Витькино Зачем?

ВИТЬКИНО "ЗАЧЕМ ?"

Витька стоял на утренней службе в сельской церкви, куда его приучила ходить когда-то бабушка, и пел вместе со всеми прихожанами Символ Веры.

Последние слова этой молитвы - " чаю воскресения мертвых и жизни будущего века" - как всегда оставили в голове множество вопросов, которые давно не давали Витьке покоя : " А все ли чают этого воскресения ? Может быть, кто-то и не чает ? Может быть, кому-то это воскресение вообще ни к чему ? Воскреснуть, чтобы с самых первых дней жизни бояться вечно пьяного отца, слышать ругань матери, плач младшей сестрёнки, потом зачем-то ходить в школу, чтобы через восемь лет мучений и скуки окончить в городе ПТУ и работать на МТС шофёром - возить на поле навоз, а с поля картошку ? И почему меня никто не спросил, чаю я лично этого самого воскресения или нет ?"

Служба закончилась, прихожане разошлись из церкви и направились кто куда - кто на свой огород, кто в пивную, кто на свиную ферму. Витька не пошёл никуда, потому что у него сегодня был выходной. Он сел на деревянную лавочку в старом заброшенном парке около церкви и глубоко задумался.

"Хорошо бы спросить у самих мёртвых, чают ли они воскресения ? - думал Витька -  Но как это сделать ? Мёртвых закопали, чтобы они не проболтались о своих чаяниях, сверху ещё и большую кучу земли насыпали, а некоторых, особенно ретивых болтунов, и гранитной плитой придавили."

Витька встал со скамьи и пошёл в направлении сельского кладбища.

Дойдя до кладбища, он постоял у часовни, окинул могилы взглядом и снова подумал : " Ну вот, все они тут, целый город ! Тут их раз в несколько больше, чем тех, кто жив и болтается сейчас по селу, мозоля глаза. Все тут. Лежат, чают воскресения. А может, не чают ? Может, им вообще так спокойнее и если им предложить воскреснуть, то они пошлют тебя куда подальше ?"

Ночью, лёжа в кровати, Витька долго не мог уснуть.

Всё те же думы не давали ему покоя : " Вот сейчас засну, а утром опять просыпайся, тащись на работу. Чини там постоянно глохнущий мотор своего МАЗа, потом по грязи, по дождю кати на поле. Стой там, жди, мёрзни, пока тебе не навалят полный кузов мокрой, грязной картошки. Вези её в хранилище на просушку. И так раз десять, двадцать за день.
Зимой развози эту картошку и всё, чем хранилище набито, по рынкам и магазинам в город. Весной сев. Опять вози зерно, навоз, картошку и всякую дребедень туда-сюда. И так день за днём, год за годом, всю жизнь. И вот для всего этого надо утром просыпаться ? Зачем ?"

Утром, проходя мимо кладбища по дороге на работу, Витька снова думал :" Село очень древнее. На въездном памятном знаке написано, что ему 800 лет. И кладбище тоже очень древнее. Есть могилы, которым сотни лет.

А в самом дальнем углу есть вообще такие заброшенные, древние могилы, которым, наверное, столько лет, сколько селу ? Кто знает, сколько им лет. Стоят грубые каменные кресты, заросшие мхом, а надписи на них давным-давно стёрлись. Есть одна могила, в которой, говорят, похоронен святой монах. А что, если раскопать её да и спросить у святого, чает ли он воскресения ? А может, его уже и нет в могиле, может, он воскрес ?"

Витька натянул на самые уши картуз и поднял воротник, чтобы беспокойные мысли оставили его, но мысли не отступали.

Вечером он взял лопату, фонарик и пошёл на кладбище.

До самого дальнего угла кладбища Витьке пришлось добираться через лес из кустов бузины и зарослей крапивы.

