Новгородские немецкие колонии

Рубрика НОВГОРОДСКИЕ НЕМЕЦКИЕ КОЛОНИИ. Rubrik DEUTSCHE KOLONIEN IN NOWGOROD

Продолжаем рассказывать о жизни немецких колоний Новгородчины.
И сегодня речь пойдёт о школах НИКОЛАЕВСКОЙ (Nikolai-Kolonie) и АЛЕКСАНДРОВСКОЙ (Alexander-Kolonie) колоний, которые были открыты в 30-е годы XIX века, сразу после основания самих колоний (1835-36 гг.). Немецкие школы работали бесперебойно до 1915 года, а затем, после шестилетнего перерыва, возобновили свою работу уже при советской власти в 1921 году и вплоть до 1941 года в этих школах обучались дети немецких колонистов. В новгородских архивах остались сведения об учителях и руководителях немецких школ: Петр Кельдер, Вильгельм Римплер, В. Гревинг, Эльза Оттовна Буторина, Э. Пэрник, Алексей Алексеевич Михайлов, А. Г. Мурман, А.П. Барч и Ц.К. Барч, Г. Ваккер, М. Гевейлер, Фёдор Карлович Шеф, Раар.
На сегодняшний день в Великом Новгороде и Новгородской области как таковых немецких школ нет. Но функционирует на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия «Эврика» Центр дополнительного образования «Школа немецкого языка». Гимназия активно сотрудничает с немецкими коллегами из города-побратима Великого Новгорода - Биллефельда.

Из отчета о работе школы Ново-Николаевской колонии в 1924/1925 учебном году от 3 июня 1925 г.
Школа Ново-Николаевской колонии существует с 1835 г.
В дореволюционное время преподавание в школе несло религиозный характер, в основу было положено преподавание закона Божия. Ввиду того, что учителями были исключительно люди духовного звания, т. н. кистеры, и на одного человека вся школьная работа при приблизительном количестве учащихся в 150–160 чел. особенного внимания школе они не уделяли.
Такое положение в школе существовало до января 1924 г. С этого времени занятия распределялись уже между 3-мя учителями, была создана 3-я группа, а в ноябре 1924 г. и 4-я группа. Шк[ольные] занятия в [19]23/[19]24 г. происходили с некоторыми перерывами ввиду сильной нагрузки, а в [19]24/[19]25 г., при достаточном количестве школьных работников, занятия шли нормальным темпом. Начало занятий было 13 октября; конец —
15-го мая.... Население колонии составляют выходцы из Германии и Швейцарии. Главное занятие — земледелие. Преобладающий элемент
середняцкий. К национальным особенностям колонистов можно отнести исключительную дисциплинированность в исполнении общественных работ. Культурный уровень их довольно высокий. Имеется в колонии кооператив, при нем случной и прокатный пункт; Комитет взаимопомощи; машинный способ обработки полей и 7-ми и 8-ми польное землепользование. Изба-читальня функционирует, при ней имеются кружки... Школа работает с сельско-хоз[яйственным] уклоном ввиду
того, что сельхозпроизводство играет главную роль в местной жизни. ...Проверка знаний производилась в беседах посредством письменных работ, рисунков. В заключении можно сказать, что положительные результаты в приобретении навыков и общих знаний имеются у учащихся,
но неправильная непосещаемость, вследствие перегруженности детей домашними работами, заметно тормозит школьн[ую] работу.
Зав[едующая] школой Ново-Николаевской кол[онии] Ц. Барч.
Резолюции: 1. К сведению. Я. Кродер. 2. В отчете ничего не говорится об организации при школе школьного кооператива, детской
площадки и пионерских отрядов. Кродер.
ГАНО. Ф. Р-265. Оп. 2. Д. 414. Л. 60–65. Подлинник. Рукопись.
Карандаш.;

Обучение детей было обязательным и велось на немецком языке, хотя изучалась и русская азбука. Особое внимание в этих школах уделялось преподаванию закона Божия. Данные школы обслуживали только колонии.
Результаты обучения выражались в том, что среди колонистов был наибольший процент грамотных по сравнению с жителями других волостей Новгородского уезда.

