Припомнилось
но много лет назад, где был наш старый дом.
Сухих акаций ряд, а прямо под окном
ветхозаветный клен, листвой золотоносен.
Как птицы райские, с ветвей слетали листья.
Он роскошью своей одаривал весь двор.
И это золото мы в головной убор
сплетали, как венок античный на арфисте.
Осенний двор был тих без пчел на медоносе.
Пожухлый чистотел, люпин и розмарин.
Страницы древних книг, старинных их картин
напоминал... А мне припомнилась та осень.
Там, в детстве праздничном и бесконечно длинном,
осталось сердце невесомое мое.
Где куст приземистый казался громадьем,
где облетевший клен казался исполином.
И счастье только там медлительным и легким
казалось, и оно давалось просто так.
А мне скорей хотелось вырасти, чтоб шаг
был, как у папы, и таким же стать высоким.
С улыбкой папин взгляд. В душистой папиросе
он разминал табак и руку над собой
вдруг поднял и сказал: «Ты будешь во-о-от такой
большой! И, может быть, ты вспомнишь эту осень».
Вот эта осень мне и вспомнилась. В оправе
листвы ажурной двор. И папиросный дым.
И старый клен... Легко и просто стать большим,
и только в детстве оставаться мы не вправе.
Свидетельство о публикации №121110906348
А теперь буду неторопливо смаковать. «Сухих акаций ряд» моя память продолжает похожими акациями рядом с подъездом пятиэтажки, где мы жили до моего шестилетия. (Интересно, а Вы летом тоже пробовали её цветы на вкус? У них сладкий вкус, только надо основания лепестков из чашечек вытаскивать. Это у детства такой вкус – сладкий.) «Ветхозаветный клён», и органично в ткань стиха вплетается библейское определение, говорящее не только о почтенном возрасте клёна, но и том, что детство наше теперь принадлежит вечности, находится уже в другом измерении, оценивается в неизменяемых категориях. Ах, Николай Павлович, мы тогда были в раю, о чём Вы и свидетельствуете сравнением золотых кленовых листьев с райскими птицами. И слышали голоса этих птиц, ничуть тому не удивляясь, это было для нас обычным делом. И, казалось, так будет всегда, даже сомнений никаких не возникало.
Дайте же, дайте ещё посмакую чудесные Ваши воспоминания и описания. Да, и венки были – из листьев ли осенью, цветов ли одуванчика в мае. А мы в них уподоблялись не только арфистам, играющим на золотых лучах тех дней, но и античным богам, настолько были всемогущи в своей вере в добро и счастье. Вы пишете, что двор с увядшими цветами напоминал страницы старинных книг. Теперь же наши воспоминания похожи на волшебную книгу из сказки Андерсена про диких лебедей. Листаешь её и картинки оживают… Вы правы, счастье давалось просто так, ни за что, безо всяких условий каждому. И почему так хотелось быстрее вырасти? Наверное, чтобы быть таким, как папа или мама. А они были самыми-самыми.
Спасибо за это светлое чудо возвращения в детство.
Ника Марич 04.02.2025 00:21 Заявить о нарушении
По этому или почти по этому поводу решил написать Вам большое письмо. Пусть оно будет в качестве компенсации с извинениями за все мои пропущенные ответы на Ваши замечательные письма, тем более что скоро, возможно, снова не смогу отвечать.
Разделил это большое письмо на три части:
1. О себе и своей роли в мироздании и в сказке.
2. О поэзии и ее роли в мироздании и в сказке.
3. О недавнем визите Белого Кролика.
Поразмыслив, первые два пункта посчитал крайне нескромными и неделикатными (а за первый пункт так просто краска стыда заливает лицо), и потому решил Вам их не отправлять и вообще разорвать в клочья. Оставляю в письме лишь третью часть написанного – визит ко мне Белого Кролика. Пропуская преамбулу, начну прямо с середины третьей части.
…А на днях ко мне пожаловал с визитом Ваш, Ника, любимец, равно как и любитель ношения женских шляп, Белый Кролик. В этот момент я как раз заканчивал писать стихотворение «Это ухо ловит эхо», которое, по моей задумке, было призвано привлечь читателя не столько метафорическими находками, сколько фонетическими и морфологическими.
