ленин ничего такого не говорил про послушание. Иначе бы Вовкины рассказы про его личную встречу с инопланетянами и то, что он целовался с хорошенькой девочкой Викой и от этого у Вики родился хомячок, были бы правдой.

За день до линейки папа съездил в старую часть города, в тот район, который носил народное название Курмыш, и в огороде дома покойного Колиного дедушки нарезал здоровенный букет из георгинов и прочей зелени. Георгины любезно предоставила Лида, молодая жена очень взрослого двадцатитрёхлетнего Колиного двоюродного брата Лёньки, который со своей  семьёй жил в этом доме. Лида нравилась маленькому Коле своими спелыми стройными  ногами, которые в капроновых чулках телесного цвета прямо-таки сверкали из-под коротких платьев и юбок. Любовь к георгинам и умение их выращивать  Лида привезла с собой с Западной Украины, откуда была родом, оттуда же взялась и её сипатичная мордашка польского типа как у кошечки, серые глазки и белокурые волосы.  Георгины Лида удобряла помётом голубей, которых в этом дворе всегда держали.

На Курмыше режиссёр Соловьев вскоре снимет несколько эпизодов фильма "Чужая белая и рябой", а папа Коли на общественных началах будет кинематографиста сопровождать и расскажет ему несколько историй из собственной жизни послевоенного подростка и голубятника.

В один из зимних вечеров того же года, когда Коля пошёл в первый класс, Лёнька, который был немного под хмельком и в очень хорошем настроении после какой-то приятной для него вечеринки,  пришёл  к Коле домой и сказал, что зашёл на минутку повидать дядьку и тётю, так как был в гостях неподалёку. Так как родители Коли тоже были где-то в гостях и их дома не оказалось, то Лёнька уделил внимание своему младшему двоюродному братишке, стал учить его, как надо настраивать гитару, брать на ней аккорды и петь песню про мальчика, который раньше любил кушать с маслом хлеб и под столом свободно проходил, но хлеб у него отобрала на улице девчонка, а потом мальчик стал взрослым и девочка тоже выросла и отобрала у выросшего мальчика его кошелёк, за неимением  уже у него хлеба с маслом. Лёнька объяснил Кольке, что это просто песня, что нельзя такое допускать, чтобы в настоящей жизни женщина тобой так вертела. "Вот я люблю свою Лиду, - делился опытом Лёнька, - но иногда она так надоедает, что приходится искать себе и любить другую девушку, чтобы заглушить неприятные ощущения от Лиды. А потом домой приходишь, и Лида снова очень сильно нравится. Вот Лида постоянно готовит очень вкусный украинский борщ. Ел бы да ел. Но и он иногда надоедает, хочется другой пищи, супа какого-нибудь, хоть из пакетика, со звёздочками. Так и с женой, она тоже приедается, какая бы не была мёд и пряник. Вырастишь, сам это почувствуешь. Жена как борщ, запомни!"

Через четыре года тёплым сентябрьским днём, когда снова выросли красивые яркие георгины, Лёнька чем-то обидел Лиду и поехал  в гости к другу на мотоцикле "Ява". И Лида крикнула ему вслед: " Хоть бы ты не вернулся!" И Лёнька не вернулся, потому что, когда поздним вечером возвращался на том же мотоцикле домой, оказалось, что на одной из улиц, по которой он днём благополучно проехал к другу, экскаватором какие-то злодеи  вырыли глубокую поперечную траншею и ничем её не огородили. А зачем? Байкеры в те времена были редкость. Лёня  успел заметить траншею и стал тормозить. Это была ошибка. Возможности остановиться всё равно уже не было. На скорости у него был бы ещё шанс перелететь яму. С перебитым в шейном отделе позвоночником и отнявшимися ногами Лёня  пять дней пролежал в больнице и в День усекновения главы Иоанна предтечи умер. У Коли на память о брате осталась хоккейная клюшка, которую Лёня сделал своими руками и подарил младшему братишке на день рождения, и ещё книга с рассказами Бориса Жидков, на развороте которой Лёнька написал: "Композитор Лёня!!!" Лёнька пытался сочинять песни под гитару, и в какой-то момент они у него начали получаться очень хорошо. А у родителей Коли появилась записка, которую в больнице Лёня смог написать трудно читаемыми каракулями: "Вы самые любимые, заберите". Яркие георгины были в тот год все срезаны и украсили свежую Лёнину могилу.

Накануне линейки мама сказала Коле, что на свой первый звонок он пойдёт с этим красивым букетом разноцветных георгинов. Пока этот букет просто стоял в вазе и украшал квартиру, Коле он очень нравился, и мальчик его даже немного порисовал акварельными краскам в своём альбоме, где до этого появлялись лишь парусники посреди бурного моря. Узнав, что ему придётся тащить с собой этот веник и позориться, Коля возмутился и сказал, что никогда в жизни он не будет расхаживать по улице с букетами. Пусть это делают глупые девчонки и сосед Вовочка, а он, Николай, своей репутацией правильного пацана дорожит. И тут мама выложила ещё одну новость, похлеще предыдущей. Оказывается, родители тоже пойдут на линейку и могут Колин букет некоторое время понести за него. Это уже вообще не лезло ни в какие ворота. Его, взрослого семилетнего человека, который полжизни провёл на улице в различных приключениях, собираются вести у всех на виду за ручку, как будто он этой школы боится или такой дурачок, что не знает дороги. Коля сказал, что так и быть, он отнесёт этот дурацкий букет в школу, но пойдёт исключительно один, без никого.