«Распределение дня учителя», согласно которому распорядок дня учителя был следующим: работа в школе — 5 часов, обед, отдых, самообслуживание — 2 часа, подготовка — 2 часа, общественная работа — 7 часов, ужин — 1 час, сон — 7 часов.

;Отчет о работе в Ново-Николаевской школе за время
с 1-го января по 1-е апреля 1924 года.
С 1-го января [19]24 года состав педагогического персонала
Ново-Николаевской школы был следующий: заведующий школой русский учитель А. Михайлов и вновь присланные из Москвы два учителя немца: А.П. Барч и жена его Ц.К. Барч. На педагогическом совещании учителя распределили между собою занятия в школе следующим образом: Ц.К. Барч взяла себе младшую группу учеников и занимается в отдельном здании по всем предметам, т. е. по-немецки, по-русски и по арифметике. Две же старшие группы взяли себе т. Михайлов и А. Барч, занимаясь таким образом:до обеда с одною группою, а после обеда с другою; причем Барч
преподает немецкий и арифметику, а Михайлов — русский язык и пение, а в III-й группе, кроме того, рисование.
... Программа пройденного. По русскому языку во II-м отделении.
По грамматике. Повторение грамматических правил на правописание сомнительных согласных и гласных звуков. Члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение и обстоятельственные слова. Имя существительное: род, число и падеж(склонение).
Чтение коротеньких рассказов и пересказ прочитанного, поясняя их иллюстрацией. Беседа по картинкам и по предметам. При рассказе обращается большое внимание на правильность речи. При заучивании наизусть стихотворений и басен предварительно делается краткое объяснение разучиваемого. Письмо на пройденное по грамматике, диктовка, а также списывание с некоторыми изменениями. Письмо по картинкам. Письмо ответов на данные вопросы. В связи с этим дано было списывать имена, отчества и фамилии вождей революции, названия советских праздников и проч[ее]....
Пение. Разучены революционные песни: Интернационал, Марсельеза и Похоронный марш; из русских песен: Колокольчики, Вниз по матушке по Волге и др. Пение гаммы и знакомство с интервалами.
Рисование. Проведение горизонтальных и вертикальных линий и рисование прямоугольных фигур.
Преподаватель русского языка, рисования и пения, завед[ующий] Ново-Николаевской школой А. Михайлов. 30-го марта 1924 года.
ГАНО. Ф. Р-265. Оп. 3. Д. 454. Л. 29–30 об. Подлинник. Рукопись.
Чернила.;

Под школу отводилось, как правило, «самое лучшее и обширное строение».
В 1917 г. школа в НИКОЛАЕВСКОЙ колонии представляла собой одноэтажное деревянное здание с несколькими комнатами. По сведениям за 1908 г., в АЛЕКСАНДРОВСКОЙ земской школе обучался 101 ребенок и работал один учитель, в Ново-Николаевской земской школе обучался 191 ребенок из обеих половин колонии и работал один учитель.

;Сведения о немецких школах Новгородского уезда от 4 февраля 1922 г.
1) Николаевская колония, Ново-Николаевской вол[ости]. Учащихся: 122 чел., учителей: 2 — т. Римплер и т. Гревинг. Подлежит обучению ок. 300 детей.
С 1915 г. школа была закрыта и начала функционировать с 1 октября 1921 г. с назначением туда немецких учителей.
2) Александровская колония, Селищенской вол[ости]. Учащихся: чел.411, учителей: 1 — т. Шеф.
Школа была закрыта также в 1915 г., назначенный туда наробразом весной 1921 г. русский учитель не приступил к работе из-за отсутствия отдельного хлева для его коровы. Теперешняя немецкая школа функционирует со 2-го сентября 1921 г.
Заведующий нем[ецкой] секцией Нов[городского] губ[нар]образа [подпись нрзб.].
ГАНО. Ф. Р-265. Оп. 1. Д. 401. Л. 12. Подлинник. Рукопись. Чернила.;