Столетние берёзы и липы так плотно смыкали здесь свои огромные, могучие кроны, что лучи августовского солнца почти не проникали сквозь них. Наркотически остро пахло сыростью болотных трав и падью прошлогодней и новой листвы.

Возле полуразрушенного камня, отдалённо напоминавшего крест, покрытого мхом и увитого хмелем, Витька остановился, воткнул в землю лопату, закурил и осмотрелся.

По зыбучему песку вечернего неба, словно бурлаки на репродукции знаменитой картины, что висела когда-то в школьном классе, медленно брели тяжёлые облака. Где-то вдали невыносимо однообразно, как больной зуб, ныла циркулярная пила да с лютой злобой, осатанев от голода, иглами со всех сторон налетали и кололи комары.

Витька оборвал траву на едва заметном холмике у креста и принялся копать.

Начинало смеркаться. Ещё сильнее потянуло сыростью болота и холодом ранней осени.

Витька яростно, с затаённой ненавистью, словно мстил кому-то за что-то, копал и лихорадочно думал : " Сейчас, сейчас я всё узнаю ! Если святой воскрес, значит в гробе его не будет. А если он там, он мне и ответит на все эти проклятые вопросы, которые не дают спокойно жить. Так или иначе, но ответит. Главное, мне их ему задать !"

Наконец, лопата стукнула о что-то твёрдое. Витька, стоя почти по самые плечи в яме, стал копать ещё яростнее.

" Что ты тут делаешь, парень ?" - вдруг услышал он над собой резкий, недружелюбный голос, заставивший его вздрогнуть.

"Всё ! - мелькнуло в витькиной голове -  Уже ничего не спрошу и не узнаю !"

Он поднял голову и обернулся. Над ним, у самого края ямы, стояли три человека : кладбищенский сторож и два милиционера.

Ночь Витька провёл в милицейском участке, в городе, куда его, как опасного преступника, с шиком доставили в закрытом фургоне автозака, и где он долго подписывал какие-то бумаги, рассказывал свою скучную и короткую биографию, беседовал со следователем, а потом в камере СИЗо вместе с двумя типами, которых видел впервые в жизни, играл замусоленными картами в буру.

И в голове его всё так же вертелся этот жуткий, не дающий покоя ни днём, ни ночью вопрос : " Чаю воскресения мертвых !? А зачем воскресать ему, Витьке, сельскому рабу, батраку на чьих-то плантациях, не видевшему ничего хорошего, кроме загнанных тяжёлым крестьянским трудом матери и отца, кроме злой соседки, обругавшей его только за то, что он подобрал несколько яблок с её яблони, свесившей свои ветки на дорогу, кроме драк до крови на танцах по воскресеньям, кроме грубых до животной жестокости сельских мужиков, ведущих бесконечные, однообразные разговоры о картошке и рыбалке, об охоте да выпивке.

Воскреснуть, чтобы увидеть, услышать и пережить всё это снова ? Зачем?"


Рецензии
Доброго здравия уважаемый Владимир, хорошие вопросы поставили перед читателем, призывая к диалогу на вечные темы о жизни, о религии, о мировосприятии, не потому ли ЛГ обычный тунеядец, невежда и современный вандал, чтобы читатель решил все его множественные "зачем?". Текст составлен как хитроумная уловка или оправдание совершённого злодеяния - надругательство над усопшим и раскопка могилы с умыслом разграбления древних артефактов в целях наживы. Однажды, много лет назад, в силу служебных обязанностей, мне довелось побывать на заброшенном кладбище, где было раскопано несколько могил, на поверхность были подняты скелетные останки и... кирзовые сапоги, странным образом не истлевшие. Так вот, мёртвые молчат и вандалов тогда не нашли. Надеюсь, что у ЛГ было достаточно пустого времени на нарах, чтобы обдумать все свои "зачем?", дабы нам не тратить время на полемику.
Мы славим Величие жизни!
Я за всё Вас благодарю!