Забавно, других поэтов моего уровня, впавших в безнадегу и социальное отчаяние, чаще посещает «Белочка», а вот меня, подозрительно непьющего, посещает Белый Кролик, хотя с тем же мистическим наплывом высокомерного классицизма, но в большей мере безудержного сюрреализма.
Говорили мы о парадоксах метафизического мироощущении, но, конечно, в основном о Вас, Ника. Пили чай из походного самовара, который Белый Кролик принес с собой вместе с кипятком, и детально разбирали Вашу последнюю, только что опубликованную в научном альманахе эпохальную статью «Антидепрессивные прогулки с Бертраном Расселом при луне и на луне».
Б.Кролик, читавший Вашу статью вслух, пришел к неутешительному выводу, что прогулки в непосредственной близости от главного спутника Земли, или даже на нем самом, благотворны именно в компании Б.Рассела, нежели Б.Кролика.
Чтобы понять и принять такой вывод моего визави, мне необходимо было взглянуть на него глазами художника. Но для этого нужны были хоть какие-нибудь очки. Очков под рукой не оказалось, поэтому пришлось поверить Белому Кролику на слово. Тем более что он в совершенстве овладел наукой выуживать и трактовать подтексты из любых научных статей, особенно там, где их не было.
Пока Белый Кролик с явно преувеличенной артикуляцией декламировал абзацы Вашей статьи, порой вскидывая вверх кривоватый указательный палец своей мохнатой лапки, дабы усилить значение произносимой фразы, меня преследовала одна немаловажная мысль.
Эта мысль, Ника, вот какая. К нашему давнему и бессменному партнеру по прогулкам, а нынче моему визитеру, я всегда обращался, используя нейтральное слово «сударь», но, должен признаться, что совершенно не знаю и никогда не знал его имени, отчества и фамилии. Хотя не исключаю, что зовут его Христофор Генрихович Белый.
Т.е. по всей нашей с Вами, Ника, долгой переписке, за нами неуклонно волочилась одна непростительная орфографическая ошибка. Мы писали – Белый Кролик, а надо было Белый, Кролик. Или даже так: Х.Г.Белый, кролик. По примеру, скажем, И.А.Бунин, писатель.
Если мы нарушаем правила жизни, нас ждет самое непривлекательное будущее. Но если мы нарушаем правила орфографии, кроме краски стыда на своем лице нам ничего не угрожает. Поэтому я решил ничего не менять и, как и прежде, писать о нем в третьем лице так: Белый Кролик, т.е. без запятой, поскольку привычно.
Ведь то, что вошло в привычку, даже признанные ошибки, мы склонны постоянно повторять, убедив себя, что ничего страшного в них нет, если нам за них ничего не будет.
Попутно замечу еще вот что. Вы, разумеется, помните поэта Серебряного века Андрея Белого. Ах, сколько ярких вечеров провел я в молодые годы за чтением его иступленного стихописания! Но, удаляясь в прошлое вместе с опоэтизированной эпохой, безоглядно уносящейся неумолимым временем, этот поэт уже довольно скоро будет помниться лишь двумя вещами: строкой «Огневой крюшон с поклоном капуцину черт несет» и еще тем, что некогда умыкнул жену у великого поэта Блока.
Так вот, Белый Кролик (или, как мы уже безосновательно предположили, Христофор Генрихович Белый) наотрез отказался признавать хоть какое-либо родство с однофамильцем Андреем Белым, тем более что Белый – это был творческий псевдоним полузабытого поэта. Хотя, следует признать, портретное сходство у них потрясающее.
А далее действие развивалось так. Переведя дух от чтения Вашей статьи и сделав пару глотков чая, Белый Кролик вынул из жилетного кармана часы на цепочке, потряс ими, как ртутным градусником, и озабоченно посмотрел на циферблат.
«Да уж, меня в этот час ждет дама, великолепная крольчиха! – хвастливо воскликнул он.