В первые годы советской власти при поддержке и активной организационной работе секций губкома РКП(б) и немецкой секции ГубОНО в Ново-НИКОЛАЕВСКОЙ и АЛЕКСАНДРОВСКОЙ колониях с осени 1921 г. возобновили работу школы (закрытые в 1915 г.), и колонисты всегда старались, чтобы в школе был учитель-немец, но, в то же время, и учитель, проводивший занятия на русском языке. Сотрудники немецкой секции ГубОНО отмечали, что в течение предшествовавших шести лет занятия в школах совершенно не проводились. Заместитель заведующего немецкой секцией писал в августе 1921 г.: «Дети немецкой национальности никакого образования не получали, и никто об этом не заботился, и, если в дальнейшем это будет продолжаться, то немцы в губернии будут дикими, то есть такими темными неучами».

В 1920-е годы школа Ново-НИКОЛАЕВСКОЙ колонии располагалась в центре поселения и занимала два больших дома, занятия вели три, а затем четыре учителя. В АЛЕКСАНДРОВСКОЙ колонии школа находилась в большом собственном доме, занятия вели два учителя. Языком преподавания был немецкий, а русский язык преподавался как предмет. Также преподавалась арифметика, пение, рисование, один раз в неделю проводились занятия физкультурой.

Хозяйственное содержание школ, содержание учителей и обслуживающего персонала было полностью возложено на жителей колоний, для чего с каждого из них взимался определенный взнос деньгами или продуктами. По вопросу содержания школы с сельсоветом колонии заключался специальный договор, в котором подробно прописывались все условия.

;Постановление бюро нацмен Новгородского ГубОНО о разрешении представителям национальных меньшинств губернии содержать за свой счет школы нерусского языка № 230 от 4 апреля 1922 г.
Бюро нацмен 25 марта с. г. постановило: национальностям нерусского языка разрешить содержать школы и др[угие] культпросв[ет] учреждения за свой счет целиком при обязательном условии: все такого рода учреждения беспрекословно подчинить существующим по этому делу установлениям государства.
Губнаробразом постановление утверждено. Просим принять это к руководству и сообщить заинтересованным колониям национальностей нерусского языка.
Зам[еститель] зав[едующего] губнаробразом (подпись).
Зав[едующий] бюро нацмен (подпись.)
Нач[альник] адм[инистративной] части (подпись).
С подлинным верно: секретарь [подпись нрзб.].
ГАНО. Ф. Р-71. Оп. 3. Д. 14. Л. 24 об. Заверенная копия.
Машинопись. Подпись чернилами.;

Обеспечение деятельности немецких школ встречало немало трудностей — это частая смена учителей, отсутствие учебников и книг на немецком языке, отсутствие дров для отопления школы, необходимость ремонта и пр.
Одной из проблем было то, что родители зачастую оставляли детей дома для выполнения работы по хозяйству.
Резко снижалась посещаемость школы детьми в период полевых работ и во время религиозных праздников, например, Пасхи.
Часто в качестве причины того, что ребенок не посещает школу, указывалось отсутствие у него одежды и обуви.
Трудно было посещать школы в колониях детям, проживавшим на отдаленных хуторах и выселках.

