Любовь последнего трубадура

Блок. Бумага, карандаш. С-Т.


Рецензия на «Ай, да Блок!» (Нина Богданова)

____________Такое удовольствие получила, прочитав ваш милый сердцу рассказ.
 Как замечательно он написан. Мягко, душевно, волнующе. Преклоняюсь.

Нина Голяк   08.11.2021 14:16   
• 

Ниночка! Спасибо вам огромное...
С теплом,
Нина Богданова   08.11.2021 14:58   
• 

____________Интереснейший рассказ! Столько в нем теплоты, мечты и любви!
А я сама - учитель русского и литературы, и тоже люблю Блока! И весь Серебряный век...
Лариса Чех   08.11.2021 13:58 
 •

_______________Приветсвую, девочки, милые учительницы, любящие Блока!
Я без всяких подвохов, просто понравился рассказ, легкий,
трогательный, пожалуй если б не Уфимцева из десятого "Б",
то Марьванна замерзла б в конец:)))
И поскольку все сочинения о Блоке украдены, подброшу вам
еще одно: "Любовь последнего трубадура на земле."

Она была статская советница Ксения Садовская.
После рождения третьего ребёнка, она отправилась подлечить здоровье
в Германию, на курорт Бад-Наугейм.

__________________________ВСТРЕЧА__________________

Он был гимназистом, который сопровождал матушку и тетушку на курорте.
Носил за ними зонтики, книжки и шали его звали Александр Блок, хотя
они его называли Сашура.
Позднее тетушка его Мария Андреевна Бекетова вспоминала:

"Она (Саудовская) первая заговорила со скромным мальчиком,
который не смел поднять на нее глаз, но сразу был охвачен любовью".

Высокая, статная, красивая с тонким профилем,
синими глазами и глубоким, вкрадчивым голосом
Ксения Садовская, производила неизгладимое впечатление.
.
16-летний Блок влюбился и ухаживал страстно:

Сердце занято мечтами,
Сердце помнит долгий срок,
Поздний вечер над прудами,
Раздушенный ваш платок...

(Я бы, включив редактора, сказал:
«Ваш надушенный платок» зачем этот раздушенный?

Каждое утро Блок приносил Ксении розы.
Она то подбадривала его, то шлепала зонтиком по рукам,
то возвращала цветы с усмешкой, но он оказался настойчив
и вскоре она сама увлеклась.
Однажды, он вернулся под утро и записал в тетради:

В такую ночь успел узнать я,
При звуках ночи и весны,
Прекрасной женщины объятья
В лучах безжизненной луны. ________(ухт, какова рифма: «узнать я - объятья»)

Это был первый лирический цикл стихотворений Блока,
озаглавленный: «К.М.С».

И хотя, маменька тревожилась за судьбу своего пылкого
гимназиста, но считала:
"... может, так оно и лучше, чем публичный дом, где безобразия
и болезни?
Куда деваться, Сашурочке? - возрастная физика..."

И вправду, такой опыт первой любви - настоящей любви,
куда лучше, чем опыт 14-летнего Льва Толстого, которого
старшие братья отвели в публичный дом, после чего он плакал.

_______________________СКАНДАЛ___________________________

Однако, в результате ночного загула Сашурочки, маменька
по утру явилась к Садовский, и угрожала облить
"гнусную совратительницу молодого дарования" серной кислотой,
а так же грозилась всенепременно отправить ее на каторгу.

Ксения Михайловна выслушала угрозы и указала на выход.
А влюбленного гимназиста ожидали истерики маменьки
с заламыванием рук и мольбами:

"Капель, мне, Саша! Капель!"

Но ничего не волновало его, кроме любимой синеокой Ксении:

И очи синие, бездонные
цветут на дальнем берегу.

Она была немного старше его матери, но не такая уж "Незнакомка",
о какой он писал позже.

Тем часом Александра Андреевна отправляла домой депеши:

"Сашура у нас тут ухаживал с великим успехом,
пленил барыню, мать троих детей...
Смешно смотреть на Сашуру в этой роли.
Не знаю, будет ли толк из этого ухаживания для Сашуры
в смысле его взрослости, и станет ли он после этого
больше похож на молодого человека. Едва ли".

