О романе Ремарка Жизнь взаймы
"Жизнь взаймы, или у неба любимчиков нет» - это второе имя романа, но я бы взяла из этого названия вторую половину, и поставила эпиграфом к первоначальной редакции.
Роман Ремарка «Жизнь взаймы» публиковался изначально в сокращенном журнальном варианте в 1959 году, а «Жизнь взаймы, или у неба любимчиков нет» впервые был опубликован в 1961 году уже как окончательный книжный вариант.
А любви в романе нет. Никакой нет...
Я, по крайней мере, её там не нашла. Зато отчаянья, черного, глухого, истерично ликующего и холодной одинокой безысходности предостаточно. Странно для меня было и то обстоятельство, что понимая это, оторваться от чтения я не могла, хотя понимала, что герои - оба, и он , и она обречены, то есть другой выбор завершения повествования является невозможным.
Очень хотелось узнать, как автор похоронит главных действующих лиц, в какой последовательности. Но не потому, что я так уж кровожадна, чтоб смаковать чужую смерть, Боже упаси! Написано столь талантливо, что иногда мне казалось, что я смотрю фильм, а не читаю книгу.Уж слишком герои показались мне театральными, не живыми... И очень хотелось увидеть все повороты сюжета этой драматической истории, трагического спектакля.
И Ремарк не разочаровал как всегда! А язык романа? Я понимаю, что это перевод, но всё равно наслаждение , несмотря на постоянный комок в горле от предчувствия появления на сцене смерти, она неумолима,и ты вместе с героями невольно ожидаешь этот момент,и трепещешь от страха, и сердце колотится как заячий хвост о пенёк, но она всё равно появляется внезапно.
Не знаю, может кому-то , как Лилиан, хотелось бы прожигать жизнь, тратить на себя деньги не считая, но я опять же не наблюдала у нее невероятной радости от такой бутиково-ресторанно-гостиничной жизни. Мне подумалось, что в последние месяцы жизни надо делать то, что ты больше всего любишь, да и не в последние желательно тоже, если это возможно.
Но оправдать Лилиан просто необходимо, потому что большая часть жизни её прошла в стенах туберкулёзной больницы, и она совсем не знает, что же на самом деле любит и чего хочет. И сбегая оттуда ради глотка счастья и свободы , она всё равно каждое мгновение помнит , что умирает, что всё поздно,и поэтому ничего уже её не радует.
Вот и причина, на мой. взгляд, почему автор первым убивает во время гонок её любовника, спутника по прожиганию оставшихся дней, чтобы она перестала бояться этой самой загадочной и многоликой дамы по имени Смерть.
«На самом деле человек по-настоящему счастлив только тогда, когда он меньше всего обращает внимание на время, и когда его не подгоняет страх.»© Ремарк.
И всё-таки этот роман о жизни!
И что прежде всего надо любить себя.
И тогда, наверно, не очень страшно...
Нет, страшно, вероятно, всегда, но в последний миг есть что вспомнить...
12.11.21
Свидетельство о публикации №121111200790