;Определение Новгородского ГубОНО Ново-Николаевскому сельсовету о работе в колонии школы I-й ступени № 467 от 21 августа 1923 г. г. Новгород
По утвержденному губернским отделом народного образования
производственному плану в вашей колонии должна существовать
школа I ступени. Наступает новый 1923/[19]24 уч[ебный] г[од]
с 15 сентября, необходимо привести все в порядок, чтобы не задержать школьных занятий.
Содержание учителей и технических служащих государство
берет на себя, но хозяйственная часть по содержанию школы
(отопление, освещение, мелкие ремонты, наем помещений, где нет
собственных и проч.), вследствие пока еще тяжелого экономического положения государства, возлагается на местных крестьянколонистов.
Просим не отказаться от содержания хозяйственной части школы и заключить относящийся к этой части договор с уполномоченным уездного отдела народного образования.
Зам[еститель] зав[едующего] ГубОНО [подпись нрзб.].
Завед[ующий] п[од]/о[тделом] нацмен Я. Кродер.
Зав[едующий] нем[ецкой] секц[ией] [подпись нрзб.].
ГАНО. Ф. Р-71. Оп. 3. Д. 13. Л. 37. Подлинник. Машинопись.
Подписи чернилами.;

Помимо обучения детей, школьные учителя проводили работу по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Так в НИКОЛАЕВСКОЙ колонии в 1926 г. было учтено 123 неграмотных взрослых в возрасте 15–30 лет и 44 неграмотных подростка в возрасте 10–14 лет. Для их обучения при школах создавались пункты ликвидации неграмотности. После окончания обучения специальная комиссия оценивала уровень грамотности взрослых и подростков.

;Извещение Новгородского уисполкома в Селищенский волисполком об открытии ликпункта при школе в Александровской колонии № 5726
27 декабря 1923 г.
При Александровской школе с 1-го января 1924 г. открывается
ликпункт на 25–30 человек неграмотных в возрасте от 14 до 30 лет,
проживающих в районе данной школы. Учителем по ликвидации
неграмотности назначен Плешанов. Волграмчека должна принять
все меры к скорейшему учету неграмотного населения в районе
данной школы и привлечь неграмотных на ликпункт.
Необходимо пригласить всех неграмотных района школы на общее собрание (если в район школы входят несколько деревень, собрания устраиваются в каждой из них отдельно) и в беседе с ними
выяснить всю важность ликвидации неграмотности для самих неграмотных, а затем постановление ВЦИК и СНК к 10 годовщине
Октябрьской революции закончить неграмотность в Республике.
Кроме того, еще раз указывается волграмчека на необходимость
закончить учет неграмотного населения в волости от 14 до 30 лет
и поспешить с высылкой сведений в уполитпросвет, так как отсутствие сведений по Вашей волости задерживает работу.
Волграмчека при учете неграмотного населения пользуется аппаратом и средствами волисполкома.
Зав[едующий] общим отделом УИК [подпись нрзб.].
Зав[едующий] УОНО К. Фураев.
Зав[едующий] уполитпросветом [подпись нрзб.].
Зав[едующий] отделением ликв[идации] неграм[отности]
[подпись нрзб.].
Резолюция: Составить полный список зарегистрированных неграмотных по известной форме с указанием мест прикрепления
к ликпунктам. 2/I-24 г. [подпись нрзб.].
ГАНО. Ф. Р-103. Оп. 1. Д. 384. Л. 4. Подлинник. Машинопись.
Подписи чернилами и карандашом.;

К 20 августа 1941 г. Новгород был оккупирован фашистскими войсками и история немецких школ Новгородчины закончилась.

#немецкаяшколароссии #российскиенемцы #немецкиеколонииновгорода
---------------------------------------------
1.Немецкие колонии Новгородской губернии в первое десятилетие советской власти (1918–1927 гг.): Сборник документов / Сост.: Н.В. Салоников (отв. сост.), Н.С. Федорук и др.; науч. ред. И. В. Черказьянова. — Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. — 496 с. ISBN 978-5-4469-1325-1
2. Гимназия "Эврика" http://www.gimnasiya-evrika.ru/

================

Автор перевода на немецкий язык Monika Hotmann (https://vk.com/monihotmann)
Этномедиапроект Ксении Рормозер HEIMAT ZEITUNG https://vk.com/vn_heimatzeitung


Рецензии