Однако, после той ночи, матушка с тетушкой в тот же день
увезли своего школяра от греха подальше.
Он простился с Садовской и подарил ей розу.


____________________________ВОЗВРАЩЕНИЕ в ПЕТЕРБУРГ_________________


Но и в Петербурге, без малого почти год,
истерики Александры Андреевны не давали возможности им
спокойно встречаться.
В дневнике юный Блок писал Ксении:

Наши уста в поцелуях сольются,
Буду дышать поцелуем твоим.
Боже, как скоро часы пронесутся...
Боже, какою я страстью томим!..

И все же тайные встречи и письма были:

"Если бы Ты, дорогая моя, знала, как я стремился
все время увидеть Тебя, Ты бы не стала упрекать меня…"

…" у меня была масса уроков на неделе, а перед праздниками
все время приходилось уходить к родственникам".

Их встречам помогала младшая сестра Садовской,
через которую шла переписка.
Однако, это стало известно маменьке.
Со слов самой Ксении, Александра Андреевна встретилась с ней
и взяла с нее слово, что она прекратит отношение с Сашенькой.

Но, Ксении не удалось остановить юного Блока, встречи продолжались.
По вечерам, в условленном месте он поджидал ее в закрытой карете.
Были и прогулки по городу, и свидания в гостиницах, и стихи:

Наша любовь обманулась,
Или стезя увлекла —
Только во мне шевельнулась
Синяя города мгла.___________ Лучше инверсия: города синяя мгла

Он посылал ей свои стихи, цитировал Фета,
но она, не любила стихов и не верила им!

Весной из Франции Ксения звала Блока в Бад-Наугейм.
Но у него не было денег на эту поездку.
Она считала что не принять деньги от нее — это "преступление"!
Он отвечал, что принять ее деньги — это "безнравственно"!

"Ты" и "Дорогая Оксана" заменилось на "Вы"
и "Ксения Михайловна".

К слову вспомнилось - у Пушкина с точностью наоборот:

Пустое вы сердечным ты
Она обмолвясь заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!



Июльское письмо 1900 года Ксении Саудовской — стало прощальным.
Она просила вернуть ее письма.

Блок отказывался, отвечая:

«Я не могу сжечь все то, чему поклонялся…
Но разве то, что я ничего не сжигаю,
значит, что я могу думать и чувствовать так же,
как думал и чувствовал три года тому назад?
В этом только смысле и можно обвинять судьбу,
а не за то, что она столкнула нас.
Судьба и время неумолимы даже для самых горячих порывов,
они оставляют от них в лучшем случае жгучее
воспоминание и гнет разлуки».

Последнее его письмо "Многоуважаемой Ксении Михайловне"
от 13 августа 901 года было холодным:

"Мне приятно все прошедшее;
я благодарю Вас за него так,
как Вы и представить себе не можете…
Я считаю себя во многом виноватым перед Вами".

Она назвала его "изломанным человеком".
И больше они никогда не встречались, не обменялись ни словом.
Ксения прокляла судьбу, но эта ее любовь оказалась самой сильной,
единственной и не угасла до конца ее жизни.

Через 12 лет Блок снова посетил места своей первой любви.
К его удивлению в Бад-Наугейме ничего не изменилось:

Все та же озерная гладь,
Все так же каплет соль с градирен.
Теперь, когда ты стар и мирен,
О чем волнуешься опять?

После этого был создан цикл любовной лирики:
«Через двенадцать лет»

Унесенная белой метелью
В глубину, в бездыханность мою,
Вот я вновь над твоею постелью
Наклонилась, дышу, узнаю…

Я сквозь ночи, сквозь долгие ночи,
Я сквозь темные ночи — в венце,
Вот они — еще синие очи
На моем постаревшем лице!