«Тогда нужно поторопиться», – посоветовал я, стараясь, чтобы это не выглядело намеком, что Белый Кролик изрядно засиделся у меня в гостях.
«О, нет! – возразил Белый Кролик. – Джентльмен никогда не придет вовремя, чтобы не поставить даму в неловкое положение, ведь любая леди, в особенности крольчиха, готовится к встрече тщательно, а, значит, неторопливо. Мне нужно прийти, по крайней мере, часом позже назначенного времени. Этим я заслужу с ее стороны уважение. Ну, хотя бы буду уверен, что дама меня уже действительно заждалась, волнуется и часто выглядывает в окошко. Как мило мысленно представлять эти женские проявления беспокойства! Тогда мое появление будет встречено с особым трепетом и восторгом, и меня наверняка угостят морковным пирогом».
Я понял, что визит белого Кролика продлится еще, по крайней мере, час, и мы продолжили чтение Вашей увлекательнейшей статьи. Но прежде Белый Кролик сказал: «Когда соберусь уходить, пожалуйста, напомните мне поблагодарить вас за прекрасный прием этим вечером». И я, растерявшись, пообещал напомнить, хотя осознавал, как глупо с моей стороны это будет выглядеть.
Будь я более наблюдательным, заметил бы романическое волнение на его кроличьей физиономии. А будь я еще более наблюдательным, непременно заметил бы, что драматургия этого волнения напускная.
Но я даже поленился оценить его (возможно, тоже притворный), улетевший куда-то в сладкие грезы взгляд, предвкушающий скорое свидание с местной крольчихой, стесняющейся своей красоты, со следами пережитой драмы на лице, но нерастраченной любвеобильностью: губы-бархат, глаза-огонь, щеки-яблочки, маняще шуршащие при движении многослойные крахмальные юбки.
И еще: провинциальная мизансцена уютной комнатки крольчихи, с нежно пахнущими кружевными салфеточками и диванными подушечками, с крупно шагающими ходиками на белёной стене, с рядами домашнего баночного варенья на всех полках, а на этажерках, шкафчиках и люстре – с прыгающими цветастыми канарейками, сбежавшими от холода из парка, так и не дождавшись нашей с Вами, Ника, зимней прогулки.
Ах, будь я лет на двадцать помоложе, я бы… попросил ее усыновить меня. Но, как дипломатично говаривали в старину английские короли, если хотите во Францию, благодарите бога за Ламанш, а если хотите в гости к очаровательной крольчихе, благодарите бога, что вы Белый Кролик, а не заурядный автор сайта Стихи.ру.
Словом, мне попасть в гости к крольчихе, никак не светило. Да и сам Белый Кролик относился к предстоящему вечеру у крольчихи философски, по принципу: туда, где вас любят, ходите нечасто. Туда, где вас не любят – никогда. Иными словами, даже тех, кто вас любит, не стоит перекармливать своим присутствием. Иначе все ваши достоинства скоро наскучат и обесценятся.
Я допивал последнюю чашку чая из походного и, как оказалось, складного самовара Белого Кролика, под медитативное красноречие моего гостя, уже почти монотонно дочитывающего статью.
И неожиданно до моего сознания дошло, что из всего происходящего здесь и сейчас единственным осмысленным объектом может являться вот эта самая чашка чая в моей руке – чашка, как мы давно с Вами выяснили, способная исчезать, но не в этот раз. А мой гость, со звучно тикающими карманными часами, и озвучиваемая его визгливым голосом статья, и опустошенный сдувшийся самовар, и чуждая условности крольчиха, заждавшаяся его появления в патриархальной обстановке своего жилища, и весь этот нелепый, но годный для описания в письме день – всё это стало расплываться и теряться в своей достоверности. И пока не расплылось и не растаяло окончательно, сохранив подлинность лишь в моем воображении, я поспешил перевести это в текст, по сути, сказочного повествования и отправить Вам, Ника, письмом.
Иногда, как видите, мне что-то сказочное приходит в голову, и здесь главное – не потерять контроль над воображением.