На следующее утро, отмытый, наглаженный, причёсанный как Том Сойер, Коля вышел из подъезда с букетом и пошёл к школе, постоянно оглядываясь, нет ли хвоста? Хвост был, но Коля его не заметил. Родители незаметно выскочили из подъезда и быстро пошли к школе другим путём, чтобы быть на линейке раньше младшего сына. Следом за родителями из подъезда вышел родной брат Коли семиклассник Виталий и двоюродный брат Сергей, ученик десятого класса. Сергей потерял своих родителей несколько лет назад и жил с тех пор в одной семье с Колей.

Коля дошёл до ворот школьного двора и оказался в таком месте, где его никак не могли увидеть родные из окон даже в бинокль. В этой слепой зоне Коля подошёл к густому бордюрному кусту и засунул поглубже в его колючие дебри ненавистный букет. Всё! Он свободен, и как настоящий пацан из "Диких дворов", появится на линейке с пустыми руками. А букетики пусть несут маменькины сынки и ябеды девчонки с бантиками.

Довольный своей выходкой, Коля зашёл в школьные ворота. И тут его настигли братья.
- Куда дел букет?- сразу же спросили они.
- Выбросил! - самодовольно заявил первоклассник.
- Куда ты его выбросил?
- А вон он. В кустах торчит.
Серёга вытащил букет из кустов и подошёл с ним к Коле.
- Слушай, Колька, если его оставить в кустах, то его кто-нибудь заберёт.
- Ну и пусть! Всё равно ему в школе пропадать.
- А мы его маме подарим. Вернём домой.
- Как же мы его маме подарим, если она сама сказала, что букет надо отнести в школу.
- Вот и отнеси. Первоклассники у нас дарят цветы не только училкам, но и десятиклассникам. Ты мне его и подаришь, так мы и вернём его домой! - пояснил комбинацию Серёга.

Идея эта Коле страшно понравилась. Это уже было приключением, весёлым предприятием, заговором. Букет уже не казался отвратительным. Он уже был частью игры. И наградой будет возвращение букета домой. Он будет как бы новым букетом, который Коля подарит маме, и ей будет приятно, что дети у неё не только послушные, но и очень умные. И Коля сможет дорисовать этот букет, не успел немножечко. И маму он очень любил.

- Понятно! Давай букет! А теперь идите вперёд, а потом я за вами. Хочу дойти один, без сопровождения.

На линейке Коля цепко держал в руках букет, который оказался самым большим и самым ярким, такого не было ни у одного из маменькиных сынков и ябед с бантиками. И стишок он вышел читать с этим букетом в руках. И очень бодро выпалил в микрофон:

Летит, летит ракета
Вокруг земного света,
А в ней сидит...

И тут он запнулся и остановился. Дело в том, что, как Коле казалось, в микрофон он говорил басом, а из динамиков на крыше школы раздавался на весь школьный двор и на полрайона вокруг писк какого-то Буратино.

Коля в панике стал озираться вокруг и ждал, что его сейчас поднимут за этот детский писклявый голосок на смех. Но никто не смеялся, вся школа сочувственно смотрела на малыша. Каждый думал: "С кем не бывает, ну подзабыл. Ничего сташного!"

И только та самая  первая училка  шипела Коле в затылок: "Гагарин! Гагарин, оболтус!"

- Гагарин, оболтус! - отчётливо и громко произнёс Коля, а динамики ещё громче это повторили. И все вокруг просто покатились от хохота. Кроме училки, разумеется. И хмурого директора.

Коля вернулся к своему классу. Через непродолжительное время закончились и стишки, и обычные на таких линейках бодрые речи педагогов. Объявили первый звонок. Он прозвучал в исполнении самой красивенькой девочки-первоклассницы, которую обнёс по всему периметру линейки один из десятиклассников. Девочка сидела у парня на плече, дрыгала от удовольствия ножкам в белых гольфиках и размахивала бронзовым колокольчиком. Колокольчик на солнце очень блестел. Первый звонок Коле понравился. Девочка ещё больше.

Наконец объявили, что первоклассники сейчас подарят цветы выпускным классам. И Коля ринулся с букетом наперевес через плац к Серёге, а Серёга пошёл навстречу братишке. Но тут наперерез из толпы учителей выскочила здоровенная толстая тётка с небольшими усиками на верхней губе и буквально вырвала самый красивый на линейке букет из рук Коли, оставив в крепко сжатых кулаках первоклассника несколько обломанных стебельков западно-украинских георгинов. И сказала, лицемерно и удовлетворённо улыбаясь: "Спасибо, мальчик!"

Коля бросил стебельки на асфальт и посмотрел на свои ладони. Они были ободранны до крови. С этого момента и до самого последнего звонка Коля ненавидил школу.


Рецензии
И слышен детский голос.

Марина Ильяшевич   14.04.2023 14:21     Заявить о нарушении