Прошел слух о смерти Ксении Садовской, Блок пишет:

Жизнь давно сожжена и рассказана,
Только первая снится любовь,
Как бесценный ларец перевязана
Накрест лентою алой, как кровь.____ (любовь, кровь, морковь, особенно

плох стык согласных: ка-к-кровь)

Хотя она жила рядом с ним в Петербурге, они больше не встретились.
После революции, Ксения Садовкая, похоронив мужа, умирая
от голода, добралась до Киева, где жила ее дочь.
Положение было крайне сложным и ей предстояло перебраться к сыну в Одессу.
В пути – она нищенствовала, чтобы хоть немного утолить голод,
собирала в поле колосья незрелой пшеницы.
В конец измученная, приехала к сыну и сразу попала в
одесскую больницу.


Лечащий врач обратил внимание на сходство ее инициалов « К.М.С»
которые совпадали с именем, воспетым Блоком.
Оказалось, что эта раздавленная жизнью женщина,
(революция раздавила и уничтожила все русское дворянство)
она есть – та самая прекрасная

"роза юга, уста которой исполнены тайны,
глаза - полны загадочного блеска, как у сфинкса…"

В больничном саду, на деревянной скамеечке она впервые
узнала о посвященных ей стихах под инициалами « К.М.С» и разрыдалась.
Спустя несколько лет, первая любовь Блока – Ксения Садовская умерла,
похоронена на одесском кладбище.
Пройдя революции, войны, голод и нищету, потеряв в жизни все,
она сохранила, зашитыми в подоле юбки, двенадцать,
перевязанных лентой писем Блока и одну засохшую розу…
... сберегла то что считала самым ценным.

Была ты всех ярче, верней и прелестней,
Не кляни же меня, не кляни!
Мой поезд летит, как цыганская песня,
Как те невозвратные дни...
Что было любимо - все мимо, мимо...
Впереди - неизвестность пути...
Благословенно, неизгладимо,
Невозвратимо... прости!

Пусть это были всего лишь письма влюбленного гимназиста,
полученные ею когда-то давным-давно, но оказалось, что
ничего дороже этого не случилось за целую жизнь …

«Блок» — единственное движенье губ"

– Да, думал я вспоминая посвящения Цветаевой на смерть поэта?
— Но почему — "имя твое - пять букв?"
И догнал, ведь
прежде использовали «Ъ»:)) БЛОКЪ…

______________________________ЛЮБОВЬ ВЕЛИКИХ ТРУБАДУРОВ_______________

Столько написано о Блоке
и Менделеевой и никто не назвал его любовь
поклонением Донкихота прекрасной даме - Дульсинеи.
А ведь это была любовь последнего трубадура на земле.

Менделеевой посвящены "Стихи о Прекрасной Даме"
Ей, больше всего в мире посвящено стихотворений
о любви их более тысячи.
Блока увлекли идеи философа Владимира Соловьева
о Вечной Женственности не только на письме но и в жизни
он стремился обрести идеал Прекрасной Дамы.

Нонсенс в том, что лучшей поэт России одарил дочь
гениально химика "любовью без химии".

___________________________ПОЗЕР И ФАТ_________________________

Они встретились когда ей было 16, Блоку 17 лет,
( Хотя знали друг друга с детства)
это был июнь 1897 года Блок приехал в Боблово (имение Менделеевых) –
на белом коне, в элегантном костюме, мягкой шляпе и щегольских сапогах.
Она была в розовой блузке с маленьким черным галстуком
- ( девочка с персиками Серова)
Она сразу произвела впечатление на Блока, он, на нее не очень:
она назвала его "позером с повадками фата",
но оба они мечтали о сцене.
Блок предложил поставить отрывки из «Гамлета».
Он играл принца и Клавдия, она – Офелию.
После спектакля они пошли прогуляться, эту прогулку
оба вспоминали как начало их романа.

Позднее Блок отразил их чувства в стихах:
(...)
Стана ее не коснулся рукою,
Губок ее поцелуем не сжег...
Всё в ней сияло такой чистотою,
Взор же был темен и дивно глубок.