Надежда Щербакова 8   26.01.2022 16:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Надежда !

Благодарю Вас за отзыв и за столь неожиданную для меня трактовку моего рассказа, ведь совсем противоположную мысль пытался я выразить, написав этот рассказ.

Открою Вам свой свой маленький секрет.

Толчком к написанию рассказа послужил афоризм любимого мною философа Артура Шопенгауэра, который звучит так : "Если постучать мёртвым в гробы и спросить их, хотят ли они воскреснуть, то они отрицательно покачают головами."

Мой рассказ - лишь литературное оформление этой мысли великого философа.

Литературный герой моей повести - не тунеядец. Какой же он тунеядец ? Он крестьянин, честно работающий на полях. Он и не вандал, и не грабитель. Разве он преследовал цель наживы, раскапывая могилу ? Нет. Неужели к такому заключению приводит сюжет рассказа ? В таком случае это упрёк мне за то, что я не смог ясно выразить своей идеи.

Мой ЛГ - Витька - это отчаявшийся от мерзостей жизни молодой и, к сожалению, обманутый современным образованием человек, обманутый жизнью, человек непросвещённый, лишённый подлинных знаний, ведь подлинные знания, просвещающие голову, не даёт ни школа, ни ( подчёркиваю !) религия.

Вопрос Витьки абсолютно правомочен, ибо вытекает из жизни, в которую он с детства погружён - из её беспросветной тупости, бессмысленности, безнравственности, жестокости, потребительской сущности.

У меня Витька вызывает чувство сострадания, ибо все его "зачем ?" - это и мои вопросы, которые я задавал в юности и не мог найти на них ответа. Окончательный ответ на эти вопросы дала мне философия буддизма. Я очень благодарен Будде и его учению. Оно внесло ясность в мои мозги и освободило от отчаянных поступков, которые совершил мой герой.

Я благодарен так же Платону, Сократу, Иммануилу Канту, другим философам и особенно Артуру Шопенгауэру за его великолепный труд "Афоризмы житейской мудрости". Эта книга стала для меня настольной с юности, с того момента, когда я её открыл и прочёл в ней первые строки.

То есть Витька - это я.

С уважением,
Володя.

Владимир Привалко   26.01.2022 17:35   Заявить о нарушении
Простите меня, Володя, за столь резонный отклик, уж чересчур глуп и наивен поступок Витьки раскопать могилу, чтобы спросить у мертвеца, чает ли он воскрешения, нетрудно понять, что в древнем захоронении не найти ответ, однако радует смелость и решительность молодого человека найти таким способом ответ, жаль, что рядом не было мудрого наставника, способного философски ответить на все эти мучительные "зачем?", так бы ошибок и сомнений в жизни было меньше, но, как говорится: каждый человек для себя учитель, врач, бог, палач, судья и слуга!
Благодарю Вас за доброе отношение, за искренность, за великолепный творческий труд, я просто влюбилась в ваши рассказы и пусть отклики, рождённые на эмоциях и впечатлениях от прочитанного не доставляют разочарований и обид, а вдохновляют на новые совершенные творения.
С почтением Надежда.

Надежда Щербакова 8   26.01.2022 19:29   Заявить о нарушении
Спасибо, Надежда, за Ваши неравнодушные рецензии. Это самое ценное для меня.

Что же касается Витьки, то доведенный до отчаяния и запутавшийся в сложных вопросах жизни человек, тем более человек очень молодой и неопытный, способен на любое безрассудство, даже на суицид, что нередко и происходит.

Как важно помочь юноше разумным, отрезвляющим словом, как необходим в таких случаях мудрый, опытный наставник рядом. Но где их взять ? Прекрасно в стихах сказал обо всём этом Есенин :

"Ну кто из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался ?
Их было мало с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался !"

Всего Вам доброго ! Хорошего вечера, утра и дня !

Владимир Привалко   26.01.2022 22:12   Заявить о нарушении