Обнимаю Вас с извинениями и благодарностями,
Николай Левитов 05.02.2025 18:22 Заявить о нарушении
надписью. Это, конечно, нереальная мечта, но я искренне вам советую эту книгу напечатать.
Извините, что я без разрешения присоединилась к вашей беседе. Извиняете?
Извиняете - я точно это знаю.
Эскулап Алла.
Алла Балашова 05.02.2025 19:54 Заявить о нарушении
Ну, ладно, буду второй, тоже совсем неплохо), пишу на ладони циферку "2". Беру всех в свидетели.
Эй, Все! Вы теперь свидетели.
Наверно, они согласились, раз промолчали.
В общем, встаю в очередь.
А пока стою на свежем воздухе под февральским снегопадом, наблюдаю, как неспешно прогуливается по пушистым белоснежным дорожкам сказочного парка наша любимая компания. Просто я на крыше, потому мне сверху видно всё в телескоп Звездочёта, вы так и знайте.
Ловите снежок!❄️❄️❄️❄️❄️❄️❄️
И простите мне моё бесцеремонное вторжение. Это всё крольчиха. Она мне позвонила и сказала, дескать, забирайся, Лара, поскорее на крышу, увидишь преинтереснейшее действо. Вот я и тут...
Лара Осенева 05.02.2025 21:47 Заявить о нарушении
и на заснеженных улицах волшебного города. "Как здорово, что все мы здесь
сегодня собрались!" Какая нечаянная радость эта встреча! Роскошный подарок
от февраля-чародея и от Чародея в феврале. Мы, как никогда прежде, ждали
и снега, и Вас, дорогой Николай, этой долгой зимой, хмурой и уставшей от
бесснежья и тревог. Дождались - и словно вернулись в детство, в дорогие
сердцу места, где деревья были большими, а мир сказочным.
Спасибо всем вам, мои ддрагоценные друзья. Не будем прощаться.
До новых встреч!
Всех люблю и обнимаю.
Валентина Щугорева 05.02.2025 22:12 Заявить о нарушении
Спасибо большое за ваше соучастие. Мне, как любителю спонтанного проявления постимпрессионизма в частной беседе, ваше сказочное появление в не менее сказочном тексте этой переписки, особенно приятно.
Наши далекие предки в старину часто говаривали, особенно в неурожай или если корова не доилась: «Надо было раньше поэтически пошаманить, авось, все бы хорошо было».
А к такому действу поэтического шаманства обычно привлекается ваша теплая компания, да в добавок я, грешный и вполне ординарный обитатель этого сайта, значение которого вы явно переоцениваете. Ведь, как вы знаете, еще древние римляне определили такому, как я, типу видовое название: ауторис сайтикус вульгарис. Что означает: автор сайта обыкновенный.
Ой, знаете, мои дорогие, иногда у меня возникает колкая мысль: а вдруг вы не все понимаете в моих письмах? Да вы не волнуйтесь, я и сам не всегда понимаю свои письма. И только по прошествии времени, перечитав их еще несколько раз, дохожу до разгадки и начинаю в них с радостным удивлением что-то понимать.
Смеюсь сейчас так же радостно и благодарю всех вас с поклонами,
Николай Левитов 05.02.2025 22:51 Заявить о нарушении
А потом, Николай Павлович, у меня теперь тоже есть чудесная, мудрая, чуткая и всепонимающая Лара. Да.
Так, с дарами и компенсациями, кажется, разобрались. Идём дальше. А дальше Вы, Николай Павлович, в силу Вашей удивительной скромности и врождённого благородства уничтожили исторический документ, а именно первые две части письма, где содержались редкие и потому бесценные сведения о Вашей роли в мироздании и сказке. И если о роли Поэзии ещё можно прочесть у других авторов, хотя их мнения не будут подтверждены Вашим, более авторитетным, то касательно первой части дела обстоят гораздо хуже. Придётся собирать данные по крупицам, исследуя Ваши письма и опираясь на фольклор – письменные и устные предания о Шаманском острове.