.
Они вместе играли в любительском спектакле.
По возвращении в Петербург Любовь Дмитриевна стала отдаляться,
считая его "низким фатом". Он перестал бывать у Менделеевых.
Она отнеслась к этому равнодушно занятая поступлением
на историко-филологический факультет Высших женских курсов,
пропадала на студенческих концертах и балах, увлеклась психологией, философией, о Блоке почти не вспоминала.

____________________________МИСТИКА и ФИЛОСОФИЯ ИДЕАЛА________________

А он в это время увлёкся мистическими учениями,
идеями Владимира Соловьева, бродил по Петербургу в поисках
Ее – своей великой любви, которую он назовет потом Таинственной Девой, Вечной Женой, Прекрасной Дамой… Как некогда Петрарка назвал Лауру, Данте Беатриче,
Донкихот Дульсинею, Пушкин Императрицу - под инициалами НН - все это от эпохи
Возрождения бестелесные любови - любовь к идеалу, неприкосновенная любовь к недосягаемому.
Ибо ни Данте никогда не коснулся Лауры, ни Петрарка Беатриче, ни Пушкин императрицы - это образ прекрасной дамы для поклонения и возвышающего
душу обмана.
Данте был т
рубадуром  влюбленный в Беатриче,
но ей исполнилось 9-ть, его любовь — идеальная, платоническая —
годилась только для стихосложения.
Беатриче была для него свидетельством того, что Небо иногда
присылает на землю ангела.
Петрарка встретит в апреле 1327 года Лауру де Нов,
ему был 22- но они не были знакомы .
С той встречи большая часть творчества Петрарки
была посвящена златокудрой красавице.

Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
А.П.
___________________________СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА_________________________


И вдруг случайно, почти в мистическом трансе, Блок увидел на улице Любу.
Она шла от Андреевской площади к зданию Бестужевских Курсов.
Он шел следом за ней.
Еще одна такая же случайная встреча с Менделеевой произошла –
на балконе Малого театра, во время представления «Короля Лира»,

Эти случайности уверили Блока в том, что она – его судьба.
И он превратил Любовь в Дульсинею, в прекрасный образ,
который питал воображение поэтов, трубадуров и менестрелей.

В течение 4-х лет Блок писал посвящения "Прекрасной Даме",
читал ей стихи, но не делал никаких предложений.

Были долгие прогулки по Петербургу, вспышки любви и ссор,
без поцелуев.
В ноябрьскую ночь 1902 курсистки устроили в зале
Дворянского собрания благотворительный бал.
Пришла и Любовь Дмитриевна в голубом, выписанном из Парижа платье.

_______________________ТАИНСТВЕННАЯ ДЕВА_______________________

Он считал ее Таинственной Девой, Вечной женой.
Ей поклонялись все его друзья, они обсуждали каждый
ее жест, взгляд побледнела, покраснела...

Устав от поклонений Менделеева отправила ему гневное письмо.
Он хотел покончить собой, но слава Богу - этого не случилось.

Блок сделал официальное предложение семье Менделеевых.
Дмитрий Иванович был доволен тем, что его дочь связала судьбу
с внуком Бекетова его старинного друга.
Свадьба была в августе в дворянской усадьбе Шахматово, расцвели настурции
и пурпурные астры, невеста - в длинном белом платье со шлейфом, а жених:
белая шляпа, фрак, высокие сапоги -
"как денди лондонский одет" - лорд Байрон!

Когда молодые остались одни в спальне, Блок сказал примерно следующее:
"Любушка, послушай что-то очень важное!"
- "Сейчас он снова признается мне в страстной любви!" -
вероятнее всего, подумала она.

- Так знай сказал Блок: у нас этой "близости" не будет никогда!
- почему, Сашура? Ты меня не любишь?!
- Потому что все это темное начало...
Сама посуди: как я могу верить в тебя как в земное воплощение Вечной Женственности и в то же время употреблять, как уличную девку?!
Пойми, плотские отношения не могут быть длительными!".

"А как же его стихи о прекрасной даме, разве не ею он грезил?

- "Я все равно уйду от тебя к другим, - сказал Блок, и ты уйдешь.
Мы мятежны и свободны, как птицы".
Он поцеловал жену в лоб и ушел прочь.

______________________________ ЛЮБОВЬ БЕЗ ЛЮБВИ______________________

Менделеева писала:

"Я до идиотизма ничего не понимала в любовных делах, –
но чувствовала, что что-то не так"...
Блок объяснил:
"Прекрасной Даме можно только поклоняться.
Ее нельзя унижать плотской любовью!"

Сам он от плотской любви не отказывался, биографы
насчитали у него тьму любовниц.
( не знаю, на каких счетах эти счетоводы насчитали список из 300 дам)
Но знаю, что в жизни Блока были только две женщины:
– "Люба и все остальные" - так он записал в своем дневнике.

Он избрал Её своей Прекрасной Дамой и наделил всевозможными достоинствами.
Она стала источником вдохновения для поэта.

Так же как все великие трубадуры и Сервантес, будучи рабом на галерах, в плену в темнице, раненный
в руку создал гимн светлому рыцарству Донкихота и Дульцинею,
но только Блок сумел соединить в реальности Земное и Божественное,
и познать трагедию этого опыта.
Стихи Блока, посвящённые молодой неприкосновенной жене:

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье... ( Я любил раньше девушку в белом,

а теперь я люблю в голубом... С.Е).
.

______________________________ПЕРВАЯ НОЧЬ ЛЮБВИ___________________________

"Отвергнута, не будучи еще женой…" - напишет потом Любовь Дмитриевна в своих
воспоминаниях:

"В один из таких вечеров неожиданно для Саши и со "злым умыслом"
моим произошло то, что должно было произойти.

"С тех пор установились редкие, краткие, по-мужски эгоистические встречи", -

А в доме по-прежнему много гостей:

Соловьев, Андрей Белый.
Дружба Блока и Белого имела мистический характер.

"Мы встретились письмами, — вспоминал Белый, —
я написал Блоку, не будучи с ним знаком;
и на другой день получил от него письмо;
оказывается, он в тот же день почувствовал желание мне написать…

С тех пор они – «братья» и практически не расстаются.
Блок в среде своих друзей и знакомых уже признан «великим поэтом».
Любовь Дмитриевна очаровала всех.
Андрей Белый дарит ей розы, Соловьев – лилии.
Они видят в Блоке своего пророка, а в его жене – воплощение Вечной Женственности.
Они преследуют Любовь Дмитриевну своим поклонением.
Это длилось до тех пор пока к Менделеевой не возник роман
с другом Блока, Андреем Белым:

Стоял я дураком в венце своем огнистом,
в хитоне золотом, скрепленном аметистом —
один, один, как столб, в пустынях удаленных, —
и ждал народных толп коленопреклоненных…



______________________________БЛОК И БЕЛЫЙ____________________


Любовный треугольник Блок — Менделеева — Белый
связан с пьесой Блока, опять же роза "Роза и Крест"

"поэма 12"

В белом венчике из Роз
Впереди Иисус Христос

Сан-Торас   11.11.2021 18:15   Заявить о нарушении / Удалить
Всюду розы...

Не корзины цветов, а целые "бугаевские леса" (Имя Андрея Белого - Борис
Бугаев) каждое утро появлялись в гостиной четы Блок-Менделеева.
Следом и приходил сам Белый, садился к роялю, играл в честь Любочки,
кружил голову...
А Блок проводил время – в ресторанах, в театрах, в обществе актрис и дам полусвета.
Чувствуя себя покинутой, она писала:

"В сумбуре я даже раз поехала к нему. ( Белый)
Играя с огнем, уже позволила вынуть тяжелые черепаховые гребни и…
волосы уже упали золотым плащом…
Но тут какое-то неловкое… движение (Боря был немногим опытнее меня)
— отрезвило…
и уже я бегу по лестнице, начиная понимать, что не так должна найти
я выход из созданной путаницы".