Николай Павлович, я чрезвычайно признательна Вам за рассказ о хождениях в гости Белого Кролика. Теперь я понимаю, почему он так беспокоится об исправности своих часов и зачем ему нужно было заказывать медальон в виде сердечка на капустном листе. Ах, Николай Павлович, Ваше описание комнатки крольчихи восхитительно. Мне ясно представилась вся обстановка в стиле Прованс, с этими оборочками, мелкими цветочками на покрывалах и занавесках, пастельной обивкой, букетиками полевых цветов в миниатюрных вазочках. Точь-в-точь игрушечный набор из серии Sylvanian families, как я когда-то покупала моим маленьким дочкам (и сама с увлечением играла тоже). Пожелаем же пасторального счастья кроликам и крольчихам. А сами всё-таки вернёмся в нашу зиму и отправимся на прогулку, а то «птичек жалко». Впрочем, прогулку лучше чуть отложим, до следующего письма. Я хочу написать под Вашим «Снежным» стихотворением, но это не сегодня.
Сейчас я немного расскажу о родословной Белого Кролика. Дело в том, что Кролик не так давно заинтересовался своими корнями и буквально стал рыть носом землю, чтобы разузнать о своих предках. Все свои знания и догадки он регулярно заносит в толстую тетрадь и иногда зачитывает отрывки мне и сэру Кенгуру, как правило за ужином. Какую долю в записях составляют догадки, а какую реальные факты, понять невозможно. Так, Кролик утверждает, что это его предок изображён Тицианом рядом с Мадонной. Или, что его дед является прототипом главного героя в «Обитателях холмов». Очевидную же всем родственную связь с Кроликом из «Алисы в Стране Чудес» категорически отрицает. И не соглашается на отдалённое родство с Пасхальным Кроликом. Видите ли, таскать повсюду корзину с разноцветными яйцами не могло прийти в голову ни одному серьёзному и уважающему себя кролику с хорошей родословной. Вот по поводу имени нашего Кролика я Вам ничего определённого сказать не могу. Вы правы, это очень странно, за столько времени не выяснить имя. Думаю, Кролик его намеренно скрывает. Вам не кажется это подозрительным, Николай Павлович, а? С другой стороны, выпытывать у самого Кролика я не собираюсь. Он – натура слишком гордая и ранимая и ни за что не откроет нам тайн своего кроличьего прошлого. Может, Вы и правы, и Кролик действительно как-то связан с Андреем Белым. Знаете, иногда он напевает себе в усы: «Паренек, сверни с дороги,- паренек, сверни! Ближе черные отроги, буераки, пни.» и, должно быть, неспроста.
Вы, Николай Павлович, упомянули статью, о коей я запамятовала. Что-то там вокруг луны за пару часов с Бертраном Уильямом Расселом. Прошу прощения за глупый вопрос – речь о собаке? Собаку помню, статью нет, вот обидно. Придётся найти и прочесть.
А чашку, Николай Павлович, всегда держите крепко. Это самое верное средство не ускакать вслед за Белым Кроликом или ещё какими странными гостями. Я как раз задумала рассказик написать о чашке, очень полезная вещь в деле настраивания своих мыслей, знаете ли. Про чашку я совершенно серьёзно, если что. Может и напишу. Вот только письмо Ваше ещё несколько раз перечитаю, очень оно мне нравится – настоящий фейерверк Вашего юмора и фантазии. Спасибо Вам сердечное и горячее за него, за Вашу доброту и внимание.
Ника Марич 05.02.2025 23:59 Заявить о нарушении
Всех радостно улыбаю, то есть улыбательно обнимаю, вобщем, вы все меня поняли. В честь такого счастливого события трижды бросаем вверх Белого Кролика и не забываем поймать.
Ника Марич 06.02.2025 00:05 Заявить о нарушении
Это запросто, и даже с большим нашим удовольствием!
Вот только как-бы не пришлось нам бросать по такой же траектории сэра Кенгуру. Да ещё трижды...
С обожанием, восторгом, душевным трепетом и нескончаемой благодарностью ко всем героям фантастического действа.
Вся в ожидании продолжения
Лара Осенева 06.02.2025 01:22 Заявить о нарушении