После этого случая она не позволила Белому приезжать к ним,
но отправляла ему письма:

"Люблю Сашу… Не знаю, люблю ли тебя… Милый, что это?
Знаешь ли ты, что я тебя люблю, и буду любить?
Целую тебя. Твоя".

Они решили рассказать о своих отношениях Блоку.
Об этом Андрей Белый писал:

И мы пришли с нею к Саше в кабинет… Его глаза просили:
"Не надо".
Но я безжалостно:
- Нам надо с тобой поговорить.
И он, кривя губы от боли, улыбаясь сквозь боль, тихо:
"Что же? Я рад".

И… по-детски смотрел на меня голубыми, чудными глазами….
Я все ему сказал. Как обвинитель…
Я был готов принять удар… Нападай!..
Но он молчал… И… еще тише, чем раньше… повторил:
"Что ж… Я рад…".
Люба крикнула:
- Саша, да неужели же?
Но он ничего не ответил.
И мы с ней оба, молча, вышли…
Она заплакала. И я заплакал с ней…
А он… Такое величие, такое мужество!
И как он был прекрасен в ту минуту"…

В эти дни Блок пишет стихи:

Зимний ветер играет терновником,
Задувает в окне свечу.
Ты ушла на свиданье с любовником.
Я один. Я прощу. Я молчу.
(...)
Всё, что в сердце твоем туманится,
Станет ясно в моей тишине.
И, когда он с тобой расстанется,
Ты признаешься только мне.

Решение с кем остаться Блок предоставил жене.
Белый пишет Блоку письма, умоляет отпустить Любовь Дмитриевну к нему,
Блок его писем даже не вскрывает.
Он приезжают к Белому в Москву – в ресторане "Прага" происходит тяжелый разговор.
Друг Белого, поэт и критик Эллис (Лев Кобылинский), подбил
его вызвать Блока на дуэль.

___________________________ДУЭЛЬ НЕ СОСТОЯЛАСЬ________________________

Любовь Дмитриевна решительно пресекла этот вызов.
Она с Блоком из Шахматова переезжает в Петербург, Белый следует за ними.
Они трое решают, в течение года не встречаться в тот же день Белый уезжает в Москву, затем – в Мюнхен.
В следующий раз как бы втроем они встретятся... – на похоронах Блока.
В Первую мировую войну Любочка была сестрой милосердия.
А в 20 тые годы выступала с чтением поэмы Блока
«Двенадцать» в театре перед рабочими и красноармейцами.

Блок писал жене:

Ты всегда мечтала, что, сгорая,
Догорим мы вместе — ты и я,
Что дано, в объятьях умирая,
Увидать блаженные края…

Что же делать, если обманула
Та мечта, как всякая мечта,
И что жизнь безжалостно стегнула
Грубою веревкою кнута?

Не до нас ей, жизни торопливой,
И мечта права, что нам лгала. —
Все-таки когда-нибудь счастливой
Разве ты со мною не была?

Эта прядь — такая золотая
Разве не от старого огня? —
Страстная, безбожная, пустая,
Незабвенная — прости меня!

Ее письма к нему:

12 ноября 1902. Петербург

Мой дорогой, отчего ты не написал мне сегодня?
Ведь это же ужасно — не видеть тебя, знать, что ты болен,
не получать от тебя ничего!
Нет, милый, пиши мне каждый день, а то я измучаюсь, я места не могу найти сегодня от тоски, так трудно отгонять всякие ужасы, которые приходят в голову… Но ведь ничего ужасного нет? Тебе не хуже? Что с тобой?
Долго мы еще не увидимся?
Боже мой, как это тяжело, грустно!
Я не в состоянии что-нибудь делать, все думаю, думаю без конца, о тебе, все перечитываю твое письмо, твои стихи, я вся окружена ими,
они мне поют про твою любовь,
про тебя — и мне так хорошо, я так счастлива,
так верю в тебя… только бы не эта неизвестность.
Ради Бога, пиши мне про себя, про свою любовь,
не давай мне и возможности сомнения, опасения!
Выздоравливай скорей, мой дорогой! Когда-то мы увидимся?
Люблю тебя!
.

20 ноября 1902. Петербург.
Твои письма кружат мне голову, все мои чувства спутались, выросли;
рвут душу на части, я не могу писать, я только жду, жду, жду нашей встречи,
мой дорогой, мое счастье, мой бесконечно любимый!
Но надо, надо быть благоразумным, надо довести благоразумие до нелепости,
надо ждать пока ты не будешь совсем здоров, хотя бы недели!
Я не могу себе этого и представить, но я умоляю тебя «быть благоразумным»!
Пиши мне каждый раз о своем здоровье, чтобы я знала — приближается ли день нашей встречи.
В эти два праздника пиши мне домой, когда я дома — письма дают прямо мне.
До свиданья, милый, дорогой!

.

В письме от 20 ноября Блок жене :

«У меня нет холодных слов в сердце.
Если они на бумаге, это ужаснее всего.
У меня громадное, раздуваемое пламя в душе, я дышу и живу Тобой, Солнце моего Мира. Мне невозможно сказать всего, но Ты поймешь.
Ты поняла и понимаешь, чем я живу, для чего я живу, откуда моя жизнь. Если бы теперь этого не было, — меня бы не было.
Если этого не будет — меня не будет. Глаза мои ослеплены Тобой, сердце так наполнено и так смеется, что страшно, и больно, и таинственно, и недалеко до слез.
<…> Будет говорить страсть, не будет преград.
Вели — и я выдумаю скалу, чтобы броситься с нее в пропасть.
Вели — и я убью первого и второго и тысячного человека из толпы и не из толпы. Вся жизнь в одних твоих глазах, в одном движении"
.

15 декабря 1902. Петербург

Нет, мой дорогой, я не буду больше ходить в нашу комнату без тебя
, верю, так лучше, если ты этого хочешь2.
Пиши мне на Курсы. За меня не бойся совсем;
нехорошо это, я знаю, но я теперь отношусь тупо и равнодушно ко всему чуждому,
а тем более враждебному нашей любви;
все как-то проходит мимо, совершенно не затрагивая меня, точно его и нет совсем.
Чтобы разговаривать с кем-нибудь, мне нужно все время держать себя в руках, напрягать внимание, (...)
В голове все время вертятся твои слова, стихи, фразы из твоих писем...
Ну, да я не могу все это рассказать, ты сам понимаешь,
чем я живу теперь и что для меня все остальное.
Твое письмо искренно и такое, которое я больше всего люблю — ты пишешь, что пишется, что приходит в голову;(..)
Пришли мне твои стихи, мой дорогой, на Курсы завтра.
... развлечения, театр, совсем не развлекают, не помогают проходить времени, а только досадно мешают думать о тебе.

Блок Менделеевой:

«Прости меня, мне каждый день прибавляет знания о Твоем Совершенстве.
Тут уж не о «небесном» даже я говорю.
Это все — после, теория, не наше настоящее. Настоящее все вокруг Тебя, живой и прекрасной русской девушки.
В Тебе то, что мне необходимо нужно, не дополнение, а вся полнота моя.
Если Тебя не будет, я совершенно исчезну с лица земли, «исчерпаюсь» в творении и творчестве. Без Тебя я так немыслим, что, я думаю, некоторые просто видят, наконец, что действую не я сам, а что-то внутреннее вдохновляет.
И уж конечно эти не знают, кто это внутреннее, это Ты, и уж конечно я знаю,
что это — Ты, что весь сложный механизм движется
от Одного Двигателя — Тебя и Тобой.
Тут вся моя цель и вся загадка и разгадка, «узел бытия», корни и цветы.
Опять отвлеченно»
.
__________________________РОМАНЫ ЕГО ЖЕНЫ_______________________________

Она стала актрисой театра Мейерхольда, позднее возник
роман с актером Давидовским.
Менделеева оказалась в положении, страшно боялась родов, помнила
с детства как кричала от боли мать, ее родители к
этому времени ушли из жизни.
Она закрылась в доме одна. Блок сказал, что примет это
дитя, как свое и остался с женой.
Роды были мучительны, она страдала несколько суток,
молила о смерти. Родился мальчик, прожил одну неделю
и умер.
После смерти ребёнка жизнь превратилась в ад, в отчаянье
и расплату за сломанную семью.

Они сохранили свободные отношения, но остались духовно
преданы друг другу. Она ушла на фронт.
Он "страшно тосковал по Любе"
Спустя время, узнав о том, что Блок с матерью попали в
страшную нужду, что он болеет Любовь Дмитриевна, оставила службу
медсестры на фронте,
приехала к ним и заботилась о муже и его матери, взвалив
на себя все тяготы.
Она достала для Блока разрешение на лечение заграницей,
сделала ему паспорт, но не успела... он умер.


_________________________В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС________________________

Перед смертью Блок попросил мать и жену встать по обе
стороны его постели и держа их за руки перестал дышать.
Больше его мать и жена не расставались.
Любовь Дмитриевна пережила мужа на 18 лет,
написала книгу "Быль, и небылицы о Блоке и о себе".
Все эти годы она занималась его архивами, изданиями
сборников, жила им и умерла с его именем на устах.
.
Я оставил Вам это эссе, потому что Вы любите Блока.
Я, любя его стихи с юности до напамять, понял о нем, то что он
единственный из великих поэтов, когда-либо живших на земле
попытался воплотить в жизнь недосягаемый образ Вечный Женственности.
И это исконно русская черта утверждать свои идеалы
свой личной жизнью.
Ибо Бальзак презирал высшее общество, но стремился к нему,
а Тостой радел за народ и становился за плуг.
Насколько это удавалось - другой вопрос, но стремление души
к небу так безмерно высоко...

______________________________ПОЭТЫ_____________________

Да, поэты люди не от мира сего.
В древней поэтической традиции,  которая
ввиде  искусства ИЗЯЩНОЙ СЛОВЕСНОСТИ, с и создала мировую ПОЭЗИЮ,
эта традиция великих ТРУБОДУРОВ, великих поэтов,
которые поклонялись недосягаемой любви – любви МЕЧТЕ,
 некому совершенству - высшей ЖЕНСТВЕННОСТИ, похоже оборвалась
или завершилась творчеством  Блока.
Ибо Любовь благородного РЫЦАРСТВА, являлась  вдохновением души.
Она не была плотской – это божественное начало - лучшее, что есть в человеке.
Испокон веку поэты-трубадуры создавали образ мечты.
К слову вспомнился мультфильм «Бременские музыканты» –
вот-вот, это и естьволшебная любовь странствующего трубадура к прекрасной принцессе, порождающая   стихи и песни.
С добром, Санто.
Сан-Торас   11.11.2021 18:27
.


_____________Спасибо! С огромным интересом прочитала! Поэты - люди не от мира сего...

С благодарностью и теплом души - Лариса
Лариса Чех   11.11.2021 18:30 

.

_________________Рад, Вам!
Спасибушки, что воодушевили собрать из разных
моих рец ремарки о Блоке в одно произведение.

Теперь наш диалог и мой карандашный портрет Блока здесь.

Берегите себя, с добром, Санто.
Сан-Торас   11.11.2021 19:00

.
____________СПАСИБО!!! Очень понравились стихи, просто супер!!!
Нина Богданова   11.11.2021 20:50   

.
Весь материал, собранный вами - прекрасен, необычен и так интересен, что просто... нет слов благодарности!

Нина Богданова   11.11.2021 20:55


.
________Ниночка, я прочел переписку Блока и понял две вещи.
Первое - это то, что Блок продолжил эстафету великих Трубадуров
эпохи Возрождения и завершил ее тем, что будучи русским поэтом
воплотил образ Вечной Женственности в жизнь, в земную любовь.

И второе - до чего же посредственно нам преподавали такие
вещи, как поэза и любовь мастеров изящной словесности,))

Но заглянув к сюда отметил особую атмосферу чувств
и пониманий, потому и задержался.

Всегда рад Вам, Санто.
Сан-Торас   11.11.2021 21:07


Рецензии